« Назад 24.08.2015 17:30 Можно побывать заграницей с чувством, что ты съездил к родным. Православная вера, объединяющая разных людей, роднит. В Европе находятся величайшие святыни христианского мира – мощи апостолов и прославленных святых, которые покорили сердца многих верующих по всему миру – таких как святители Спиридон Тримифунтский и Николай Мир Ликийских. В Европе можно увидеть редчайшие архитектурные сооружения религиозного предназначения, открыть места, где красота природы ярко свидетельствует о руке Творца. И все это нам доступно даже в экономическом плане. Благодаря рыночной экономике в Европе можно найти самые разные цены на товары и услуги. Билеты на рейс самолета Рим-Вильнюс могут стоить от 20 до 400 евро. В период скидок в магазинах можно купить одежду – юбку, рубашку, платье – начиная от 1 евро и выше. В недорогих кафе и ресторанах можно попробовать местные блюда за 4-5 евро. Но самое главное – храмы, в которых хранятся мощи величайших святых. Они еще не стали музеями или концертными залами. В них продолжают принимать паломников, ожидая только добровольные пожертвования. Наш паломнический путь складывался по маршруту: Литва-Греция-Италия-Литва. Самолет вылетел из Вильнюса к острову Корфу, покровителем которого является святитель Спиридон Тримифунтский. ГРЕЦИЯ Остров очень живописен и, за исключением южной части, весьма плодороден. Главные производимые продукты — оливковое масло, южные фрукты и вино. Керкира или Корфу таун (т.е. город) находится в центре жизни острова. Собор Святого Спиридона – храм Элладской православной церкви в центре Керкиры. Он построен в венецианском стиле. В нем находятся мощи свят. Спиридона, покровителя Керкиры и всего острова. Пляжи на острове Корфу расположены в Агиос Гордис, лагуне Кориссион, Агиос Георгиос, Маритии, Кассиопии, Сидари, Палеокастрице и других местах. Палеокастрица – одно из самых очаровательных мест на Корфу. Это название курортного поселка и также мыса, поросшего густым лесом и окруженного с трех сторон водой. В Палеокастрице находится Пречистенский мужской монастырь. В его стенах хранится чудотворная икона «Живоносный источник». Рядом с монастырем расположен небольшой Музей византийских и поствизантийских икон. ИТАЛИЯ В Бари существует Патриаршее подворье святителя Николая. В 2011 году оно было открыто для паломников. Его строительство началось с учреждения Барградского комитета 25 мая 1911 года под высочайшим покровительством св. императора Николая II. В мае 1913 года состоялась торжественная закладка этого подворья. В 2008 г. решением итальянского правительства храм и подворье вернули России. Барградское Патриаршее подворье является уникальным историческим памятником. Оно выдержано в редком псковско-новгородском стиле. Масштабный комплекс странноприимницы напоминает древнерусский терем. При подворье существует два храма: свт. Николая Чудотворца и свт. Спиридона Тримифунтского. Настоятель Патриаршего подворья – протоиерей Андрей Бойцов. Еще одна ночь на поезде – и можно оказаться в Риме, старейшем городе мира, столице Италии. Здесь находятся мощи первоверховных апостолов Петра и Павла. Святые апостолы проповедовали в Риме, а затем в этом городе претерпели мученическую кончину. Вслед за ними проливали кровь за Христа на Римском Колизее многочисленные мученики и мученицы. Как и все другие заграничные церкви, римская была включена в состав С.-Петербургской епархии, но во многом зависела от Министерства иностранных дел и именовалась “посольской”. И только в XXI веке ситуация в Риме изменилась в связи со строительством храма святой великомученицы Екатерины рядом с Ватиканом. Истинный патриот России, архимандрит Климент (Верниковский), настоятель русской посольской церкви в Риме (1897-1902), сумел убедить высшее церковное руководство и светские власти в необходимости иметь православный храм в городе святых первоверховных апостолов. Осенью 1913 года император Николай II разрешил начать сбор пожертвований по всей России. Но начавшиеся революционные события в России помешали осуществлению проекта. В начале 1990-х годов вновь была высказана мысль о необходимости возведения русского православного храма в Риме. Эта инициатива была благословлена Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. В 2001 году на территории российской посольской виллы Абамелек был выделен участок под будущее строительство. Состоялось освящение закладного камня на месте возведения церкви во имя великомученицы Екатерины. А 19 мая 2006 года было совершено малое освящение этого храма. И с тех пор здесь совершаются регулярные воскресные богослужения. Мощи святого апостола Петра находятся в Ватиканской базилике или Соборе Святого Петра. Это католический собор, центральное и наиболее крупное сооружение Ватикана, одна из четырёх патриарших базилик Рима и церемониальный центр Римско-католической церкви. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини. Собор стоит на месте погребения апостола Петра. Священномученик Климент I, епископ римский, после снятия святого Петра с креста взял тело апостола и с почестью похоронил его. В 90 году над местом упокоения святого был устроен надгробный памятник. В 324 году император Константин над этим надгробием начал строительство базилики. В течение многих веков она перестраивалась, пока не приобрела современный вид. Мощи святого апостола Павла находятся в предполагаемом месте его погребения: соборе святого апостола Павла по Остийской дороге. Раньше базилика находилась за городскими стенами, а теперь, после расширения Рима, она расположена в его южной части. Когда около 68 г. апостол Павел был казнен, римская благочестивая христианка Лукина похоронила его при своей усадьбе на Остийской дороге. В 320-е гг. император Константин основал тут первую кладбищенскую базилику, которую многократно расширяли и благоустраивали. Ее сегодняшний вид – результат творческой работы зодчего Луиджи Полетти при папе Пие IX. Перед фасадом собора поставлен портик «Сто колонн», в центре которого водружена статуя апостола Петра с оружием его казни – мечом, который символизирует также слово проповедника: оружие духовной брани. В 2006 г. археологи объявили, что нашли саркофаг апостола Павла под храмом. Папа римский Бенедикт XVI пообещал, что, когда ученые закончат исследования, саркофаг с мощами будет доступен для поклонения верующих. ЛИТВА Распространение Православия на территории Литвы началось с XI века. Этот процесс был интенсивным до официального крещения Литвы в католичество. Восточное христианство сильно повлияло на формирование мировоззрения и культуры литовского народа. Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий пострадали за православную веру и удостоились мученической кончины в 40-е годы XIV века. Католичество стало государственной религией Великого княжества Литовского еще почти через полвека. Тем не менее, Православие в Великом княжестве Литовском играло важную роль в высших слоях общества и культурных кругах, обеспечивая духовно-просветительские нужды народа. Сегодня Православие — вторая по численности религиозная конфессия Литвы после католичества. Вильнюс – столица Литвы, которая славится очарованием старины и необыкновенным соединением архитектурных стилей. Город древний и молодой. Наиболее богатая его часть в историческом плане – Старый город. Здесь на площади в 360 гектаров сохранилось около 1500 строений разных эпох – от готики до ампира. Однако преобладает барокко. В Вильнюсе более 10 православных храмов. Кафедральный собор назван в честь Пречистой Божьей Матери. Полагают, что вторая супруга Ольгерда, Юлиания Тверская, заложила эту церковь в 1346 году. Здесь же она и была погребена. В то время, когда Литва и Западная Русь стали отдельной митрополией, эта церковь была названа собором (1415 г.). Самым древним православным храмом Вильнюса является церковь св. Параскевы Пятницы, построенная в 1345 г. В Пятницкой церкви царь Петр I крестил прадеда поэта А.С. Пушкина – своего «арапа» Ибрагима Ганнибала. Бережно сохраняется в Вильнюсе поместье, которое принадлежало жене Григория Пушкина, младшего сына великого поэта. Ныне здесь размещается Литературный музей А. С. Пушкина, среди экспонатов которого находятся и личные вещи русского гения. Деревянная церковь Перенесения мощей святителя Николая Чудотворца была также основана Юлианией Тверской в 1340 году. После уничтожения церкви пожаром в 1514 г. литовский гетман Константин Острожский построил каменную готическую церковь в византийском стиле. Согласно привилегии короля Сигизмунда Вазы, в 1609 г. униатам было передано 12 православных церквей, в том числе храм св. Николая. После пожаров 1747 и 1748 годов церковь была обновлена в стиле барокко. В 1827 г. ее вернули православным. А в 1845 она была перестроена в русском византийском стиле, который сохраняется до наших дней. Среди других православных храмов Вильнюса – церкви в честь Архангела Михаила, святых Константина и Михаила, Рождества Христова, иконы Божией Матери «Знамение» и другие. Вильнюсский Свято-Духов мужской монастырь по праву можно назвать центром православной духовности этого города. Его основание датируется 1597 годом, когда была построена деревянная церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Для строительства был выбран участок, который принадлежал двум сестрам: Феодоре и Анне Волович. Он стал единственным храмом в Вильнюсе, который сохранил православные традиции и никогда не передавался униатам. В начале XVII века в монастыре были училище, богадельня и типография. В 1634 году по позволению короля Владислава IV на месте старого деревянного был выстроен новый каменный Свято-Духов храм. В 1850 году архиепископ Виленский и Литовский Иосиф (Семашко) оборудовал здесь пещерную церковь в честь виленских мучеников. Мощи святых Антония, Иоанна и Евстафия были помещены туда в 1852 году. Архиепископ Иосиф завещал похоронить себя под их мощами. Поэтому его тело сейчас покоится в пещерном храме, а рака мучеников расположена над ним в верхнем храме. Церковь Свято-Духова монастыря – единственный в Литве православный храм с отчётливыми чертами виленского барокко. Интерьер храма украшает произведение барочного искусства – деревянный трёхъярусный иконостас, изготовленный по проекту И. К. Глаубица. При монастыре действует библиотека с большим фондом духовной и богословской литературы, аудио и видеокассет. Открыт епархиальный паломнический центр «Виленская Одигитрия». Обустроена паломническая гостиница и трапезная, где наиболее проявляется гостеприимство и радушие верующих Свято-Духова монастыря. Мы преодолели путь от святителя Спиридона Тримифунтского к святителю Николаю Чудотворцу, затем к святым первоверховным апостолам Петру и Павлу - и к Виленским мученикам Антонию, Иоанну и Евстафию. Святость разрушает все границы и преграды, она объединяет людей, собирает их вместе и вдохновляет на добрые дела. Святые люди, как правило, просты и доступны, и даже после кончины являют свою силу и помощь искренне просящим у них. Безусловно, находясь рядом с мощами у раки святого, молитва течет сама собой. Но не нужно забывать, что молиться им можно на любом месте.
Свт. Николай Мир Ликийских почитается как чудотворец, покровитель моряков, купцов и детей. Свт. Николай стал воплощением милосердия и помощи слабым. Святитель Николай родился в Малой Азии в III веке в греческой колонии Патара (римская провинция Ликия). Родители его были христиане. Николай был очень религиозным с раннего детства и полностью посвятил свою жизнь христианству. Существуют многочисленные устные легенды о подвигах святого, однако, некоторые факты его жизни зафиксированы в достоверных письменных источниках. Например, участие св. Николая в Никейском Соборе (325) записано архивистом базилики св. Софии, Феодором Чтецом. Свт. Николай стал известен как умиротворитель враждующих, защитник оклеветанных и избавитель от напрасной смерти. Апостол Павел – «апостол язычников», который не входил в число двенадцати ближайших учеников Христа и был гонителем христиан до встречи со Христом. Он родился в Тарсе в фарисейской семье и носил имя Савл. От отца Павлу перешло римское гражданство, что говорит о высоком статусе семьи. Павел был обучен ремеслу — шитью палаток. Возможно, Павел собирался стать раввином: за обучение Торе нельзя было брать деньги, поэтому все учителя зарабатывали себе на жизнь тем или иным ремеслом. В посланиях Павел не раз упоминает, что не был обузой для общины, поскольку кормил себя сам. Был ли сам Павел безбрачным или вдовцом, в Новом Завете явно не сказано. Православные считают, что Павел был девственником. В 7-9 главах Деяний Апостолов несколько раз говорится об активном участии Павла в гонениях на раннюю христианскую церковь. Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом в 34 году по пути в Дамаск привёл к его обращению. После этого он ослеп на три дня. Приведённый в Дамаск, он был исцелён христианином Ананией и крестился. Вскоре апостол Павел выходит на проповедь. Им были созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета. Они являются одними из главных текстов христианского богословия. Апостол Павел перенёс много страданий и как гражданин Рима был не распят, а обезглавлен за стенами города. Петр был женат и ловил рыбу с родным братом Андреем. Когда Иисус их встретил, Он им сказал «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» [Мф 4:19]. Петр был одним из любимых учеников Иисуса. Он первый исповедал его как Христа, Сына Бога живого. Господь ответил: «ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» [Мф16:18]. По преданию апостол Пётр проповедовал слово Божие в разных странах и при этом совершал великие чудеса — воскрешал мёртвых, исцелял больных и немощных. Он возглавил коллегию двенадцати апостолов. Согласно Иерониму Стридонскому апостол Петр 25 лет занимал пост первого епископа Рима — с 43 по 67—68 гг. Апостол Петр был распят на перевернутом кресте в период с 64 по 68 г. на ипподроме Нерона у Ватиканского холма. Он был погребен на кладбище рядом с ипподромом. Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий пострадали за веру в 1347 году в городе Вильнюсе. Круглец, Кумец и Нежило были выходцами из одного рода. Кто-то считает их литовцами, а кто-то белорусами. Священник Нестор, приехавший с княгиней Марией Витебской в Вильнюс, крестил их и дал им православные имена – Антоний, Иоанн и Евстафий. Служили они при дворе князя Ольгерда. За религиозные противоречия с князем Иоанн и Антоний были заключены в темницу. Иоанн проявил малодушие и подчинился князю, который насаждал язычество. Его выпустили из темницы, но стали презирать. Он осознал свой грех, покаялся и примирился с Антонием. Оба снова оказались в темнице, а в апреле 1347 года были повешены на дубе. Молодой, красивый Евстафий, который выделялся мужеством, умом и душевной добротой, объявил себя христианином в Рождественский пост 1347 года, за что также мученически пострадал. Первоначально православные мученики почитались в Литве, а в 1374 году, после принесения частиц их мощей в Константинополь, были канонизированы Патриархом Константинопольским Филофеем. На месте казни мучеников, согласно преданию, была построена деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы, которая после лихолетий XX века перешла к униатам. С 1997 года мощи Виленских мучеников находятся в церкви Свято-Духова монастыря г. Вильнюса. Ксения Коротчук. Фото автора.
КомментарииКомментариев пока нет
|