САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Общественность Белоруссии обсудила план строительства Софийского собора

Общественность Белоруссии обсудила план строительства Софийского собора

« Назад

06.09.2015 19:01

В Минске 3 сентября состоялся круглый стол на тему «Софийский собор как важнейшее культурно-историческое наследие белорусского народа», сообщает корреспондент ИА REGNUM. Представители белорусской общественности одобрили план строительства копии полоцкого Софийского собора XI века.

Участие в мероприятии приняло около 20 человек — историки, философы, культурологи и политологи разных политических убеждений, но единых во мнении необходимости сохранения исторической памяти и духовного наследия белорусского народа. Почти два часа они обсуждали важность строительства копии Софийского собора, построенного в XI веке, но не дошедшего до нашего времени в первозданном виде.

Председатель Координационного совета организации российских соотечественников в Белоруссии, руководитель витебской общественной организации «Русский дом», писатель Андрей Геращенко сообщил об одобрении властями постсоветской республики идеи создания копии полоцкого Софийского собора. Он предложил обсудить идею строительства копии собора в первозданном облике, но не в Полоцке, а в Витебске.
По мнению Геращенко, возведение такого объекта в Полоцке может вызвать «диссонанс» у туристов, которым показывают здание Софийского собора, построенное на фундаменте прежнего, разрушенного в годы Северной войны 1700−1721 гг. На фундаменте древнего собора в XVIII веке был построен новый храм в стиле «виленского барокко» и передан греко-католикам («униатам»). После воссоединения униатов с Православной церковью (согласно решениям Полоцкого церковного собора 1839 года) храм снова стал православным, а в XX веке большевики национализировали здание и разместили в нём музей. До сих пор храм не возвращён церкви и, как отметил Геращенко, вряд ли это будет сделано, учитывая, что и в России решено не отдавать РПЦ санкт-петербургский Исаакиевский собор.

С мнением Геращенко солидарен политолог Николай Сергеев, который отметил важность проекта по созданию копии Софийского собора «с точки зрения идейной». Он отметил: «Три Софии на Руси должны олицетворять единство Русского мира».

«Белоруссия является частью Русской цивилизации, выстрадала свою принадлежность к Русскому миру», — сказал Сергеев. По его мнению, строительство копии Софийского собора будет символизировать русское единство.

С обстоятельным докладом выступил историк Олег Прудников, который отметил, что в XI веке сложилось три удельных русских центра — в Киеве, Новгороде и Полоцке, в каждом из которых был построен свой Софийский собор. Историк обратил внимания на отличия древнерусской архитектуры, «характерной только для княжеских центров Руси» и воплощённой в данных храмах, от византийской и «южнославянских образцов».
«Важен Софийский триглав для Руси», — подчеркнул Прудников. Он выразил убеждение, что при реализации проекта речь должна идти о «цивилизационном единстве триединого русского народа, Русской Православной цивилизации».

Сотрудник Института философии Академии наук Белоруссии Алексей Дзермант констатировал: создание копии полоцкого Софийского собора — «идея удачная, она возвращает смыслы». Он обратил внимание: «О связи Древней Руси с Византией вспоминают не очень охотно». Такая культурная связь, данная в ценном культурном наследии (в т.ч. архитектуре), по мнению Дзерманта, нуждается в большем внимании.

Мнение Дзерманта поддержал его коллега Петр Петровский, обративший внимание экспертов на считанные единицы сохранившихся памятников древнерусской архитектуры. Петровский констатировал наличие «пропасти между пластами» эпох, причём от некоторых из них осталось настолько мало оригинальных артефактов, что создание копий представляется рациональным решением.

Петровский отверг доводы критиков данного проекта, отметив, что копия полоцкой Софии «архитектурный облик Витебска не нарушит». Он также обратил внимание на необходимость и возможность восстановления в Минске «детинца» (часть минского замчища, датируемая 2-й пол. XI века). Участники мероприятия поддержали озвученную Петровским идею.

Философ Лев Криштапович не согласился с высказанным одним из выступавших мнением о том, что копия полоцкого Софийского собора может быть использована в целях «сепаратизма». Он отметил: «Эти «силы» будут использовать любой объект, и это естественно». По мнению учёного, будет глубоко символично выглядеть «витебская София как центр Западной Руси, киевская София — как центр Южной Руси и София новгородская — как центр Северо-Восточной Руси».

Политолог Сергей Шиптенко обратил внимание на опыт восстановления московского Храма Христа Спасителя, который не принадлежит РПЦ, но используется и церковью, и светскими организациями для проведения различных мероприятий. Таким же церковно-светским духовным центром, по его мнению, может стать копия полоцкого Софийского собора. Он отметил, что Полоцк незаслуженно обделён вниманием из-за неспособности властей привлечь к городу потоки внутреннего и внешнего туризма.

«Есть соблазн «увлечения храмами», в то время как приоритетом была и есть духовная работа с людьми», — сказал Шиптенко. Он отметил также ещё одну опасность: «Если не будет синергии церкви, общественности и бюрократии, то данный проект может вылиться в похабную коррупцию. Он не будет никому нужен, кроме чиновников, и деньги, коих в бюджете не так уж много, уйдут в песок». Кроме того, отметил он, есть риск получить «новодел» ещё худший, чем при реализации правительственной госпрограммы «Замки Белоруссии», и именно для этого необходимо участие общественности и церкви в обсуждении реализации проекта по возведению копии полоцкого Софийского собора.

Помимо темы круглого стола участники мероприятия усели обсудить ещё несколько вопросов. Среди них — скандальная ситуация вокруг памятника А.С. Пушкину в Могилёве.

Видео: Фрагменты выступлений участников круглого стола "Софийский собор как одна из главных культурно-исторических ценностей белорусского народа"

Источник



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
03.05.25

Белорусскими беглыми при активном участии потомков полицаев и предателей, осевших за рубежом, предполагается возложить вину за геноцид белорусского населения фашистами в годы Великой Отечественной войны не на фашистов, а …на правительство СССР и партизанское движение, создав миф, во многом аналогичный мифу об украинском «голодоморе». Как и в случае с Украиной, в Белоруссии, основываясь на реальных фактах, данными силами, поддерживаемыми из-за рубежа, предполагается полностью изменить общественную оценку произошедшего. Стратегической целью всего этого является воспитание ненависти к России, к русскому народу, срыв интеграционных процессов в рамках Союзного государства России и Белоруссии, как и Евразийского Экономического Союза.

03.05.25

Взятие Берлина  было убедительным свидетельством превосходства советского военного искусства над искусством гитлеровской армии. Подготовленная в кратчайшие сроки и в исключительно сложных условиях Берлинская операция завершилась полным разгромом и уничтожением мощной группировки врага в невиданно короткий срок – всего за 17 дней. Отмечая это, маршал Советского Союза А. М. Василевский много лет спустя писал: «Темпы подготовки и осуществления завершающих операций свидетельствуют о том, что советская военная экономика и Вооруженные Силы достигли в 1945 году такого уровня, который и позволил сделать то, что ранее показалось бы чудом».

03.05.25

В условиях глобального, общепланетарного кризиса проблема социального прогресса становится проблемой выживания самого человечества. Как подчеркивается в Докладах Программы развития ООН сегодня ясно одно: «развитее, увековечивающее современное неравенство не только не является устойчивым, но и нет смысла сохранять его». Итак, объективная логика философско-исторического процесса подводит человечество к идее справедливого общественного устройства в современном мире. А эта идея и есть идея социализма в общепланетарном масштабе.

02.05.25

23-24 апреля боевые действия на всех направлениях приняли особенно ожесточенный характер. Хотя темпы продвижения советских войск несколько снизились, противнику не удалось остановить их наступление. Замысел немецкого командования по предотвращению окружения и расчленения, шедшей на помощь Берлину группировки гитлеровских войск, был сорван.

30.04.25

Великая Отечественная война была не просто военным столкновением между союзами соперничающих государств. Это была величайшая в истории битва не на жизнь, а на смерть между человеколюбием и человеконенавистничеством, Добром и Злом, Светом и Тьмой. Это была непримиримая схватка между свободолюбивыми народами Русского мира и черной нацистской Европой с бесноватым фюрером во главе. И последней точкой в этом небывалом четырехлетнем сражении стала битва за столицу «тысячелетнего» рейха - Берлин.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru