САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Роман Силантьев: «Уровень радикализма в среде "русских мусульман" продолжает расти»

Роман Силантьев: «Уровень радикализма в среде "русских мусульман" продолжает расти»

« Назад

14.04.2016 14:37

Роман Силантьев: «Уровень радикализма в среде "русских мусульман" продолжает расти»

Беседа с экспертом Минюста России, известным исламоведом

-   Роман Анатольевич, в связи с делом Варвары Карауловой и другими случаями вербовки россиян радикальными исламистами, власти и правоохранительные органы всерьез обеспокоились проблемой мусульман-неофитов. Напомним, русские и представители других национальностей, не имеющие предков-мусульман, вдруг с начала 1990-х годов стали проникаться учением пророка Мухаммеда и к настоящему времени составили достаточно заметное, хотя и неоднородное сообщество. Вы, я знаю, на протяжении многих лет изучаете этот феномен, и как раз в эти дни у вас вышла в свет книга «100 самых известных "русских мусульман"», обобщающая ваши наблюдения. Так почему все же надо специально выделять мусульман-неофитов, почему не говорить об исламской общине в целом?

- Дело в том, что мусульмане-неофиты представляют собой отдельную этно-религиозную группу, которая имеет совсем нетипичные для мусульманской общины в целом характеристики. Кроме того, некоторые их представители настаивают на принадлежности к отдельному новом народу, поэтому изучать их отдельно и можно, и нужно.

-      Существует мнение, что принявших ислам русских так много, и уровень их пассионарности так высок, что они рано или поздно могут стать чуть ли не ведущей общественной силой в стране. Это соответствует действительности?

- Это далеко не так. Новообращенных мусульман, не стремящихся к ассимиляции в среде этнических, в России сейчас не более 10 тысяч, и их численность стабилизировалась. Принятие ислама новыми людьми компенсируется отходом от этой религии в "интеллигентском" крыле неофитов, а также повышенной смертностью и склонностью к эмиграции в крыле радикальном. Самые яркие лидеры неофитов либо практически прекратили публичную деятельность, как небезызвестные Полосин и Порохова, либо покинули страну, как руководство Национальной организации русских мусульман. После уничтожения террористов Саида Бурятского и Алексея Пашенцева влиятельных неофитов не осталось и в рядах террористов. Сейчас "русские мусульмане" переживают кризис и упоминаются в немусульманских СМИ исключительно в связи с ИГИЛ и подобными организациями. Лично я не думаю, что у российских мусульман-неофитов есть серьезное будущее, хотя авторы книг "Исламский прорыв", "Вариант "Б" и "Ярость" со мной бы поспорили.

-     Какое место занимают неофиты в руководстве уммой? Их роль в общинной жизни чем-то отличается от роли этнических мусульман?

- В России известно около двух десятков духовных лидеров из среды неофитов, включая трех муфтиев. При общей численности имамов и муфтиев в 6-7 тыс. человек это немного. Выходцы из среды новообращенных духовных лидеров отличаются повышенной скандальностью и пониженной законопослушностью - так, из трех муфтиев двое лишились своих постов соответственно за экстремистские высказывания и подлог документов, а из 11 известных мне имамов трое имеют судимости как экстремисты или террористы, а один - как наркодилер. Что характерно, этнический русский из неофитов в духовном звании всего один, а остальные преимущественно рождены в смешанных браках.

-   Наблюдается ли связь между сознательным обращением в ислам и склонностью к радикальной идеологии?

- К сожалению, да. Дело в том, что наиболее активно призыв к исламу ведут именно ваххабиты, они же наиболее заинтересованы в неофитах, которые демонстрируют повышенную боеспособность. Уровень радикализма в среде "русских мусульман" очень высок и продолжает расти. Так, из 100 самых известных их представителей экстремисты, террористы и просто люди радикальных взглядов составляют более двух третей.

-      Каково отношение этнических мусульман к новообращенным?

- Часто настороженное, если это мусульмане традиционные. Или даже отрицательное - мюриды самого уважаемого дагестанского шейха Саида-афанди Чиркейского, убитого "русской мусульманкой" Сапрыкиной по приказу "русского мусульманина" Пашенцева к новообращенным относятся предсказуемо.
Ваххабиты, как уже говорилось выше, неофитов в целом ценят, хотя периодически и режут, как мы это видим на примере ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация). По данным одного из интернет-опросов, примерно 40% мусульман относятся к неофитам положительно, столько же - нейтрально, а остальные 20% - отрицательно.

-      Какими путями неофиты приходят в ислам?

- Как правило, это влияние близких, брак, влюбленность, протестные настроения, корыстные соображения, очарование восточной культурой, склонность к смене веры, интернет-вербовка и психические девиации. У мужчин и женщин есть своя специфика: из-за женитьбы или влюбленности мужчины меняют веру нечасто, зато женщин, в отличие от мужчин, практически не вербуют в тюрьмах и спортивных секциях.

-      Снижается ли в последнее время число обращений или, напротив, растет?

- Взрывного роста точно не наблюдается, а некоторые известные общины неофитов - например, петрозаводская и омская - в значительной степени деградировали. Почти все сайты неофитов закрылись и сейчас они перешли преимущественно в социальные сети.

-      Много ли русских мусульман отправилось в ИГИЛ?

- Реально неофитов, среди примерно 3000 россиян-игиловцев, не менее 10%. Плюс сотни семей радикальных "русских мусульман" за последнее время выехали на постоянное место жительства в Турцию или Египет. Кстати, многие из "русских игиловцев" уже мертвы.

-     Как РПЦ относится к феномену обращения славян в ислам?

- Достаточно спокойно. Церковь беспокоит не столько количество новообращенных, сколько их склонность к терроризму. Такого рода люди с 1995 года убили и ранили несколько тысяч православных - в Чечне, Беслане, в московском метро, в поездах.

- Отмечены ли случаи ухода обращенных из ислама? Угрожает ли им в таком случае опасность мести со стороны радикалов?

- Да, я знаю несколько десятков таких случаев, шесть самых ярких из которых я описал в своей книге. Причины для очередной смены веры случаются разные - предательство со стороны близких мусульман, пресыщение экзотикой и потребность перейти в более "модную" религию, отрезвление после тюремного срока или потеря материальной выгоды, связанной с исповеданием ислама. Так, нередко эту религию покидают обретшие свободу заключенные и пленные, ветреные представители интеллигенции, брошенные жены и возлюбленные мусульман. Например, из четверых православных священников, за последние 20 лет принявших ислам в России, один изначально был неверующим, второй потерял интерес к исламу после прекращения финансирования со стороны мусульманских спонсоров, третий после ислама перешел в иудаизм, а четвертый перед смертью успел вернуться в христианство. Насчет угроз со стороны радикалов могу заметить, что такие случаи известны, однако они редко приводят к каким-либо последствиям. 

Столетие



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru