САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Импортозамещение культуры – вопрос национальной безопасности.

Импортозамещение культуры – вопрос национальной безопасности.

« Назад

14.06.2023 00:00

Говоря о проблемах импортозамещения культуры, в первую очередь следует учитывать демографический аспект. Из истории мы знаем, что развитие искусства – это следствие общего развития цивилизаций с большой численностью населения. Поэтому для относительно небольшой Белоруссии сотрудничество с другими государствами оказывает положительное влияние. Одной из причин подавления местной культуры западным влиянием является «незалежность», т.е. изолированность, плохое финансирование в силу ограниченности региональной экономики, отсутствие подготовленных кадров. 

Запад объединяется в Евро-Атлантическое партнерство, имеет общие ресурсы, поддерживает свою культуру, намеренно создает суррогатные симулякры для насаждения либеральной идеологии в странах-конкурентах. 

Исторически белорусская культура формировалась в тесной связи с русской. Именно союз с Россией позволял нам сохранить свои традиции. Как ни странно, но вестернизация очень часто идет к нам через российские либеральные круги. Этот фактор следует учитывать. Не следует полностью отказываться от влияния Запада, надо принимать положительные направления. Особой популярностью начинает пользоваться восточные направления, это связано с усилением китайского влияния. 

Есть несколько стратегий противодействия негативному западному влиянию – реагирование на угрозы и выработка своей системы идей и ценностей. Пока мы с некоторым опозданием реагируем на угрозы, но необходимо самим разрабатывать цели, ставить задачи, находить способы реализации. В основу должна быть заложена система традиционных христианских ценностей и наша государственная идеология. 

На данном этапе мы ведем двойную работу: противодействуя угрозам, мы вырабатываем критерии того, что достойно высокого звания культуры, а что нет. 

Ориентирами должны служить христианские ценности и историческая традиция, на основе которых формировалась культура, выстраивались социальные отношения. 

Одной из проблем является юридический запрет реагировать на угрозы в сфере культуры – это конституционный запрет на цензуру и либеральная идеология, которую обязуется защищать государство – 2-я статья Основного закона. Эта статья дает приоритет либерализму, а, следовательно, формированию мультикультурализма без учета национальных интересов нашего народа. На основе либеральной антропологии доминирует эгоцентрический, зачастую гедонистический тип личности. Также в 4-й статье Конституции РБ, даже после внесения поправок о государственной идеологии, сохраняется плюралистическая модель идей и ценностей, что является косвенным препятствием к ограничению деструктивного контента. 33-я статья Конституции запрещает цензуру, т.е. лишает государство и народ - источник власти – рычагов воздействия на культуру и ограждение себя и своих детей от разрушительного влияния негатива в сфере информации, в том числе и в области современного искусства. 

Если принять во внимание ограниченность финансирования данной сферы, то наше культурное пространство все больше и больше наполняется «импортируемым продуктом ширпотреба». Ярким примером может служить активная деятельность иностранных фондов и НКО, которые многие годы оказывали активное влияние на культуру в РБ. 

Если говорить о конкретных шагах по решению проблемы, то наиболее оптимальным в ближайшей перспективе будет создание художественных советов, выполняющих роль цензоров на переходном этапе, пока не будет проведена Конституционная реформа и не будут приняты поправки в законодательство. Худкомиссии и худсоветы могли бы быть уполномочены рецензировать произведения деятелей культуры и художественных коллективов.  Например, до сих пор не определены четкие критерии, на основании которых вводятся возрастные ограничения 12+, 16+, 18+. 

Сегодня мы наблюдаем процесс так называемой «макдонализации» культуры. С экономической точки зрения это выгодно для региональных территорий. Госбюджет не позволяет выделять большие средства, чиновники соглашаются на импортизацию культуры, в итоге утрачивается национальная самоидентичность. К сожалению, в перспективе это может привести к утрате государственности. А с учетом миграционных процессов инкультурализма, хаотизации на фоне глобализации данный процесс разрушения государственности ускоряется и через несколько десятков лет может быть утрачена национальная культура, одна из задач которой формирование следующих поколений. Поэтому вопрос сохранения национально-культурной идентичности – это один из аспектов национальной безопасности.

Следует обратиться к опыту прошлого и вернуть дома культуры, вернуть парки отдыха Министерству культуры, сейчас они в ведомстве ЖКХ; наладить работу в торговых центрах и других местах проведения досуга. Государство должно контролировать СМИ не только в сфере новостной информации, но и в наполнении развлекательного контента. 

Широкий охват населения и вовлеченность большого числа граждан в данную сферу не только помогает вырастить талантливых деятелей искусства, но и формирует эстетические запросы населения, что повышает общий уровень культуры. Напротив, для продвижения «макдонализации» одним из условий является примитивизация вкусов и эстетических запросов граждан данной страны. 

Напомним, что гармонизация общества и человека требует определенных затрат и капиталовложений, а вот хаотизация – это не контролируемый процесс энтропии, т.е. деградации, поэтому сфере культуры должно быть уделено особое внимание. 

Юлия Чирва, теолог-религиовед



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

01.04.24

В настоящее время с полным основанием можно утверждать о в целом сложившемся общем информационном пространстве Союзного государства. В связи с этим встаёт вопрос о его правовом оформлении. Речь идёт о согласованном принятии в Российской Федерации и Республике Беларусь закона «Об общем информационном пространстве Союзного государства», в соответствии с которым российские СМИ в Республике Беларусь и соответственно белорусские СМИ в Российской Федерации должны перестать считаться иностранными. Кроме того, в условиях жёсткой агрессии Запада против Российской Федерации и Республики Беларусь необходимы неотложные меры по совместной защите информационного пространства Союзного государства, включая создание соответствующей уполномоченной структуры.

01.04.24

Внешняя трудовая миграция в Республику Беларусь составила в 2023 году порядка 11 тысяч человек. Основное количество въехавших в Республику Беларусь для работы составили граждане Российской Федерации, Китая, Украины и Туркмении. Большинство трудящихся-иммигрантов, въехавших в Республику Беларусь для работы на основании специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью, прибыло по рабочим специальностям.

26.03.24

21 марта 2024 года на специальном заседании Центральной избирательной комиссии России председатель ЦИК Элла Памфилова озвучила официальный результаты итогов голосования на выборах президента России, согласно которым победителем стал Владимир Путин — 87,28% голосов избирателей (за него отдали свой голос 76 277 708 избирателей), далее расположились Николай Харитонов — 4,31% (3 768 470), Владислав Даванков — 3,85% (3 362 484) и Леонид Слуцкий — 3,20% (2 797 629). Явка составила 77,49%. В выборах приняли участие 87 576 075 избирателей.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru