САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Дмитрий Соколов: «Меня следует считать русским художником»

Дмитрий Соколов: «Меня следует считать русским художником»

« Назад

04.06.2015 12:56

Знаменитой панораме Франца Рубо «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.» исполнилось 110 лет

Панорама «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.» – такой же узнаваемый символ города, как и памятник затопленным кораблям, Малахов курган, Сапун-гора и руины древнего Херсонеса.

Как произведение искусства севастопольская панорама представляет собой огромную по размерам картину, дополненную предметным планом (площадь около 1000 кв. м) и размещённую в здании цилиндрической формы со смотровой площадкой в центре. Этот музей является частью мемориального комплекса на Историческом бульваре, посвящённого героизму защитников Севастополя во время Крымской войны.

Благодаря своему расположению (доминирует над Корабельной и Центральной частями Севастополя), панорама хорошо просматривается при въезде в город с основных сухопутных и морских магистралей.

Ежегодно музей посещают сотни тысяч туристов. Не только из России и стран СНГ, но и из дальнего зарубежья. Событием в культурной жизни Севастополя стал проходивший на Историческом бульваре городской музейный праздник «Панораме–110!». Ровно столько исполнилось со дня открытия панорамы известного художника, основоположника русского панорамного искусства, профессора класса батальной живописи Франца Рубо. Он запечатлел один из самых значительных эпизодов севастопольской эпопеи – бой на Малаховом кургане 6 июня 1855 г.
Panorama1854-1855
Работу над панорамой художник начал в 1901 г. Приехав в Севастополь, он изучал исторические документы, осматривал места боев, беседовал с участниками и очевидцами событий, а затем в Петербурге создал эскиз картины. Огромное живописное полотно (14 × 115 м) писалось в Мюнхене с помощью художников Шенхена, Мерте, Фроша и 20 студентов Баварской академии художеств.


Летом 1904 г. произведение доставили в Севастополь, а 14 мая 1905 г., к 50-летию героической обороны города, панорама была открыта для всеобщего обозрения. Одними из первых её посетителей были ветераны севастопольских сражений, которых удивила и растрогала достоверность воспроизведенных событий.


Как и другие работы художника, панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.» имела непростую судьбу. Уцелев во время революционных потрясений 1917 г. и Гражданской войны, во время противостояния с нацистской Германией живописное полотно загорелось после попадания бомбы в здание музея.

Борьба за спасение картины длилась около двух часов. Героическими усилиями моряков-черноморцев и солдат, бросившихся в огонь, удалось спасти 86 отдельных частей картины. Ночью 27 июня 1942 г. уцелевшие фрагменты произведения были погружены на последний корабль, прорвавшийся в осажденный город – лидер эсминцев «Ташкент». На его борту разместились также 2000 человек – раненые, женщины и дети. В тяжелых условиях, под непрекращающейся бомбёжкой немецких самолётов, экипажу корабля удалось доставить людей и ценный груз в Новороссийск. Однако трюмы, где находились фрагменты картины, оказались затоплены. Спасти удалось две трети картины площадью 1116 м², но состояние полотна исключало возможность его реставрации.

После окончания войны начались восстановительные работы. Фактически полотно было воссоздано заново на основании реставрированных фрагментов, фотографий, авторских этюдов, старых буклетов и других сохранившихся документов. Воссоздавая картину, художники-реставраторы обогатили её множеством новых решений. К 100-летию первой героической обороны Севастополя, 16 октября 1954 г., панорама вновь была открыта.

Торжественное открытие праздника, посвященного 110-летию панорамы, состоялось в 10 часов утра на площади перед зданием музея-экспозиции. Здесь была развернута выставка «Меня следует считать русским художником», рассказывающая о творчестве художника Ф. Рубо. Вниманию жителей и гостей города были представлены копии рисунков и картин создателя Панорамы разных периодов его творчества.

Выставку представил директор Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя Александр Рудометов. В беседе с журналистами (на церемонии открытия праздника присутствовали съёмочные группы ведущих севастопольских телеканалов) он рассказал об истории панорамы, перспективах развития музейного комплекса и насущных проблемах.

«Мы стараемся быть на уровне, – сказал Александр Александрович. – На сегодняшний день активно работаем как научно-исследовательское, собирательское, пропагандистское научно-просветительное учреждение, и ведём экскурсионную работу».

За все годы существования севастопольская панорама приняла 41 млн посетителей. После воссоединения Севастополя и Крыма с Россией музей продолжает пользоваться особенной популярностью. В 2014 г. его посетило около 500 тыс. туристов. В 2015-м руководство музея рассчитывает принять как минимум столько же посетителей.


Так, в течение мая панораму и другие объекты музейного комплекса посетили в пять раз больше человек, чем планировала администрация. Не так давно президент России Владимир Путин дал поручение о придании музею статуса Федерального и включении его в перечень особо ценных объектов Российской Федерации.


С 1 июня панорама будет работать без выходных в режиме продленного рабочего дня с 9:30 до 19 часов.

По случаю юбилея 27 мая с 19 до 21 часа панорама была открыта для свободного посещения. Программу праздничных мероприятий дополняли демонстрация фильма «Памятник народному подвигу» и тематический вечер «Великая картина великого подвига» в кинопавильоне музея. В реставрационных мастерских специалисты музея представили подлинные фрагменты живописного полотна кисти Ф. Рубо, а также рассказали о ведущихся реставрационных работах.

«В Российской Федерации, – сказала в интервью журналистам севастопольского телеканала «НТС» заместитель директора Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя, Светлана Костюченко, – на сегодняшний день нет музея, который бы так комплексно показал событие середины XIX века. А Восточная и Крымская война, как известно, была предтечей двух мировых войн. Война, которая унесла более миллиона жизней».

Вечером гостей музея ждал праздничный фейерверк на центральной площади комплекса.

Особую примечательность мероприятиям по случаю 110-летия севастопольской панорамы придало прибытие в город внучки художника Ф. Рубо Сильвии, которая обещала передать музею картины и эскизы своего деда. Приехав из Мюнхена, Сильвия Рубо приняла участие в научно-практической конференции «И века переживет севастопольская слава! Панорама Ф. Рубо 1905–2015», которая проходила 28 мая в кинопавильоне музея.


«Панорамы и важнейшие исторические картины, – сказала внучка художника, – Рубо написал на своей второй Родине, но даже в Баварии он чувствовал связь с российским народом. Наряду с заказами, он писал картины на исторические темы и панорамы для России, в которых проявлялось его уважение к русской истории».


Принять участие в научно-практической конференции приехали реставраторы и художники из ведущих музеев со всех уголков России. Многие из них давно хотели побывать в Севастополе и увидеть панораму. Все выступления участников получились весьма интересными. По сути, была представлена вся история музея и творчества Ф. Рубо. Рассказывалось об открытии панорамы в начале ХХ в., о её реставрации в послевоенное время. Гость из Москвы, Елена Сереброва, директор музея-панорамы «Бородинская битва», рассказала о современном состоянии данного произведения известного художника и проблемах реставрации батального полотна. Заместитель генерального директора Дагестанского государственного объединенного музея им. Тахо-Годи Джамиля Дагирова поведала о непростой судьбе еще одного произведения Ф. Рубо – панорамы «Штурм аула Ахульго». Как и севастопольская панорама, это батальное полотно серьёзно пострадало. Только не во время войны, а в 1920-е гг., во время наводнения. В 1928 году её передали в Дагестанский краеведческий музей.

Много говорилось о высоком историко-культурном потенциале севастопольской панорамы и других произведений Рубо, подчёркивалось его значение в реализации Программы патриотического воспитания граждан в Российской Федерации.

Источник



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru