САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Культура \ Состоялся телемост между литературными музеями Крыма и Беларуси

Состоялся телемост между литературными музеями Крыма и Беларуси

« Назад

18.03.2024 18:11

Мероприятие состоялось при поддержке председателя Совета Региональной национально-культурной автономии «Белорусы Крыма», первого заместителя председателя Федеральной национально-культурной автономии «Белорусы России» Р.В. Чегринца и руководителя Социального центра «Крымское землячество» в Республике Беларусь, полномочного представителя Республики Крым в Республике Беларусь А.Л. Лопацкого, которые также приняли активное участие в обсуждении вопросов сотрудничества Республики Крым и Республики Беларусь, и в частности – налаживания двусторонних межмузейных связей.

Музейщики обсудили актуальные вопросы литературоведения и культуры, поделились опытом научного поиска. Но главной темой, объединившей всех участников телемоста, стала тема изучения и сохранения творческого наследия одного из самых известных деятелей белорусской культуры Максима Богдановича, который некоторое время жил в Крыму и похоронен в г. Ялта. Талантливый поэт-новатор, тонкий лирик (его называют белорусским Лермонтовым), прозаик, прекрасный переводчик, вдумчивый критик, историк и теоретик литературы, публицист, – Богданович прожил всего лишь 25 лет, но успел стать одним из тех, чьи имена вписаны в историю золотыми буквами. В числе его произведений есть лирические стихи и очерки, где он ярко описывает красоты Феодосии, Старого Крыма, Коктебеля и других уголков нашего полуострова начала двадцатого века. Крымчане чтят его память, но особое значение этот поэт имеет, конечно же, для живущих здесь белорусов. На могиле Богдановича установлен замечательный памятник, часто проходят посвящённые ему мероприятия, юбилейные даты всегда отмечаются на высоком уровне, с участием представителей Республики Беларусь. А в канун 120-летнего юбилея поэта, в конце ноября 2011 года, Никитский ботанический сад презентовал новый сорт тюльпана под названием «Максим Богданович». Цветок имеет необыкновенный, нежный сиреневый цвет.

Творческие вечера и концерты, посвящённые белорусскому поэту, не раз проходили и в Феодосии, и часто это происходило в музее Грина. В 2015 году, к 100-летию посещения Богдановичем Юго-Восточного Крыма, в музее была организована посвящённая ему выставка «Лебедь над Киммерией». В 2018 году автор этих строк посетила Литературный музей М.А. Богдановича в Минске и познакомилась с его сотрудниками. Родилась идея наладить сотрудничество. Как принято говорить в таких случаях – ныне звёзды сошлись определённым образом, чтобы это случилось. Приурочить мероприятие к какой-либо памятной дате, связанной с именем Максима Богдановича, по ряду причин не удалось, но день, который оказался наиболее подходящим для всех участников, выпал на первый день весны, и в этом видится хороший знак.

К участию были приглашены активисты феодосийского белорусского общества. А также – сотрудники Литературно-художественного музея г. Старый Крым, где имеется посвящённая Богдановичу экспозиция – в небольшом городе, который находится в 25 километрах от Феодосии и славится своим целебным климатом, поэт несколько месяцев находился на отдыхе и лечении в 1915 году.

Телемост начался с взаимных поздравлений с наступившей весной. Присутствующих в эфире поприветствовали: из Феодосии – директор музея А.С. Грина Анжела Сердюкова, из Симферополя – Роман Чегринец, из Минска – Андрей Лопацкий. Затем  научный сотрудник гриновского музея Алла Ермилова рассказала о работе – научно-исследовательской и массово-просветительной, в том числе – о давнем и тесном сотрудничестве с местным белорусским обществом. Роман Чегринец дополнил её рассказом об изданной недавно в Крыму силами СРНКА «Белорусы Крыма» книге «Зеленя» (рукописная книга М.Богдановича).     

К руководителю Литературного музея Богдановича в Минске Михаилу Барановскому обратились с просьбой рассказать о музее и обо всём новом, что происходит в богдановичеведении – об открытиях, находках, изданиях.

Для начала минчане продемонстрировали небольшой фильм о литературных музеях Минска (которые объединены в одну организацию), и участники телемоста смогли заглянуть в удивительный, очень красивый, устроенный с большим искусством и любовью музей Богдановича. Затем последовал рассказ, который слушали буквально затаив дыхание. Михаил Александрович рассказал немного о самом музее и перешёл к научным вопросам: продемонстрировал вышедшую недавно книгу «Максим Богданович» из серии «Жизнь известных людей Беларуси», автором которой является, и поведал о вошедших в неё новых, неизвестных до недавнего времени фактах о жизни и творчестве самого молодого из белорусских классиков. Не так давно, например, сотрудники музея нашли письма близких к семье Богдановича людей, из которых в числе прочего выяснилось, что стихи поэта были переведены на украинский язык в США («Значит, и там нас читают!»). Несколько лет назад богдановичеведы нашли документальное доказательство принадлежности Максиму Богдановичу журналистского псевдонима «Ив. Февралёв», что раскрыло новые грани его творчества и позволило дополнить собрания сочинений целым рядом произведений. В книге впервые представлены многие фотографии. В целом, издание максимально охватывает все известные на сегодняшний день учёным биографические факты.

Михаил Александрович также представил виртуальному собранию ещё несколько новых изданий, в том числе вышедший к 130-летию со дня рождения поэта каталог «Автографы Максима Богдановича» и книгу «М.Горький и А.Богданович: дружба, рождённая на берегах Волги» (составители Д.Московская и И.Мышковец, к 150-летию М.Горкого), которая рассказывает о дружбе Максима Горького с Адамом Богдановичем – отцом Максима, и жизни русской и белорусской интеллигенции конца XIX – начала XX веков. 

По словам Барановского, почти каждый год сотрудники музея обнаруживают новые факты, касающиеся поэта и или его семьи, проливающие свет на то, в какой атмосфере он находился, какие испытывал переживания, и как это отражалось на его творчестве. Вместе с тем, учёный заметил, что даже для самых близких людей Максим во многом оставался тайной, и она вряд ли когда-либо будет разгадана до конца.

О попытках исследования истории пребывания Максима Богдановича в Крыму рассказали   заведующая старокрымским Литературно-художественным музеем Марина Стамова и сотрудник музея Ирина Сеттарова. Михаил Барановский поделился сведениями, которыми он располагает, и показал фотографию прижизненного портрета Богдановича, который был написан в Старом Крыму художником по имени Пефти. Исследователи пришли к решению сотрудничать.

Среди тем, которые были затронуты, обсуждался вопрос создания музея Максима Богдановича в Ялте. Это – давняя мечта крымских белорусов. Но сегодня это уже не просто мечта – первый важный шаг уже сделан: найдено помещение. Но работа ещё предстоит большая, и все участники встречи выразили готовность оказать проекту помощь и поддержку.

Украшением встречи стало выступление феодосийских белорусов – председателя автономии Людмилы Сердюковой и заведующей библиотекой посёлка Приморский (близ Феодосии) Анны Бородин, которые задорно спели белорусскую песню и сплясали белорусский танец.

В завершение встречи прозвучали взаимные приглашения в гости. И какой бы «старорежимной» ни показалась следующая фраза, но телемост прошёл в очень тёплой и по-настоящему дружеской атмосфере.

Научный сотрудник феодосийского литературно-мемориального музея А.С. Грина Алла Ермилова



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
18.04.25

Несмотря на то, что Белоруссия – это партизанский край, в постсоветский период с привлечением всех возможных Интернет-ресурсов (а до попытки государственного переворота в Республике Беларусь в 2020 году – даже на страницах легально продаваемых в киосках СМИ – «Народнай воли» и др.), распространяемых книг (Илья Копыл «Война. Небышино» и др.) силами бело-красно-белой прозападной оппозиции активно проводится компания по дискредитации партизанского движения, перекладывания вины за массовое уничтожение белорусского населения с оккупантов на партизан.

17.04.25

2024 год в Республике Беларусь проходил под знаком 80-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков – было реконструировано и обновлено множество мемориальных и музейных комплексов, памятников и мемориальных досок, создано несколько новых памятных мест. Эта работа продолжилась и в 2025 году.

16.04.25

В каком смысле консервативная идеология может войти в состав идеологии российского и белорусского государства? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не в признании человека религиозным и греховным существом, не как идеологии охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному принципу, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев.

07.04.25

Начиная с 2024 года в Республике Беларусь проходит масштабная подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая носит общегосударственный, общенародный характер. Ситуация в этом отношении в Белоруссии разительно отличается не только от постсоветских государств, где взяли верх откровенные реваншисты, идейные наследники колаборантов, участвовавших в войне на стороне фашистской Германии – на Украине, в Прибалтике, но и в других странах, сохраняющих память о войне, но не проводящих торжества такого масштаба.

07.04.25

Когда Ленин умер, то Священный Синод Русской православной церкви принял заявление, в котором выражалось «искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идею всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ… Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru