САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Дмитрий Меньшиков: «Азъ есмь всему миру Свет»

Дмитрий Меньшиков: «Азъ есмь всему миру Свет»

« Назад

01.04.2015 12:09

С марта 2015 года в Витебской Духовной Семинарии экспонируется выставка «Азъ есмь всему миру Свет», приуроченная Дню православной книги. В рамках которой, каждый желающий может прикоснуться с духовным литературным наследием своего народа.

Находясь в мире современных технологий и коммуникаций достаточно сложно для нас найти человека, не умеющего читать или писать. Неужели было время, когда наш народ не имел своей письменности?! Ведь умение говорить на каком-то языке, для обычного человека, всегда сопряжено с умением на этом языке писать. И конечно же, если находились люди не знающие грамоты, то их считали невежами и непросвещенными. Но как ни странно, письменность славянского народа появляется гораздо позже, нежели его государственность. Для мира славяне этого периода были отождествляемы с грубыми невежами, живущими во мраке бескультурья. Невозможно себе даже представить, что великий славянский народ, из которого вышли великие писатели и высочайшего умозрения произведения, мог оставаться во тьме неведения и забвения. И действительно, Свет мира не оставил этих удивительных земель.Просвещение пришло сюда с величайшими учителями. Равноапостольными Мефодием и Кириллом. Наши предки, можно сказать получили совершенную письменность сразу, старанием богоносных братьев, в отличии от других народов, письменность которых развивалось веками.

Первым словом для славян, написанным на родном языке, стало Слово Божье, и неудивительно, ведь еще апостол Иоанн Богослов написал: «В начале было Слово и Слово было у Бога, и Слово было Бог»(Ин.1:1). Именно Святое Писание стало началом для просвещения и истоком к образованию культуры и менталитета русского народа. Незря с X века Русь именуется Святой.

Святые братья Мефодий и Кирилл образовывают рукописные школы и дело начатое ими продолжают их ученики. Одним из которых, на Туровской земле явился свт. Кирилл Туровский, с его именем связаны: рукописная Туровское Евангелие XI века, а так же переписанные им «письма Черноризца Храбра». Нельзя не упомянуть, что большие произведения рукописного периода, целиком писались на пергаменте (коже животных). В XII веке в Полоцке появляется Полоцкое Евангелие, а так же «Житие преподобной Евфросиньи, игумени и княжны Полоцкой». Таким образом мы могли заметить, что по мимо богослужебной литературы, пишутся и другие произведения, такие как жития святых. На Витебской земле к рукописному периоду относятся: Друцкое Евангелие и Библия, написанная в рукописной мастерской при Благовещенском Храме г. Витебска.

С развитием технологий, для книги приходит новый период – книгопечатание. Первая печатная книга в Беларуси связана с именем, уроженца Полоцка, Франциска Скорины. Он издает избранные книги Библии, употребляя большое количество гравюр и личных комментариев. Однако, книгопечатание на Белой Руси, появляется с первым русским книгопечатником – Иваном Федоровым в середине XVI века. Его первым произведение стал «Апостол», а вслед за ним и Библия. Так же, значимо было и появление первой «Азбуки», для научения детей, учившихся до этого в основном только по псалтири и часослову.

Развитие книгопечатания сделало возможным быструю и более качественную передачу и распространение литературы, в отличие от рукописного периода, где на написание одной книги уходили годы. Появляется многочисленная богослужебная и житийная печатная литература (Библия, часослов, псалтирь, минеи, октоих, жития святых и др.) В 1631 году в Кутеинской обители, в типографии Спиридона Соболя, издается первый «Букварь».

Наступает период расцвета и распространения православной книги. Появляется много авторов со своими прекрасными произведениями. На протяжении двух столетий Православная Церковь издает множество литературы.

Переворот 1917 года приостанавливает эту деятельность, а с пришествием Советской власти совсем ее закрывает. Для Церкви начинается период гонений. Очень редки случаи советского времени, когда все-таки удавалось что-то напечатать, однако издания выходили очень малым тиражом.

Наступил период «самиздата», люди, не имевшие возможности приобрести православную литературу, саморучно переписывают книги и распространяют. В большинстве случаев литература изготавливается на фотобумаге, так к примеру, на сорокалетие восстановления патриаршества на Руси, Московская Патриархия выпускает памятный альбом всех предстоятелей РПЦ.

С 90-х годов XX века, для православного издательства наступает период возрождения. В Витебской епархии начинают издавать духовную литературу и переиздавать ту, которая была издана ещё в концеXIX начале XX веков.

Наверное, самое ценное, что человек может почерпнуть в истории – это опыт. Тем более тысячелетний опыт нашего народа, который передается из поколения в поколение в литературных памятниках нашей истории.



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
03.05.25

Белорусскими беглыми при активном участии потомков полицаев и предателей, осевших за рубежом, предполагается возложить вину за геноцид белорусского населения фашистами в годы Великой Отечественной войны не на фашистов, а …на правительство СССР и партизанское движение, создав миф, во многом аналогичный мифу об украинском «голодоморе». Как и в случае с Украиной, в Белоруссии, основываясь на реальных фактах, данными силами, поддерживаемыми из-за рубежа, предполагается полностью изменить общественную оценку произошедшего. Стратегической целью всего этого является воспитание ненависти к России, к русскому народу, срыв интеграционных процессов в рамках Союзного государства России и Белоруссии, как и Евразийского Экономического Союза.

03.05.25

Взятие Берлина  было убедительным свидетельством превосходства советского военного искусства над искусством гитлеровской армии. Подготовленная в кратчайшие сроки и в исключительно сложных условиях Берлинская операция завершилась полным разгромом и уничтожением мощной группировки врага в невиданно короткий срок – всего за 17 дней. Отмечая это, маршал Советского Союза А. М. Василевский много лет спустя писал: «Темпы подготовки и осуществления завершающих операций свидетельствуют о том, что советская военная экономика и Вооруженные Силы достигли в 1945 году такого уровня, который и позволил сделать то, что ранее показалось бы чудом».

03.05.25

В условиях глобального, общепланетарного кризиса проблема социального прогресса становится проблемой выживания самого человечества. Как подчеркивается в Докладах Программы развития ООН сегодня ясно одно: «развитее, увековечивающее современное неравенство не только не является устойчивым, но и нет смысла сохранять его». Итак, объективная логика философско-исторического процесса подводит человечество к идее справедливого общественного устройства в современном мире. А эта идея и есть идея социализма в общепланетарном масштабе.

02.05.25

23-24 апреля боевые действия на всех направлениях приняли особенно ожесточенный характер. Хотя темпы продвижения советских войск несколько снизились, противнику не удалось остановить их наступление. Замысел немецкого командования по предотвращению окружения и расчленения, шедшей на помощь Берлину группировки гитлеровских войск, был сорван.

30.04.25

Великая Отечественная война была не просто военным столкновением между союзами соперничающих государств. Это была величайшая в истории битва не на жизнь, а на смерть между человеколюбием и человеконенавистничеством, Добром и Злом, Светом и Тьмой. Это была непримиримая схватка между свободолюбивыми народами Русского мира и черной нацистской Европой с бесноватым фюрером во главе. И последней точкой в этом небывалом четырехлетнем сражении стала битва за столицу «тысячелетнего» рейха - Берлин.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru