САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Юго-Восток Украины как Новороссия

Юго-Восток Украины как Новороссия

Юго-Восток Украины как Новороссия

Филипп САДИЛЕНКО | 16.05.2014
 

Проблема самоидентификации, поиски ответа на вопрос «Кто я?» значимы не только для отдельной личности, но и для больших социальных групп. Получению ответа на вопрос предшествует, как правило, этап негативной самоидентификации – выяснения, с кем данный человек, данная общность отождествлять себя НЕ хотят и не будут.

Сегодня для Юго-Востока (исторической Новороссии) этап негативной самоидентификации пройден. С каждым днём люди на Юго-Востоке Украины всё острее ощущают, что они не хотят иметь ничего общего с теми, кто швыряет бутылки с зажигательной смесью в солдат «Беркута», кто крушит памятники, возводившиеся отцами, кто марширует по улицам городов Украины под нацистскими лозунгами. Это ощущение обострилось ещё больше, когда ветры, подувшие из Галиции через Киев, стали доходить и до Юго-Востока, когда в центре Харькова в русских стали стрелять из боевого оружия, а в кровавом кошмаре одесской Хатыни были сожжены заживо и расстреляны свыше полутора сотен противников режима (официально признаны около пятидесяти жертв). Атаки Национальной гвардии и боевиков из «олигархических батальонов» на жителей Краматорска, Мариуполя, Красноармейска довершили переворот в сознании людей. 

И думается, что под влиянием этих событий вскоре начнёт исчезать из обихода и сам термин «Юго-Восток» по той причине, что жители юго-восточных областей всё слабее ощущают свою связь с Украиной. Для них «Украина» всё чаще ассоциируется со смертью безоружных людей, друзей, близких; гимн Украины отсылает их к неонацистскому лозунгу «Украина превыше всего»; герб Украины нашит на чёрно-красные эмблемы «Правого сектора», взятые у гитлеровских прислужников из ОУН/УПА. 

На Донбассе тех, кто с некоторых пор воспринимает «Украину» именно так, – большинство. Если до начала активных карательных действий режима в гражданском движении на Юго-Востоке преобладало федералистское течение, то после Одессы, Славянска, Краматорска, Мариуполя, Красноармейска, после того, как Турчинов заявил, что разговора о федерализации с ополченцами не будет, Парубий пообещал, что «антитеррористическая операция» будет ужесточаться, а один из предводителей «Свободы» Михальчишин потребовал превратить Славянск бомбардировками в «лунный пейзаж», в настроениях людей произошла резкая перемена. Государство Украина при нынешнем режиме предстало в глазах людей идейно-политическим банкротом. Это и не могло быть иначе: наследники Великой Победы увидели, что государственная практика тех, кто засел в Киеве в правительственных кабинетах, и фашистская символика, фашистский дух соединились – точно так же, как 2 мая в Одессе оказались повязаны кровью футбольные ультрас и «самооборона майдана». 

Всё чаще можно слышать сегодня в разговорах словосочетание «бывшая Украина». О том, что Украина подошла к порогу failed state, говорят и в Европе. Говорят в Будапеште, в Бухаресте, в Варшаве. Используя выражение «Юго-Восток», мы понимаем, что эта часть территории Русского мира, когда-то вмещённая в рамки Украинской СССР, затем существовавшая в границах независимого Украинского государства, заселённая преимущественно русскими, внутри себя тоже не едина. Между Донецком, Луганском, Запорожьем, Харьковом, Одессой, Херсоном, Днепропетровском, Николаевом существуют глубокие различия. Две из областей этого макрорегиона, Донецкая и Луганская, уже встали на путь создания собственной государственности в форме народных республик. Этот выбор народа ознаменовал переход Юго-Востока от негативной к положительной самоидентификации. Стержнем этого процесса служит ориентация новых политических образований на дружественную Россию, а ещё точнее - чувство принадлежности к тому огромному культурно-историческому пространству, которое зовётся Русским миром. Это сознание органичной культурно-исторической связи вовсе не обязательно подразумевает государственное единство сейчас либо в будущем; больше того, такое единство в ряде случаев было бы не на пользу тем новым общественным явлениям, которые под влиянием крымских событий получили обобщённое поэтическое название «русская весна». И всё же нужно признать, что новую эпоху открыл именно Крым.

Воссоединение Крыма с Россией (возвращением домой, как говорят крымчане) обозначило рубеж всемирно-исторического значения. До этого на протяжении более двух десятилетий в центре Евразии, превращённой в «большую шахматную доску», развивался процесс, который в идеологии евроатлантизма рассматривался под углом зрения последовательной геополитической фрагментации пространства бывшего СССР. В Крыму и Крымом процесс этот был остановлен. 

На смену представлениям о «Юго-Востоке Украины» идут сейчас представления о «Новороссии». Её целостность, жизнеспособность видятся на сегодняшний день открытой проблемой. Будущее не предопределено, и многое будет зависеть от того, удастся ли в рамках Новороссии сохранить своё особое лицо Донбассу, Слобожанщине, территориям, известным в истории как Юг России, другим уголкам этого своеобразного мира и в то же время связать эти территории на различных уровнях взаимодействия с Российской Федерацией. Надеемся, что удастся. Ведь главное, перед людьми, живущими здесь, открылось то, что смело можно назвать исторической перспективой.

Фонд стратегической культуры

Последние новости
все новости
21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru