« Назад 19.04.2018 15:10 «Повесть временных лет: Кто авторы, кто редакторы? К 905-летию создания первоначального варианта первой русской летописи. Многие, из не слишком сведущих в древнерусской истории людей, любят с достаточной долей категоричности порассуждать о том, кто в действительности был (не был) первым русским летописцем и, соответственно, какие из событий «Повести временных лет» являются подлинными, а какие вымышленными. Но начнём с того, что древнерусские писатели, имевшие духовное звание, избегали говорить о себе — это считалось проявлением гордыни. Автор Начальной летописи, или «Повести временных лет» (наиболее древний её текст дошёл до нас в Лаврентьевском и Ипатьевском списках) тоже придерживался этого правила. И однако же несколько раз он как бы выглянул из-за ширмы — как участник или свидетель тех или иных событий. Так, под 1065 годом, рассказывая о ребёнке-уроде, вытащенном рыбаками из речки Сетомли близ Киева, летописец говорит: Неясно, был ли летописец тогда уже иноком Печерского монастыря или бегал мальчиком смотреть на диковину. Спустя три десятка лет он вместе с печерской братией пережил разорение обители половцами хана Боняка: Далее узнаем, что летописец был ещё жив в 1106 г., когда, по его словам, «скончался старец добрый Ян (Вышатич), живший 90 лет, в старости маститой, жил он по закону божию, не хуже был первых праведников, от него же и аз многа словеса слышах, еже и вписах в летописаньи сем». Вот и вся «автобиография» начального киевского летописца. На основании этого можно утверждать, что в молодости он жил в Киеве, в конце XI века был иноком Печерского монастыря и тогда же, вероятно, уже вёл летопись. Действительно, с середины XI в., летописный рассказ становится подробнее и теряет легендарный отпечаток, лежащий на известиях летописи до этого времени. Кто же был этот человек? Начиная с XIII в. его отождествляют с иноком Киево-Печерского монастыря преподобным Нестором (для его уха было привычнее — Нестер). Первым об этом Несторе, «иже написа летописец», упоминает в своём послании к архимандриту Акиндину (1224 – 1231) монах того же монастыря Поликарп. Загвоздка, однако, вот в чём. Нестор известен в нашей древней письменности, как автор двух повествований — жития преподобного Феодосия и сказания о святых князьях Борисе и Глебе. Сличая эти памятники с соответствующими местами известной нам Начальной летописи, историки нашли непримиримые противоречия. Сильно разнятся и обстоятельства убийства святых братьев Бориса и Глеба, изложенные в летописи и сказании. Эти разноречия подали повод учёным сомневаться в принадлежности Начальной летописи Нестору. Если только не предположить, что во второй половине XI в. в Печерском монастыре проживало два Нестора из-за чего впоследствии произошла путаница. Однако эта догадка не имеет под собой никакой доказательной базы. Были ещё попытки выдать за древнего летописца монаха Сильвестра — игумена Выдубицкого монастыря св. Михаила в Киеве, который прежде жил иноком в Печерском монастыре. Дело в том, что вслед за рассказом о событиях 1110 г. в Лаврентьевском списке следует такая неожиданная приписка: Но и это предположение сомнительно. Ещё В.О.Ключевский недоумевал: «Если древняя киевская летопись оканчивалась 1110 г., а Сильвестр сделал приписку в 1116 г., то почему он пропустил промежуточные годы, не записав совершившихся в них событий, или почему сделал приписку не одновременно с окончанием летописи, а пять-шесть лет спустя?». Да и древнерусская письменная традиция чётко отличает начального киевского летописателя от Сильвестра, как его продолжателя. В Никоновском своде (XVI в.), после рассказа о несчастном для русских нашествии ордынского князя Эдигея в 1409 г. современник-летописец делает такое замечание: Значит, Сильвестр не считался в начале XV в. начальным киевским летописцем. В современной историографии он числится первым продолжателем «Повести временных лет». Переписав в 1116 г. древнейшую летопись, оканчивавшуюся 1110-м годом (и внеся туда свои дополнения), Сильвестр продолжил её, но вот до какого года — на этот счёт мнения разнятся. Умер он в 1123 г., в сане епископа Переяславского (с 1119 г.). Нельзя, впрочем, совершенно исключить, что все три «автобиографических» фрагмента на самом деле принадлежат именно ему — единственному из редакторов и составителей «Повести временных лет», который оставил потомкам своё имя. В этом случае и без того неясный силуэт древнейшего автора Начальной летописи растворяется без следа. Трудно определить, почему по прошествии веков, а иногда и тысячелетий, у отдельных представителей рода человеческого возникает желание докопаться до истины, подтвердить или опровергнуть какую-то теорию, давным-давно ставшую привычной. Думается, ценность такой неуспокоенности в том, что она способствует развитию человеческого разума и является двигателем человеческой цивилизации. «Повесть временных лет» - одна из таких загадок в истории нашего российского Отечества. Почти тысячелетие назад была начата эта первая древнерусская летопись, которая повествовала о том, как и откуда, появился русский народ, как образовалось древнерусское государство. «Повесть временных лет» – первая летопись, текст которой дошёл до нас почти в первоначальном виде. Благодаря тщательному текстологическому анализу «Повести временных лет» исследователи обнаружили следы более ранних сочинений, вошедших в её состав. Вероятно, древнейшие летописи были созданы в 11 в. Наибольшее признание получила гипотеза известного русского филолога, лингвиста и историка, основоположника исторического изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы А.А. Шахматова (1864–1920), объясняющая возникновение и описывающая историю русского летописания 11– начала 12 в. Он прибегнул к сравнительному методу, сопоставив сохранившиеся летописи и выяснив их взаимосвязи. Согласно А.А. Шахматову, около 1037, но не позже 1044 годов, был составлен Древнейший Киевский летописный свод, повествовавший о начале истории и о крещении Руси. Около 1073 г. в Киево-Печерском монастыре был закончен первый Киево-Печерский летописный свод. В нём новые известия и сказания соединялись с текстом Древнейшего свода и с заимствованиями из Новгородской летописи середины 11 в. В 1093–1095 гг. здесь же на основе свода Никона был составлен второй Киево-Печерский свод; его также принято называть Начальным. (Название объясняется тем, что первоначально именно этот летописный свод А.А. Шахматов счёл самым ранним.) В 1110–1113 была завершена первая редакция (версия) Повести временных лет – пространного летописного свода, вобравшего многочисленные сведения по истории Руси: о войнах русских с Византийской империей, о призвании на Русь на княжение скандинавов Рюрика, Трувора и Синеуса, об истории Киево-Печерского монастыря, о княжеских преступлениях. В первой редакции Повести временных лет были отражены политические интересы тогдашнего киевского князя Святополка Изяславича. В 1113 г. Святополк умер, и на киевский престол вступил князь Владимир Всеволодович Мономах. В 1116 г. монахом Сильвестром (в промономаховском духе) и в 1117–1118 гг. неизвестным книжником из окружения князя Мстислава Владимировича (сына Владимира Мономаха) текст «Повести временных лет» был переработан. Так возникли вторая и третья редакции Повести временных лет; древнейший список второй редакции дошёл до нас в составе Лаврентьевской, а самый ранний список третьей – в составе Ипатьевской летописи. Название «Повесть временных лет» (точнее, «Повести временных лет» – в древнерусском тексте слово «повести» употреблено во множественном числе) обыкновенно переводится как Повесть минувших лет, но существуют и другие толкования: Повесть, в которой повествование распределено по годам или Повествование в отмеренных сроках, Повествование о последних временах – рассказывающее о событиях накануне конца света и Страшного суда. А.А. Шахматов не отрицает, что «Повесть временных лет» была написана не одним человеком, а представляет собой переработку преданий, народных песен, устных рассказов. В ней использованы и греческие источники, и новгородские записи. Александр Губанов, Камертон КомментарииКомментариев пока нет
|