САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Сирота - казанская, а верста - коломенская

Сирота - казанская, а верста - коломенская

« Назад

07.10.2016 16:08

Как появилось выражение «сирота казанская» и почему верста - непременно коломенская? В самом ли деле язык доведёт до Киева и почему все дороги ведут в Рим? Кто сказал, что Москва - Третий Рим и как она стала портом пяти морей? Изучаем крылатые слова и поговорки русского языка.

Сирота казанская

Одним чудесным октябрьским днём… То есть тот день был кому чудесным, а кому и не очень, для одних победа, для других - поражение, горькое до сих пор, спустя почти полтысячи лет. В общем, в начале октября 1552 года Иван Грозный наконец-то сумел взять Казань. У этого события было много последствий. В том числе одно позднейшее - появление в стране целой армии «сирот казанских».

«Сирота казанская» сегодня - это некто, умело и с выгодой прикидывающийся несчастным, таковым на самом деле не являясь. Похоже, ровно такой же смысл выкладывали в это выражение и наши предки. Ведь после падения Казани некоторые представители местной знати принялись нудно жаловаться новым властям на свою бедность и тяжёлые, буквально сиротские, жизненные обстоятельства. Несмотря на то, что царской милостью и так обделены не были.

Впрочем, есть версия, что в этом выражении имелись в виду самые настоящие сироты - дети погибших защитников Казани. Их было много, и совершенно непонятно было, что с ними делать - но тут кто-то придумал отдавать их на воспитание и прокормление в русские семьи. Ну а потом подросших молодых татар возвращали обратно в Казань, что, несомненно, способствовало, как принято сейчас выражаться, большему взаимопониманию между народами.

Но особенно обласканными оказывались мусульмане, переходившие в православие. Те из «сирот казанских», кто решился на перемену веры, мог сильно поправить своё финансовое положение и через сотню лет после взятия Казани. И во времена Алексея Михайловича на принимавших православие мусульман часто проливался целый ливень денег, шуб, жемчугов, серебряных кубков, коней и прочих приятных вещей. Так, крещение кабардинского князя Григория Сунчалея Черкасского, случившееся в 1644 году, обошлось казне в 969 рублей (при годовом окладе, например, лекаря, в 30 рублей). Понятно, что кое-кто крестился отнюдь не по зову сердца, а именно из финансово-карьерных соображений. Ну а простые русские люди, которым креститься было не надо, ибо уже крещены, таким, конечно, завидовали. Словом, «сирота казанская» - персонаж явно отрицательный: хитрец, притворщик, вымогатель и попрошайка.

Вёрсты коломенские

Алексей Михайлович не только пригревал казанских сирот. Он ещё и изобрел «версту коломенскую», очень быстро ставшую синонимом высокого человека. Верстой на Руси называли не только меру длины, чуть большую, чем современный километр, но ещё и верстовой столб (помните, у Пушкина «..только версты полосаты попадаются одне»). Эти столбы, указывающие расстояние от пункта А до пункта Б, как раз и начали устанавливать в царствование Алексея Михайловича - а дороги, оснащённые верстами, стали называться «столбовыми».

А вот столбовые дворяне - они вовсе не отсюда, а от «столбцов», особого вида списков, в данном случае - о предоставлении служилым людям поместий, но только на время их службы. То есть это было что-то вроде средневековой депутатской квартиры. Правда, впоследствии эти временные поместья превратились в постоянную, наследственную собственность дворянских семей.

На дороге из Москвы в село Коломенское верстовые столбы были особенно высокими. А как же - ведь по этой дороге регулярно ездил сам царь, отправляющийся в свою загородную резиденцию! Так что это была главная трасса страны, Рублёвка XVII столетия. Вот и вёрсты на ней ставили такие, что мы их до сих пор забыть не можем. Наверняка, эти вёрсты торчали из любого сугроба, в отличие от то и дело заметавшихся снегом столбов на более скромных дорогах.

Язык до Киева доведёт

Ну а летом, если ехать по вёрстам, конечно, заблудиться было трудно. Впрочем, летом можно и вовсе без вёрст, ведь язык до Киева доведёт! Это выражение родом едва ли не из Киевской Руси, когда многие стремились в столицу Руси, но довольно плохо представляли себе, как туда попадают. Вот и приходилось спрашивать дорогу у встречных - такова очень простая и самая очевидная версия происхождения этого выражения.

Впрочем, если жителям и гостям Руси приходило прикладывать усилия, спрашивая у каждого встречного-поперечного дорогу, похоже, у древних римлян и их современников такой проблемы не было. Ведь, как известно, все дороги ведут в Рим.

Общеизвестным это выражение стало благодаря французскому баснописцу Лафонтену: он воспользовался им в своей басне «Третейский судья, брат милосердия и пустынник». Однако фразу про дороги и Рим придумал не он, у этого выражения очень древняя история.

Ведь именно в Риме - центре огромной империи, на рыночной площади - форуме, стояла колонна Milliarium Aureum, «Золотой мильный камень». На ней были написаны расстояния до покорённых столиц - это был своего рода «нулевой километр». Собственно, остатки этой колонны сохранились до сих пор, и при желании каждый может увидеть ту точку, в которую, по мнению древних, и вели все дороги цивилизованного мира.

По которым сами римляне возвращались в свои пенаты. Нет, не так: в «Пенаты» мог вернуться разве что художник Илья Репин, назвавший свою усадьбу так же, как древние римляне называли божков домашнего очага. Их пенаты были похожи не на грозного Юпитера, а на доброго домового: хранили дом, заботились об уюте… Поэтому римляне возвращались не «в свои пенаты», а «к своим пенатам», милым божкам, охранявшим родные стены, пока хозяин болтался где-то у чёрта на куличках.

У черта на куличках

То есть так далеко, что даже непонятно где. А может, и вовсе нигде - ведь как может пересечься нечистая сила с куличами, едой праздничной, пасхальной? Никак не может. Тем более что эти «кулички» ничего общего с куличами не имеют. Равно как и с птицей куликом - чертовы кулички родом от кулиг или кулижек, старинного русского слова, означающего что-то вроде лесной поляны.

Особо дурной репутацией пользовались кулиги, образовавшиеся сами по себе, - в дохристианские времена жрецы устраивали здесь жертвоприношения. А после христианизации Руси считалось, что на кулижках обитает нечистая сила. Однако земля, свободная от леса, была слишком большой ценностью, поэтому на кулигах строились крестьяне, ушедшие из своих разросшихся и ставших слишком тесными деревень. Так на месте бывшей страшной поляны со временем вырастало поселение, из которого народ, в свою очередь, уходил на ещё более дальние кулиги-выселки…

Третий Рим

Как известно, Рим пал. Пал и второй Рим, то есть Константинополь. Ну а третий Рим, Москва, так и стоит себе на семи холмах…

Есть мнение, что Третьим Римом Москву стали называть именно из-за наличия семи холмов - ведь именно столько холмов было и в Риме, и в Константинополе. Впрочем, семью холмами могут похвастаться также Киев, Вашингтон, Сан-Франциско, Амман, Кишинёв, Уфа, Смоленск, Нижний Новгород, а также Сарапул, Тутаев и Чердынь. Что-то многовато Римов получается, так что дело тут явно не в особенностях рельефа.

Судя по всему, о том, что Москва - Третий Рим, первым сказал в двадцатых годах XVI века старец Елеазарова монастыря Филофей Псковский. Даже не сказал - написал в своих посланиях дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину и великому князю Московскому Василию III, отцу Ивана Грозного. Возможно, эту идею старец позаимствовал у митрополита Зосимы Брадатого, который ещё в 1492 году, как раз в то время, когда Колумб открывал Америку, в своём труде «Изложение Пасхалии» намекал на то, что Москва - продолжательница христианского дела Рима и Константинополя.

Поначалу это выражение имело религиозный смысл - Москва (не только город, вся страна) после падения двух христианских столиц виделась главным оплотом веры. Однако у звания «Третий Рим» были и материальные подтверждения. Во-первых, матушкой Василия III была племянница последнего византийского императора - Софья Палеолог. Во-вторых, старец Филофей считал князя Василия прямым потомком Константина Великого: «Не преступай, царю, заповеди, еже положиша твои прадеды - великий Константин, и блаженный святый Владимир, и великий богоизбранный Ярослав и прочии блаженнии святии, их же корень и до тебе», - писал он, обращаясь к великому князю в своём послании.

Порт пяти морей

А ещё Москва, как известно, - это порт пяти морей: Чёрного, Белого, Балтийского, Азовского и Каспийского. Ну а само это выражение, судя по всему, принадлежит скромному гению Иосифу Виссарионовичу Сталину, употребившему его в 1936 году во время посещения канала «Москва-Волга», позже ставшего каналом имени Москвы. После завершения этой великой стройки коммунизма Москва получила выход к другим уже имеющимся (ещё с петровских времён!) каналам, по которым отныне было можно добираться до всех вышеназванных морей.

Надо сказать, что прорыть канал между Волгой и Москвой-рекой хотел ещё Пётр I. Но не сложилось, а жаль. Ведь, возможно, тогда, желая подчеркнуть невероятную банальность чьих-то слов, мы вполне могли бы говорить «Москва впадает в Каспийское море»! А так приходится пользоваться чеховским символом общеизвестного - «Волга впадает в Каспийское море». Впрочем, скорее всего, Чехов не лично придумал эту ставшую крылатой фразу из «Учителя словесности». Видимо, он взял её из школьных учебников, а точнее - из грамматических упражнений известного в то время педагога Николая Бунакова. Ну, в учебниках общеизвестные истины вполне уместны - потому что если им не учить детей, то как же эти истины станут общеизвестными?

Русский мир



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru