САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Иван Архипов: Гордость и слава Подмосковья.

Иван Архипов: Гордость и слава Подмосковья.

« Назад

25.01.2016 19:19

Иван Архипов. Гордость и слава Подмосковья.  

Подмосковье по праву гордится своими народными промыслами. Далеко за пределами Московской области известны: роспись по шёлку платков и роспись металлических подносов (Жостово), производство фарфора и майолики (Гжель), лаковая миниатюра (Федоскино), изготовление знаменитых Павловопосадских шалей (Павлов Посад), производство фарфора (Вербилки), Богородская игрушка (Сергиев Посад), производство ёлочных украшений (Клин).

В художественной галерее «Университет культуры», расположенной в здании Дворца Республики, открылась интересная выставка совместного проекта «Гжель – Минск: истоки творчества и мастерства». Два творческих вуза из Подмосковья – Гжельский государственный университет и Белорусский государственный университет культуры и искусств развернули экспозицию студенческих и преподавательских работ, чем гордятся и приносят имидж государств, строящих единое Союзное государство.

Во-первых, гости из Раменского региона Московской области в двух залах галереи развернули свои художественные работы (изделия народных промыслов, скульптуры и картины, созданные маслом и гуашью студентами и преподавателями Гжельского университета). Два других зала были отданы белорусам – студентам Белорусского государственного университета культуры и искусств, которые на выставке представили свои лучшие работы из соломки, ковроткачества, гобелены, керамики, живописи и графики с кафедры народного декоративно-прикладного искусства. Минский танцевальный коллектив студентов продемонстрировал своё мастерство исполнения танцевальных и песенных номеров из фольклора двух братских стран – Беларуси и России.

_AVK7208

Перед открытием выставки удалось встретиться с гостями из подмосковной Гжели и получить исчерпывающие ответы о Гжельских промыслах и самих экспонатах выставки, которые достойны высокой оценки и могут украшать лучшие музеи мира и коллекции ценителей высокого искусства. Это была Галина Петровна Московская – декан факультета декоративно-прикладного искусства и дизайна, заслуженный художник РФ, член союза дизайнеров России, союза художников Российской Федерации и лауреат международных конкурсов. Из беседы узнал много интересного: русское декоративно-прикладное искусство керамики начиналось в XVII  веке. Керамика – это и есть превращение глины в настоящие произведения искусства и в предметы домашнего обихода, начиная от простейших гончарных изделий и кончая тончайшим фарфором. Отечественная керамика явилась большим и долгим путём в истории русского искусства. Начало её относится к рубежам XVII – XVIII веков и стало поворотным моментом в народных промыслах…

Гжельский университет находится в историческом центре русской художественной керамики. Испокон веков в Гжели занимались гончарным искусством, так как этот район Подмосковья богат залежами более 30 видов глин. С XVIII века у нас начали производить фаянс, а в следующем веке освоили и полуфаянс. Первые изделия фаянса относятся к Китаю, – VI века династии Тан, а в Европе Иоганн Фридрих Бётгер (в Германии) открыл способ производства твёрдого фарфора и в 1710 году основал первый в Европе фарфоровый завод в Мейсене. В России секрет фарфора раскрыл Дмитрий Иванович Виноградов. Он приезжал в Гжель, где исследовал местные глины и на подводах увёз их в Санкт-Петербург. К сожалению, для рецепта фарфора эти глины не пригодились, а в производстве были использованы глины из Карелии с разработкой рецептуры фарфоровой массы. В XIX веке в Гжели было более 160 мелких фарфоровых производств кустарей. Хочется отметить династию Кузнецовых, выходцев из Новохаритоново. Тогда уже Гжель объединяла более 30 населённых пунктов, где не было крепостного права, а кустарные производства работали в соответствии с царским указом. Кузнецовы стали монополистами по производству фарфорово-фаянсовой посуды. Стали производства в царской России, в Риге, Дулевске, Дмитровке, Песочном под Ярославлем, в Новгороде, где выпускались изделия массового производства. Это был «восточный товар» – чайники для трактиров; детей посылали для обучения в Строгановку. В Москве продавали изделия в Торговом доме, высокого качества и с большими сроками служб и пользовались большим спросом.

Гжельское производство после Октябрьской революции претерпевало взлеты и падения…

_AVK7206

В 1899 году по решению совета Строгановского Императорского художественно-промышленного училища в Гжели в селе Речицы открываются рисовальные классы по обучению детей искусству керамики и фарфора. И с этого времени в Гжели начинается художественное образование. 1899 год считается и датой образования Гжельского государственного университета (в прошлом института). Тогда было первых 11 студентов, а сейчас более двух тысяч. На нашем факультете 198 студентов, в колледже – 300  учащихся. В городах области работают 3 художественных школы и одна школа при университете. Наше учебное заведение стало многогранным и многоуровневым: колледж, первая ступень высшего образования, бакалавриат, магистратура и аспирантура… У нас свои заслуженные художники Российской Федерации, лауреаты международных конкурсов, с ученой степенью 80 процентов преподавателей…

_AVK7200

Другим интересным собеседником была заведующая кафедрой общехудожественных профессиональных дисциплин профессор университета, заслуженный работник высшего профессионального образования, член союза дизайнеров и член союза художников  России Ольга Борисовна Мышляева. «Гжель – это и название округа в Раменском районе Московской области, издревле славящейся своей глиной – «самой чистой и без примешания…, кою химики девственницею называют… белизною превосходна…», как об этом сказал М.В. Ломоносов. Из ревизской сказки XVIII  века: «промысел имевший деланием разных сортов посуды и сервизов». Гжелью еще называют традиционным народным промыслом, которому уже более 650 лет, и является центром производства глиняной, фарфоровой и фаянсовой посуды в России.

У нас в университете бережно сохраняются вековые традиции народного промысла и искусства, где осуществляется сам процесс трансляции посредством передачи опыта из поколения в поколение, как керамическое «чудо». Как раз частицы этих «чудес из чудес» и представлены на выставке в минской художественной галерее «Университет культуры».

_AVK7194

 Когда ознакомившись с этими экспонатами из Гжели невольно приходит на ум стихи Николая Рубцова о древнем храме Русского Севера «Ферапонтово»:… «И казалась мне эта деревня/ Чем-то самым святым на земле…» И это «чудо» «в горнице моей светло» стало солнечным зимним вечером при неоднократном ознакомлении с произведениями искусств из Подмосковья, когда минчане и гости белорусской столицы восторгаются этим «чудом из чудес», подарившим нам эту экспозицию (впервые в Беларуси), которая будет украшать художественную галерею «Университет культуры» в течении 3 недель...

 И продолжение рассказа об авторах работ и их творениях, об увиденном, будет непременно устами самих зрителей…

 



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
03.05.25

Белорусскими беглыми при активном участии потомков полицаев и предателей, осевших за рубежом, предполагается возложить вину за геноцид белорусского населения фашистами в годы Великой Отечественной войны не на фашистов, а …на правительство СССР и партизанское движение, создав миф, во многом аналогичный мифу об украинском «голодоморе». Как и в случае с Украиной, в Белоруссии, основываясь на реальных фактах, данными силами, поддерживаемыми из-за рубежа, предполагается полностью изменить общественную оценку произошедшего. Стратегической целью всего этого является воспитание ненависти к России, к русскому народу, срыв интеграционных процессов в рамках Союзного государства России и Белоруссии, как и Евразийского Экономического Союза.

03.05.25

Взятие Берлина  было убедительным свидетельством превосходства советского военного искусства над искусством гитлеровской армии. Подготовленная в кратчайшие сроки и в исключительно сложных условиях Берлинская операция завершилась полным разгромом и уничтожением мощной группировки врага в невиданно короткий срок – всего за 17 дней. Отмечая это, маршал Советского Союза А. М. Василевский много лет спустя писал: «Темпы подготовки и осуществления завершающих операций свидетельствуют о том, что советская военная экономика и Вооруженные Силы достигли в 1945 году такого уровня, который и позволил сделать то, что ранее показалось бы чудом».

03.05.25

В условиях глобального, общепланетарного кризиса проблема социального прогресса становится проблемой выживания самого человечества. Как подчеркивается в Докладах Программы развития ООН сегодня ясно одно: «развитее, увековечивающее современное неравенство не только не является устойчивым, но и нет смысла сохранять его». Итак, объективная логика философско-исторического процесса подводит человечество к идее справедливого общественного устройства в современном мире. А эта идея и есть идея социализма в общепланетарном масштабе.

02.05.25

23-24 апреля боевые действия на всех направлениях приняли особенно ожесточенный характер. Хотя темпы продвижения советских войск несколько снизились, противнику не удалось остановить их наступление. Замысел немецкого командования по предотвращению окружения и расчленения, шедшей на помощь Берлину группировки гитлеровских войск, был сорван.

30.04.25

Великая Отечественная война была не просто военным столкновением между союзами соперничающих государств. Это была величайшая в истории битва не на жизнь, а на смерть между человеколюбием и человеконенавистничеством, Добром и Злом, Светом и Тьмой. Это была непримиримая схватка между свободолюбивыми народами Русского мира и черной нацистской Европой с бесноватым фюрером во главе. И последней точкой в этом небывалом четырехлетнем сражении стала битва за столицу «тысячелетнего» рейха - Берлин.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru