САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Мастер с независимой художественной позицией и жесткой самооценкой

Мастер с независимой художественной позицией и жесткой самооценкой

« Назад

18.03.2016 09:40

Мастер с независимой художественной позицией и жесткой самооценкой

Ивашинцова Ольга Александровна, р. 13.01.1941г., г. Ленинград. Скульптор. Член петербургского союза художников с 1972г.

Закончила Среднюю художественную школу (1960) при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Российской академии художеств, Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Российской академии художеств в 1966 г. по классу скульптуры. Во время учебы в СХШ участвовала в театральных постановках. Получив предложение работать у известного театрального деятеля Акимова, сделала выбор в пользу пластического искусства.

Училась у Д.М.Епифанова, затем у профессора М.К.Аникушина. Освоив приобретенные у учителей приемы и выработав умение работать с натурой, Ольга Александровна научилась видеть не только отдельные элементы скульптуры, но и ее грани, форму и объем в целом на любой стадии работы. Михаил Константинович привил художнику и другое важное качество - уделять пристальное внимание вопросам постановки фигуры и пространственно-пластическому решению.

Портрет С.Рахманинова Несмотря на большое количество утраченных работ творческое наследие О.А.Ивашинцовой значительно. Часть работ была уничтожена самим автором, часть погибла во время переезда в новую мастерскую во время аварии, часть была разбита при других обстоятельствах. В последнем случае погибла фигура С. Рахманинова (1966г.), вылепленная из глины. Заявленная как дипломная работа скульптура композитора была отвергнута московским руководством Академии, нашедшим политически неудобным даже упоминания самой личности С.Рахманинова. О значительности образа можно судить по сохранившимся фотографиям. Автор не стремилась к тонкой моделировке фигуры. Кусочки материала слегка отглажены на сосредоточенном лице великого композитора, все остальные поверхности свободно обработаны стеком. Этот прием, как и постановка фигуры, расположение рук, одна из которых касается подбородка, работают на создание образа композитора в момент его творческого напряжения.

ivashin-rahm

Старый голубятник По окончании института О.А.Ивашинцова приступила к работе с камнем - материалом, который в то время нечасто давали студентам. Дважды отказывалась от логичного предложения продолжать работу со своим учителем в его творческой мастерской. Не желая впасть в зависимость от творчества М.К.Аникушина, она сознательно обратилась к поиску других возможностей в скульптуре. В результате появилась совсем не аникушинская работа "Старый голубятник" (1975 г., тонированное дерево). Своими приземистыми формами, мощью объемов он скорее напоминает "Крестьянку" В.Мухиной. Прорисованные клюкардой линии ватника пожилого мужчины контрастируют общему монументальному строю.

ivashin-golub

Внушительный барельеф "Въездные ворота в Шахрисябаз" (5 х 3м, 1974-1975гг, глина) своей мягкой графикой несколько напоминает работу литовского скульптора Ю.Микенаса. Хотя перечисленные вещи и имеют некоторые аналогии с искусством известных советских скульпторов, но наряду с мемориальной пластикой в камне того же времени свидетельствуют о способности художника решать самые разнообразные задачи.

Сашок Совершенно особо стоят работы "Сашок" (2002г., дерево) и "Пережившая блокаду" (1991г., тонированное дерево). Они равно свидетельствуют об особом почерке мастера и бережном отношении к традициям реалистической пластики. Портрет сына ("Сашок") - замечательное слово в отечественной скульптуре на детскую тему. Образ ребенка в известных произведениях М.Чижова, А.Иванова воспринимается через жанровый подтекст. Здесь же очень чисто и лаконично показаны трогательность ситуации, хрупкость, нежность и беззащитность возраста. Четкий абрис фигуры, просто трактованные поверхности платья "на девочку" и легко воспринимаемые пропорции объемов взаимно усиливают образ, вызывающий столь знакомое и родное чувство любви и в то же время - ответственности за судьбы детства.

ivashin-sashok

"Пережившая блокаду" также вырублена из дерева. Здесь также просто, но иными приемами автор добилась цельности образа. Следуя принципу "работать от объема", скульптор сосредоточила усилия на стремлении простыми средствами запечатлеть мужественный и по-своему красивый образ. За сеткой морщин на скуластом лице прочитывается многодневный подвиг женщины блокадного Ленинграда. Обе эти вещи, являясь одновременно и индивидуально конкретными и обобщенными, показывают О.А.Ивашинцову сильным монументалистом.

В ее произведениях заметно стремление не упустить нравственное начало. Каждый герой заявлен с какой-то определенной положительной, часто жизнеутверждающей чертой характера. Такова и выполненная из бронзы работа "Портрет М.К." ("Портрет графика Маши Кожиной", 1978г., бронза, выколотка).

Интересен процесс выбора образа автором. Как правило, скульптор начинает быстро работать над несколькими скульптурами. Затем отбирает две из них, и продолжает тщательно обдумывать возможные решения. Завершает работу очень быстро, не отвлекаясь на другие образы, боясь "упустить" наработанное. Очень часто художник работает без эскизного варианта. Но почти всегда работе над образом предшествует подготовительный рисунок.

В фигурных композициях скульптор сознательно уходила от анатомической точности, не прибегая, однако, к упрощенной трактовке и схематизму. Автор мало работала с гипсом, предпочитая дерево и камень. С глиной художник работала как с камнем, часто добавляя в нее шамот.

Придерживаясь взгляда, что школа подавляет самостоятельность, скульптор ни в одной работе не повторила своего учителя. Точно также она использует и наследие ваятелей прошлого: этрусков, Фидия, Микеланджело, ценя их несомненные достоинства и находя в них всего лишь источник для вдохновения, а не для подражания.

Большую роль в развитии мастера оказало искусство советского скульптора А.Т. Матвеева, а также советы петербургского художника Б.Н.Запорожца.

Разнообразные пути воплощения задуманного в материале для мастера с независимой художественной позицией и жесткой самооценкой закреплены участием более сотни произведений в 92 выставках за полувековой период творчества.

Для зрителя ее образы просты и понятны, но в них нет нарочитости, уплощенности и небрежности. Они не для бездушной созерцательности, поскольку за каждым из них либо конкретное сильное чувство, либо повод к активному осмыслению эпизода мифа или чьей-то судьбы.

Природные открытость, простота, уступчивость не принесли ей ни званий, ни всеобщей известности. Критический, подчас очень жесткий, подход к своей работе и к своему наследию и вовсе ограничил круг знатоков ее искусства. Только благодаря вмешательству неравнодушных к ее искусству людей спасли от уничтожения самим автором работы "Сашок" и некоторых других произведений.

Ее работы находятся в коллекции и установлены: Государственный Русский музей, Музей городской скульптуры (Санкт-Петербург), Калужский областной краеведческий музей, Москва, Брянск, Тула, Воронежская область, Шадринск, в Казахстане, Великобритании, Германии, Италии

Выставки: "25-лет Победы" 1970, Ленинград; Всероссийская выставка "Малые формы" 1972, Москва; "Наш современник", 1973г., Ленинград; "60 лет Победы", 2005, Москва; Загреб, 1987; Кострома, 2005; Липецк, 2006 и др..

О.А.Ивашинцова - участник 1,2,3,4,5,6 выставок "Товарищества передвижных художественных выставок. XXI век (Санкт-Петербург)"

 

Товарищество передвижных художественных выставок.
XXI век (Санкт-Петербург)



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru