САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Импортозамещение культуры – вопрос национальной безопасности.

Импортозамещение культуры – вопрос национальной безопасности.

« Назад

14.06.2023 00:00

Говоря о проблемах импортозамещения культуры, в первую очередь следует учитывать демографический аспект. Из истории мы знаем, что развитие искусства – это следствие общего развития цивилизаций с большой численностью населения. Поэтому для относительно небольшой Белоруссии сотрудничество с другими государствами оказывает положительное влияние. Одной из причин подавления местной культуры западным влиянием является «незалежность», т.е. изолированность, плохое финансирование в силу ограниченности региональной экономики, отсутствие подготовленных кадров. 

Запад объединяется в Евро-Атлантическое партнерство, имеет общие ресурсы, поддерживает свою культуру, намеренно создает суррогатные симулякры для насаждения либеральной идеологии в странах-конкурентах. 

Исторически белорусская культура формировалась в тесной связи с русской. Именно союз с Россией позволял нам сохранить свои традиции. Как ни странно, но вестернизация очень часто идет к нам через российские либеральные круги. Этот фактор следует учитывать. Не следует полностью отказываться от влияния Запада, надо принимать положительные направления. Особой популярностью начинает пользоваться восточные направления, это связано с усилением китайского влияния. 

Есть несколько стратегий противодействия негативному западному влиянию – реагирование на угрозы и выработка своей системы идей и ценностей. Пока мы с некоторым опозданием реагируем на угрозы, но необходимо самим разрабатывать цели, ставить задачи, находить способы реализации. В основу должна быть заложена система традиционных христианских ценностей и наша государственная идеология. 

На данном этапе мы ведем двойную работу: противодействуя угрозам, мы вырабатываем критерии того, что достойно высокого звания культуры, а что нет. 

Ориентирами должны служить христианские ценности и историческая традиция, на основе которых формировалась культура, выстраивались социальные отношения. 

Одной из проблем является юридический запрет реагировать на угрозы в сфере культуры – это конституционный запрет на цензуру и либеральная идеология, которую обязуется защищать государство – 2-я статья Основного закона. Эта статья дает приоритет либерализму, а, следовательно, формированию мультикультурализма без учета национальных интересов нашего народа. На основе либеральной антропологии доминирует эгоцентрический, зачастую гедонистический тип личности. Также в 4-й статье Конституции РБ, даже после внесения поправок о государственной идеологии, сохраняется плюралистическая модель идей и ценностей, что является косвенным препятствием к ограничению деструктивного контента. 33-я статья Конституции запрещает цензуру, т.е. лишает государство и народ - источник власти – рычагов воздействия на культуру и ограждение себя и своих детей от разрушительного влияния негатива в сфере информации, в том числе и в области современного искусства. 

Если принять во внимание ограниченность финансирования данной сферы, то наше культурное пространство все больше и больше наполняется «импортируемым продуктом ширпотреба». Ярким примером может служить активная деятельность иностранных фондов и НКО, которые многие годы оказывали активное влияние на культуру в РБ. 

Если говорить о конкретных шагах по решению проблемы, то наиболее оптимальным в ближайшей перспективе будет создание художественных советов, выполняющих роль цензоров на переходном этапе, пока не будет проведена Конституционная реформа и не будут приняты поправки в законодательство. Худкомиссии и худсоветы могли бы быть уполномочены рецензировать произведения деятелей культуры и художественных коллективов.  Например, до сих пор не определены четкие критерии, на основании которых вводятся возрастные ограничения 12+, 16+, 18+. 

Сегодня мы наблюдаем процесс так называемой «макдонализации» культуры. С экономической точки зрения это выгодно для региональных территорий. Госбюджет не позволяет выделять большие средства, чиновники соглашаются на импортизацию культуры, в итоге утрачивается национальная самоидентичность. К сожалению, в перспективе это может привести к утрате государственности. А с учетом миграционных процессов инкультурализма, хаотизации на фоне глобализации данный процесс разрушения государственности ускоряется и через несколько десятков лет может быть утрачена национальная культура, одна из задач которой формирование следующих поколений. Поэтому вопрос сохранения национально-культурной идентичности – это один из аспектов национальной безопасности.

Следует обратиться к опыту прошлого и вернуть дома культуры, вернуть парки отдыха Министерству культуры, сейчас они в ведомстве ЖКХ; наладить работу в торговых центрах и других местах проведения досуга. Государство должно контролировать СМИ не только в сфере новостной информации, но и в наполнении развлекательного контента. 

Широкий охват населения и вовлеченность большого числа граждан в данную сферу не только помогает вырастить талантливых деятелей искусства, но и формирует эстетические запросы населения, что повышает общий уровень культуры. Напротив, для продвижения «макдонализации» одним из условий является примитивизация вкусов и эстетических запросов граждан данной страны. 

Напомним, что гармонизация общества и человека требует определенных затрат и капиталовложений, а вот хаотизация – это не контролируемый процесс энтропии, т.е. деградации, поэтому сфере культуры должно быть уделено особое внимание. 

Юлия Чирва, теолог-религиовед



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
18.04.25

Несмотря на то, что Белоруссия – это партизанский край, в постсоветский период с привлечением всех возможных Интернет-ресурсов (а до попытки государственного переворота в Республике Беларусь в 2020 году – даже на страницах легально продаваемых в киосках СМИ – «Народнай воли» и др.), распространяемых книг (Илья Копыл «Война. Небышино» и др.) силами бело-красно-белой прозападной оппозиции активно проводится компания по дискредитации партизанского движения, перекладывания вины за массовое уничтожение белорусского населения с оккупантов на партизан.

17.04.25

2024 год в Республике Беларусь проходил под знаком 80-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков – было реконструировано и обновлено множество мемориальных и музейных комплексов, памятников и мемориальных досок, создано несколько новых памятных мест. Эта работа продолжилась и в 2025 году.

16.04.25

В каком смысле консервативная идеология может войти в состав идеологии российского и белорусского государства? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не в признании человека религиозным и греховным существом, не как идеологии охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному принципу, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев.

07.04.25

Начиная с 2024 года в Республике Беларусь проходит масштабная подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая носит общегосударственный, общенародный характер. Ситуация в этом отношении в Белоруссии разительно отличается не только от постсоветских государств, где взяли верх откровенные реваншисты, идейные наследники колаборантов, участвовавших в войне на стороне фашистской Германии – на Украине, в Прибалтике, но и в других странах, сохраняющих память о войне, но не проводящих торжества такого масштаба.

07.04.25

Когда Ленин умер, то Священный Синод Русской православной церкви принял заявление, в котором выражалось «искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идею всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ… Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru