САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Выставка "Искусство русского модерна. Поиски национального стиля"

Выставка "Искусство русского модерна. Поиски национального стиля"

« Назад

06.05.2015 13:05

В Национальном музее истории и культуры Республики Беларусь открылась выставка "Искусство русского модерна. Поиски национального стиля".

Выставка знакомит с одной из граней русского модерна,так называемого, «неоромантического» или «неорусского стиля» направления, получившего распространение в Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв. В это время прогрессивная художественная интеллигенция обращается к истокам национальной культуры к народному и средневековому искусству, фольклору, мифу. В наследии предков видели русские художники ключ к возрождению искусства. Единство функционального и эстетического должно было возродиться на новой основе. Эта задача стояла как перед Россией, так и перед всей Европой.

Новый стиль, получивший название «ар-нуво» во Франции, «либерти» в Италии и «югендштиль» в Германии и Австрии, в России стал именоваться модерном. По-настоящему модерн вошел в русскую культуру в 1894–1896 гг. Главными центрами развития «неоромантического» направления в искусстве стали ремесленные мастерские в подмосковном Абрамцеве, Сергиевом Посаде и Талашкине под Смоленском. Инициаторами их создания были меценаты, захваченные идеей возрождения и развития национального искусства. В Абрамцеве это был С. И. Мамонтов, а в Талашкине – М. К. Тенишева. Художественная жизнь Абрамцева стала решающей вехой в формировании «неорусского стиля». В 1882 г. здесь при школе грамотности по инициативе супруги С. И. Мамонтова была основана столярная мастерская, где обучались подростки из близлежащих деревень. С приходом в абрамцевский кружок крупнейших русских мастеров В. М. Васнецова, Е. Д. Поленовой и Н. Я. Давыдовой в мастерской стали решать сложные художественные задачи. Именно В.М. Васнецова по праву можно считать родоначальником «неоромантического» направления стиля модерн. Его имя и дало название абрамцевскому направлению мебельного искусства – «васнецовский стиль». Он прошел эволюцию от единичного копирования подлинных образцов народного искусства до создания цельных интерьеров, где художник мастерски использовал национальные мотивы.

На выставке представлены уникальные фотоматериалы из архива Владимира Ивановича Соколова. К началу 1900-х годов В.И.Соколов — признанный художник, участник многих престижных выставок, обладатель премий и призов, многообещающий путь которого в искусстве предсказал сам И.И.Левитан. С 1903 по 1920 годы. В.И.Соколов заведует учебной столярной художественной мастерской Московского губернского земства, и коллекционирует произведения народных мастеров художников своего времени. Наряду с фотоматериалами на выставке экспонируются изделия резчиков Абрамцева, Сергиева Посада и Талашкина и два уникальных произведения – ваза и изразец - работы М.А.Врубеля, созданные в 1890-е гг., в керамической мастерской Абрамцева.

Сегодня собственником части коллекции В.И. Соколова является минский коллекционер Андрей Михайлович Филатов, по инициативе которого и была создана экспозиция выставки "Искусство русского модерна. Поиски национального стиля".

Искусствовед Сенькевич Е.В.



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru