САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Колядные встречи в музее имени Я. Коласа.

Колядные встречи в музее имени Я. Коласа.

« Назад

03.02.2023 00:00

Очень интересная встреча была недавно в музее Якуба Коласа в Минске. Перед присутствующими выступал диакон Андрей Горбунов. Он прочел отрывок из поэмы «Новая зямля» Якуба Коласа про коляды накануне Рождества.

Диакон Андрей Горбунов

«Если говорить с точки зрения церковного человека, то здесь отражено, какое было в народе отношение к празднику Рождества Христова. Тут самая основная мысль в этом отрывке в том, что все очень ждали этих коляд, потому что это в первую очередь было большое угощение. Такого, как Церкви пощения, ожидания богослужебного празднования Рождества Христова, к сожалению, здесь не видно. Но все равно, даже люди, которые не ходили в Церковь, были связаны с древней культурой христианской; они не могли не отмечать христианские праздники, пусть немножечко по-своему, пусть не так, как у нас в уставах церковных прописано, но зато с большой любовью. Конечно, очень важно, чтобы читались эти стихи, потому что у нас в век глобализации очень стираются границы между культурами, а в каждом языке есть какая-то своя особая нотка. Например, у нас в семинарии церковнославянский язык преподавали на белорусской мове. Немножко богаче раскрывается значение тех или иных слов. Не говоря о том, если начать изучать другие языки. В Библии мы читаем, что когда-то был один язык на земле, все говорили на одном языке. Только безумие человека стало причиной, как сейчас модное такое слово «триггером» того, чтобы разделился народ на языки. Так получилось, что в каждом языке какие-то свои оттенки остались для того чтобы начать опять понимать друг друга. Языки разделились, чтобы люди оставили свое безумие, чтобы они не были единодушны в своем безумии. Когда пришел Господь, он послал Святого Духа на свих учеников и апостолов для того, чтобы объединит все смыслы, всех людей объединить под покровом святой Троицы.

Из этого отрывка Коласовского произведения мы видим, что сначала выставляли и ели все яства, на которые были способны, а потом уже кутью, чтобы отметить коляды, хотя все мы знаем, что это строгий пост, и едят только кутью и потные блюда.

Когда я учился в семинарии и Академии, то я пришел к выводу, что человек стремиться к покою. Человек все время суетится, суетится, но в глубине души хочется покоя. «А он, мятежный, просит бури, / Как будто в бурях есть покой». Так вот Христос говорит: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим…» (Мф. 11:28) По-еврейски слово «покой» будет звучать как «шабат», «суббота». Заповедь о субботе звучит так: помни день субботний, чтобы его освящать. Шесть дней работай, а седьмой Господу Богу. Под субботой мы понимаем все эти наши праздники: Рождество, Пасху, все большие праздники – это тоже то время, когда мы оставляем свои проблемы, оставляем свою суету и это время, как можем, посвящаем Богу. В разделе «Коляды» поэмы «Новая зямля» обращает внимание на себя то, что в колядный период каждый старался никакого плохого слова не сказать, помыться, одеться хорошо – показывал самые теплые свои внутренние качества, самые лучшие черты характера старался поставить во главу.

Мы все понимаем, что у нас и отрицательных качеств много, все равно хотя бы ради этого, чтобы этот праздник как-то освятить, все старались в вести себя благопристойно».

Перед началом исполнения песен и колядок отец Андрей рассказал, почему он считает пение важным и необходимым в проповеди наших традиционных духовно-нравственных ценностей.

«Пока я шел к пониманию покоя, о котором я уже говорил, осознал, что песня – самое лучшее, что может передавать наши чувства. Человек создан, чтобы петь, потому что ему дан дар речи. И дар речи ему дан не для того, чтобы ругаться, а для того, чтобы воспевать Того, Кто его создал. Так получилось, что, когда изучал историю песен, я писал научную работу про «околоцерковные» песнопения, точнее «околобогослужебные», на научном языке называются паралитургические: колядки, псальмы. Те, кто их пели, в народе назывались «калики перехожие». Потом появились сборники таких песен, стихов, колядок, кантов. Среди них были не только церковные, но и народные».

Юлия Чирва



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
09.07.24

Исторические свидетельства однозначно говорят о том, что польское восстание 1863-1864 годов было кровавым мятежом польской шляхты, которая намеревалась воссоздать своё безграничное «панование» на белорусских и малороссийских землях. С точки зрения Белой Руси, мятеж 1863-1864 годов был в корне антинациональным и представлял собой агрессию польской шляхты.

08.07.24

Складывается впечатление, что общественные силы, именующие себя левопатриотическим, живут в мире закостеневших идей и образов. «А ведь еще в 1920 году В.И. Ленин в своей работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» отмечал: «Наша теория не догма, а руководство к действию», – говорили Маркс и Энгельс». Методом же марксизма-ленинизма, как известно, является диалектика, которая предполагает в том числе отказ от проявившихся ошибок и заблуждений. Но у белорусских левых, похоже, всё по-иному.

05.07.24

Как показывает трагический опыт Украины, восточнославянское население, лишённое общерусской основы своего национального самосознания, становится податливой массой для циничных манипуляций по превращению её в жестокую русофобствующую орду.

30.06.24

Совсем скоро, 3 июля 2024 года, наша страна будет отмечать 80-летие освобождения от немецко-фашистской оккупации. Свободу нам принесла Красная Армия, основную роль, стержнем и основой которой был русский солдат. Немало за освобождение Белоруссии полегло украинцев, других народов бывшего Советского Союза. Но и белорусы, защищая общее Отечество, гибли на фронтах, создали мощнейшее партизанское движение, сильное подполье. Земля горела у врага под ногами. Но за нашу общую Победу мы заплатили неимоверную цену в жизни миллионов наших людей.

28.06.24

Чем дальше от нас уходят грозные военные годы, чем меньше в живых остаётся бывших партизан и подпольщиков, боровшихся с фашистами в трудных условиях оккупации, тем важнее хранить память об этом героическом времени и самоотверженной борьбе белорусского народа с фашизмом. Те суровые годы породили по-настоящему яркие образы и личности, которые, как это не раз бывало в нашей истории, будь это монгольское нашествие, смутное время или же война с Наполеоном, возглавили общенародную борьбу с немецко-фашистскими захватчиками.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru