« Назад 10.10.2016 18:39 Ирина Ушакова: Когда государством правит православный царь Личность императора Александра III по сей день вызывает искренний восторг у людей, преданных России и настороженность у тех, кому не дорого, не мило наше Отечество. Почему такой водораздел проходит в умах и сердцах наших соотечественников, чем заслужил к себе то или иное отношение приснопамятный государь? Об этом на основе документальных источников рассказывает книга Ивана Дронова «Сильный, державный. Жизнь и царствование Александра III», вышедшая в информационно-издательской компании «Ихтиос» в 2015 году. Читатель сможет узнать, что предваряло царствование Александра Александровича, как проходило его воспитание, как формировался характер будущего царя и кто оказывал на него влияние. Предположим, прочитанная им в детстве книга «Юрий Милославский» с таким героем, как предатель – боярин Кручина–Шалонский, на всю жизнь оставит понимание, что космополиты, предавшиеся «иноземным влияниям», опасны для России. А что сегодня читают наши дети?.. Обширное место в книге занимают размышления автора о пагубных последствиях реформ 1860-х гг. и методические шаги Александра III к консервативной политике, в итоге обогатившей государствообразующий народ. Были и во время царствования Романовых чиновники и взяточничество, но были и личности, которые могли радикально решать эти проблемы. Ну развалил флот великий князь Константин Николаевич, возглавлявший Морское министерство. Так цесаревич Александр Александрович организовал Общество Добровольного Флота, куда были привлечены талантливые морские офицеры, администраторы, финансисты, жертвователи, чтобы уже через два года выстроился целый флот, не стоивший государству ни копейки. Как нам сегодня не хватает таких смелых и деятельных людей, здоровой атмосферы в обществе, когда можно отличить добро и зло, когда целой страной думали не о хлебе едином… Автор книги напоминает нам, сколь многое было сделано за короткое время правления Александра III. При непрекращающейся подрывной работе, которая велась против русской монархии, в это предпоследнее царствование оформилась русская школа, вернулся русский стиль в иконописи, архитектуре, одежде, в быту – народу было любо, что государь тоже носит бороду, ест кашу и щи. «К концу царствования Александра III Россия догнала и перегнала США по добыче нефти, выйдя на первое место в мире, причём 9/10 производимых горюче-смазочных продуктов потреблялось внутри страны», «за время либеральных реформ (1863–1880 гг.) вклады населения номинально увеличились всего лишь на 1,9 млн. рублей (с 6,573 млн. до 8,428 млн. руб.) или на 15%. Но и этот весьма незначительный прирост был полностью съеден инфляцией, которая составила почти 35%… Совершенно иная картина наблюдается в царствование “националиста” Александра III. При нём за 13 лет (1881–1894 гг.) сумма вкладов в сберегательных кассах увеличилась почти в 40 раз», – пишет Иван Дронов. Россия выходила в мировые экономические лидеры, но главное – поднялось и окрепло народное самосознание. Автор книги замечает, что если во время «великих реформ» Александра II в литературе и живописи преобладали «идиоты Салтыкова-Щедрина», «бурлаки Ильи Репина», то в царствование Александра III их место заняли герои Н.С. Лескова, былинные «Богатыри» Васнецова, суворовские «чудо-богатыри» Сурикова, подвижники и святые Нестерова и Поленова. При Александре III были восстановлены кадетские корпуса, и количество дворянских детей в них выросло с 75 до 90 %. Что произошло с нами, если мы не можем сегодня не только помочь Донбассу – кровным русским людям, но молча смотрим на то, как катастрофически снизился уровень отечественного образования, как коварно разрушено производство, как обнищали центральные области России?.. Где сегодня тот человек, который мог удерживать Туркестан, Финляндию, Польшу, Прибалтику в объятьях России, как это делал Александр III?.. Книга написана строго и сдержанно, что позволило автору чётко расставить акценты и высветить свою позицию по данной теме. Его задача – не выискивать интригу, не смаковать человеческими слабостями, но утвердить читателя в правде. Информационная соразмерность глав этого исследования позволяет проследить основные направления деятельности сначала цесаревича, потом государя Александра III, будь то Русско-турецкая война 1876–77 гг., где он провёл несколько месяцев, разделив солдатские тяготы, будь то консервативная революция или национальная политика его царствования. Множество цитат, писем и дневников Александра III и его окружения открывают нам не только ход событий, но передают дыхание времени, отношения между людьми, приближёнными к трону: обер-прокурором Святейшего Синода К.П. Победоносцевым, министрами Д.А. Толстым, Н.П. Игнатьевым, С.Ю. Витте… Говоря о книге Ивана Дронова, важно обозначить и сквозную её тему – еврейский вопрос в России, отношения евреев и русских во второй половине XIX в. – как в образованных кругах, так и в народной среде. Как возникали «еврейские погромы», было ли на самом деле это существование государства в государстве, из каких соображений Александр III ограничил в правах именно евреев? Разобраться в этом автору помогли дневниковые записи и публикации К.П. Победоносцева, Ф.М. Достоевского, Ю.Ф. Самарина, И.С. Аксакова, К.Н. Леонтьева, С.М. Дубнова, Л.Д. Троцкого, наконец, Рида Дугласа. Сравнивая западное «общество-механизм», «модернизированное капитализмом» и русский самодержавный строй как «общество-организм», где «все члены взаимосвязаны и соподчинены по законам жизнедеятельности одушевлённой материи», Иван Дронов пишет: «Общество-механизм, возникшее в результате капиталистических революций на Западе, уничтожив органическую связь между своими частицами, раздробив их до молекул, сложилось уже на принципах неодушевлённой материи, превратилось в ряд агрегатов. Существование механизма не может быть целью само по себе, он – лишь средство, инструмент, предназначенный для достижения каких-то посторонних, внешних по отношению к нему целей. В конечном итоге такой целью является извлечение наибольшей прибыли из его ресурсов». Как очевидно это стало по отношению Запада к России, особенно в 1920-е, в 1990-е гг., когда удерживающей силы, способной защитить национальное достояние и национальное самосознание, не оказалось. И не это ли «общество-механизм» с его ювенальной юстицией, однополыми браками сегодня наступает на традиционную культуру, ещё сохраняющуюся в России? Да, русский царь, действительно был «националистом». «По некоторым оценкам, – пишет И. Дронов, – если в середине 1890-х гг. иностранный капитал контролировал не более 20–30% национального богатства России, то к 1913 г. – 60–70%, а к сентябрю 1917 г. – 90–95%». «Хозяйство “великой русской державы” под контролем приказчиков Ротшильда и Блейхрёдера: какую блестящую перспективу открываете вы нам, г. Витте!..», – цитирует автор Ленина. В книге «Сильный, державный…» мы так же найдём подробное журналистское расследование кончины (отравления) Александра III, узнаем – кому и почему мешал русский царь: внутри страны и в геополитической борьбе тогдашнего мира. Узнаем, кто из европейских стран был действительно нашим союзником, а кто строил козни и жаждал разрушения России, какой расклад сил был накануне последнего царствования и в преддверии Первой Мировой войны. Александр III работал на будущее, возможно, весьма отделённое, в котором сегодня живём мы, живём и продолжаем пользоваться достижениями его царствования, в том числе бесценной русской литературой и философией (это у нас не отнять). Придёт ли ещё такое время, когда всё в стране будет работать только для блага собственного народа?.. Русские государи точно были отцами народа, поскольку отвечали не перед Госдумой за свои поступки, не перед судом, а перед своими детьми, которым передавалось тяжкое бремя царствования. На мой взгляд, в книге не достаёт описания того, как воспитывал Александр III цесаревича Николая, успел ли он передать ему те волшебные ключи от русского богатства, которое перво-наперво заключалось в народной любви к своему царю, во взаимном доверии… Камертон, материал из журнала № 84 - Октябрь 2016 КомментарииКомментариев пока нет
|