САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Легкое дыхание «Метаморфоз»

Легкое дыхание «Метаморфоз»

« Назад

28.06.2016 14:48

Легкое дыхание «Метаморфоз»

В московском Театре Киноактера показали дипломную работу творческой лаборатории Академии кинематографического и театрального искусства Никиты Михалкова. Предваряя открытую репетицию «Метаморфоз», художественный руководитель Академии обозначил идею происходящего: «Мы хотим предоставить уникальную возможность прикоснуться к процессу рождения спектакля, формирования его внутреннего и внешнего сценического облика».

Зал был полон предвкушением чуда. Открытая репетиция в данном случае значила больше, чем премьера: питомцам Академии впервые в жизни предстояло дать коллективный мастер-класс актерской игры, доказать право на ученую степень в своем ремесле. Ожидания пристрастных коллег — Андрея Кончаловского, Натальи Андрейченко, Ирины Мирошниченко, Эдуарда Артемьева, Владимира Грамматикова — и искушенных театралов не были обмануты. На протяжении трех часов из вороха пожелтевших афиш ар-деко, комических и надрывных сюжетов, жестоких романсов и «скверных анекдотов», рождалось действо, которое лучше один раз увидеть, чем сто раз разобрать.

«Метаморфозы» начались на занятиях по актерскому мастерству. Шаг за шагом — с зимних читок и первых репетиций — студенты открывали для себя подтексты классических рассказов Бунина и Чехова. Слушатели Академии и их наставники меньше всего желали свалиться в водевиль, фиглярство, лицедейство, эффектный жест. Двадцать артистов с честью вышли из испытания на творческую зрелость. «Мы не учим актеров, мы хотим их вооружить, дать им методы и способы защищать свою профессию от плохой режиссуры», — пояснил Никита Сергеевич перед спектаклем.

Еще десять раз, в перерывах между сценами, мастер поднимался на подмостки, уточнял, в каком направлении шел поиск. Делился с залом и труппой видением инсценировок, явно волнуясь: получится ли на этот раз, нет ли? И мозаика, составленная из разножанровых, порой на грани эскапады, миниатюр, срасталась, наполнялась тихим светом, окрылялась легким дыханием одноименного бунинского рассказа.

На помощь студентам и педагогам явилась магия кино — ключевой элемент в отсутствие декораций. Сцену озарял проектор, в его луче проступали притаившиеся в сиреневых кустах беседки, колосящиеся нивы, приморские кафе, присутственные места и провинциальные альковы — фотокартины художника-постановщика Юрия Купера, полноправного сорежиссера Сергея Газарова, Александра Коручекова и Игоря Яцко. Последний сформулировал творческую сверхзадачу спектакля: «Показать тончайшую атмосферность рассказов Чехова и Бунина, чьим произведениям свойственно передавать глубины человеческой психологии. Очень важно, что в исполнении слушателей Академии звучит тема русской души в разных ракурсах и бесконечном многообразии».

Классические «маленькие люди» становились жертвами взаимных предрассудков и недоразумений, несбывшихся надежд и беспощадного рока. Главные удары приняли девушки: Юлия Гревцова, Милена Якшич, Оксана Кормишина, Дарья Марусова в общей сложности примерили на себя десять судеб.

DSC_4890

В первом действии от приземленных чеховских сюжетов («Беззащитное существо», «О том, как я в законный брак вступил») перекидывался незримый мост в романтическую фантасмагорию мятежных бунинских дев («Легкое дыхание», «Месть»). После антракта ставки выросли: тон задавали сценография, балет («Бабы»), гротеск («Без места» все того же Антона Павловича). Последней «Метаморфозой» стало исповедальное крещендо, «Холодная осень» Ивана Алексеевича — история одиночества, сквозь которое лишь однажды пробился луч счастья.

Жених (Георгий Кузубов, исполнивший мечту поработать с Михалковым и сыгравший в шести новеллах) уходил на фронт. Навсегда расставшаяся с ним невеста (трогательная Теона Дольникова) прожила долгий одинокий век. Что же было настоящим, пронзительным, трепетным? Тот самый — «...холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-таки был. И это все, что было в моей жизни, — остальное ненужный сон. И я верю, горячо верю: где-то там он ждет меня — с той же любовью и молодостью, как в тот вечер. «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне...» Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду». И, протяжно напевая, скрывается в сумерках — к напоминающей кенотаф беседке. Гаснет свет. Последний блик на садовых качелях: «Тише свет, тише», — шепчет Михалков. Спустя минуту зал, испытавший «Метаморфозы» вместе с артистами, взрывается аплодисментами.


Что выйдет из впечатляющей творческой удачи? Поживем — увидим! В первый же год существования Академия выдержала экзамен на художественную состоятельность, заслужила право говорить от своего лица и не «хранить» традиции Станиславского и Вахтангова, Михаила Чехова и Шарля Дюллена, а питаться ими. Впереди — торжественная церемония вручения дипломов, премьера снятых картин и, вероятно, показ спектакля по одному из каналов ВГТРК. Вот только удастся ли донести «легкое дыхание» через телеэфир? В любом случае большому начинанию Михалкова предстоит долгая жизнь. «Подошел к концу первый учебный год в нашей Академии. Работая вместе, мы открывали новое не только в профессии, но и в самих себе...» — поделился Никита Сергеевич.

 

portal-kultura.ru



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
16.07.24

Беларусь стала полноправным десятым по счету членом ШОС. Соответствующее решение было подписано на заседании Совета глав государств-членов ШОС 4 июля 2024 года в Астане. Астанинский саммит ШОС считают «саммитом друзей Путина» и «триумфом Си».

09.07.24

Исторические свидетельства однозначно говорят о том, что польское восстание 1863-1864 годов было кровавым мятежом польской шляхты, которая намеревалась воссоздать своё безграничное «панование» на белорусских и малороссийских землях. С точки зрения Белой Руси, мятеж 1863-1864 годов был в корне антинациональным и представлял собой агрессию польской шляхты.

08.07.24

Складывается впечатление, что общественные силы, именующие себя левопатриотическим, живут в мире закостеневших идей и образов. «А ведь еще в 1920 году В.И. Ленин в своей работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» отмечал: «Наша теория не догма, а руководство к действию», – говорили Маркс и Энгельс». Методом же марксизма-ленинизма, как известно, является диалектика, которая предполагает в том числе отказ от проявившихся ошибок и заблуждений. Но у белорусских левых, похоже, всё по-иному.

05.07.24

Как показывает трагический опыт Украины, восточнославянское население, лишённое общерусской основы своего национального самосознания, становится податливой массой для циничных манипуляций по превращению её в жестокую русофобствующую орду.

30.06.24

Совсем скоро, 3 июля 2024 года, наша страна будет отмечать 80-летие освобождения от немецко-фашистской оккупации. Свободу нам принесла Красная Армия, основную роль, стержнем и основой которой был русский солдат. Немало за освобождение Белоруссии полегло украинцев, других народов бывшего Советского Союза. Но и белорусы, защищая общее Отечество, гибли на фронтах, создали мощнейшее партизанское движение, сильное подполье. Земля горела у врага под ногами. Но за нашу общую Победу мы заплатили неимоверную цену в жизни миллионов наших людей.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru