САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Иван Архипов: Гордость и слава Подмосковья.

Иван Архипов: Гордость и слава Подмосковья.

« Назад

25.01.2016 19:19

Иван Архипов. Гордость и слава Подмосковья.  

Подмосковье по праву гордится своими народными промыслами. Далеко за пределами Московской области известны: роспись по шёлку платков и роспись металлических подносов (Жостово), производство фарфора и майолики (Гжель), лаковая миниатюра (Федоскино), изготовление знаменитых Павловопосадских шалей (Павлов Посад), производство фарфора (Вербилки), Богородская игрушка (Сергиев Посад), производство ёлочных украшений (Клин).

В художественной галерее «Университет культуры», расположенной в здании Дворца Республики, открылась интересная выставка совместного проекта «Гжель – Минск: истоки творчества и мастерства». Два творческих вуза из Подмосковья – Гжельский государственный университет и Белорусский государственный университет культуры и искусств развернули экспозицию студенческих и преподавательских работ, чем гордятся и приносят имидж государств, строящих единое Союзное государство.

Во-первых, гости из Раменского региона Московской области в двух залах галереи развернули свои художественные работы (изделия народных промыслов, скульптуры и картины, созданные маслом и гуашью студентами и преподавателями Гжельского университета). Два других зала были отданы белорусам – студентам Белорусского государственного университета культуры и искусств, которые на выставке представили свои лучшие работы из соломки, ковроткачества, гобелены, керамики, живописи и графики с кафедры народного декоративно-прикладного искусства. Минский танцевальный коллектив студентов продемонстрировал своё мастерство исполнения танцевальных и песенных номеров из фольклора двух братских стран – Беларуси и России.

_AVK7208

Перед открытием выставки удалось встретиться с гостями из подмосковной Гжели и получить исчерпывающие ответы о Гжельских промыслах и самих экспонатах выставки, которые достойны высокой оценки и могут украшать лучшие музеи мира и коллекции ценителей высокого искусства. Это была Галина Петровна Московская – декан факультета декоративно-прикладного искусства и дизайна, заслуженный художник РФ, член союза дизайнеров России, союза художников Российской Федерации и лауреат международных конкурсов. Из беседы узнал много интересного: русское декоративно-прикладное искусство керамики начиналось в XVII  веке. Керамика – это и есть превращение глины в настоящие произведения искусства и в предметы домашнего обихода, начиная от простейших гончарных изделий и кончая тончайшим фарфором. Отечественная керамика явилась большим и долгим путём в истории русского искусства. Начало её относится к рубежам XVII – XVIII веков и стало поворотным моментом в народных промыслах…

Гжельский университет находится в историческом центре русской художественной керамики. Испокон веков в Гжели занимались гончарным искусством, так как этот район Подмосковья богат залежами более 30 видов глин. С XVIII века у нас начали производить фаянс, а в следующем веке освоили и полуфаянс. Первые изделия фаянса относятся к Китаю, – VI века династии Тан, а в Европе Иоганн Фридрих Бётгер (в Германии) открыл способ производства твёрдого фарфора и в 1710 году основал первый в Европе фарфоровый завод в Мейсене. В России секрет фарфора раскрыл Дмитрий Иванович Виноградов. Он приезжал в Гжель, где исследовал местные глины и на подводах увёз их в Санкт-Петербург. К сожалению, для рецепта фарфора эти глины не пригодились, а в производстве были использованы глины из Карелии с разработкой рецептуры фарфоровой массы. В XIX веке в Гжели было более 160 мелких фарфоровых производств кустарей. Хочется отметить династию Кузнецовых, выходцев из Новохаритоново. Тогда уже Гжель объединяла более 30 населённых пунктов, где не было крепостного права, а кустарные производства работали в соответствии с царским указом. Кузнецовы стали монополистами по производству фарфорово-фаянсовой посуды. Стали производства в царской России, в Риге, Дулевске, Дмитровке, Песочном под Ярославлем, в Новгороде, где выпускались изделия массового производства. Это был «восточный товар» – чайники для трактиров; детей посылали для обучения в Строгановку. В Москве продавали изделия в Торговом доме, высокого качества и с большими сроками служб и пользовались большим спросом.

Гжельское производство после Октябрьской революции претерпевало взлеты и падения…

_AVK7206

В 1899 году по решению совета Строгановского Императорского художественно-промышленного училища в Гжели в селе Речицы открываются рисовальные классы по обучению детей искусству керамики и фарфора. И с этого времени в Гжели начинается художественное образование. 1899 год считается и датой образования Гжельского государственного университета (в прошлом института). Тогда было первых 11 студентов, а сейчас более двух тысяч. На нашем факультете 198 студентов, в колледже – 300  учащихся. В городах области работают 3 художественных школы и одна школа при университете. Наше учебное заведение стало многогранным и многоуровневым: колледж, первая ступень высшего образования, бакалавриат, магистратура и аспирантура… У нас свои заслуженные художники Российской Федерации, лауреаты международных конкурсов, с ученой степенью 80 процентов преподавателей…

_AVK7200

Другим интересным собеседником была заведующая кафедрой общехудожественных профессиональных дисциплин профессор университета, заслуженный работник высшего профессионального образования, член союза дизайнеров и член союза художников  России Ольга Борисовна Мышляева. «Гжель – это и название округа в Раменском районе Московской области, издревле славящейся своей глиной – «самой чистой и без примешания…, кою химики девственницею называют… белизною превосходна…», как об этом сказал М.В. Ломоносов. Из ревизской сказки XVIII  века: «промысел имевший деланием разных сортов посуды и сервизов». Гжелью еще называют традиционным народным промыслом, которому уже более 650 лет, и является центром производства глиняной, фарфоровой и фаянсовой посуды в России.

У нас в университете бережно сохраняются вековые традиции народного промысла и искусства, где осуществляется сам процесс трансляции посредством передачи опыта из поколения в поколение, как керамическое «чудо». Как раз частицы этих «чудес из чудес» и представлены на выставке в минской художественной галерее «Университет культуры».

_AVK7194

 Когда ознакомившись с этими экспонатами из Гжели невольно приходит на ум стихи Николая Рубцова о древнем храме Русского Севера «Ферапонтово»:… «И казалась мне эта деревня/ Чем-то самым святым на земле…» И это «чудо» «в горнице моей светло» стало солнечным зимним вечером при неоднократном ознакомлении с произведениями искусств из Подмосковья, когда минчане и гости белорусской столицы восторгаются этим «чудом из чудес», подарившим нам эту экспозицию (впервые в Беларуси), которая будет украшать художественную галерею «Университет культуры» в течении 3 недель...

 И продолжение рассказа об авторах работ и их творениях, об увиденном, будет непременно устами самих зрителей…

 



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
16.07.24

Беларусь стала полноправным десятым по счету членом ШОС. Соответствующее решение было подписано на заседании Совета глав государств-членов ШОС 4 июля 2024 года в Астане. Астанинский саммит ШОС считают «саммитом друзей Путина» и «триумфом Си».

09.07.24

Исторические свидетельства однозначно говорят о том, что польское восстание 1863-1864 годов было кровавым мятежом польской шляхты, которая намеревалась воссоздать своё безграничное «панование» на белорусских и малороссийских землях. С точки зрения Белой Руси, мятеж 1863-1864 годов был в корне антинациональным и представлял собой агрессию польской шляхты.

08.07.24

Складывается впечатление, что общественные силы, именующие себя левопатриотическим, живут в мире закостеневших идей и образов. «А ведь еще в 1920 году В.И. Ленин в своей работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» отмечал: «Наша теория не догма, а руководство к действию», – говорили Маркс и Энгельс». Методом же марксизма-ленинизма, как известно, является диалектика, которая предполагает в том числе отказ от проявившихся ошибок и заблуждений. Но у белорусских левых, похоже, всё по-иному.

05.07.24

Как показывает трагический опыт Украины, восточнославянское население, лишённое общерусской основы своего национального самосознания, становится податливой массой для циничных манипуляций по превращению её в жестокую русофобствующую орду.

30.06.24

Совсем скоро, 3 июля 2024 года, наша страна будет отмечать 80-летие освобождения от немецко-фашистской оккупации. Свободу нам принесла Красная Армия, основную роль, стержнем и основой которой был русский солдат. Немало за освобождение Белоруссии полегло украинцев, других народов бывшего Советского Союза. Но и белорусы, защищая общее Отечество, гибли на фронтах, создали мощнейшее партизанское движение, сильное подполье. Земля горела у врага под ногами. Но за нашу общую Победу мы заплатили неимоверную цену в жизни миллионов наших людей.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru