Избрание митрополита Павла Экзархом Белорусской православной церкви - удар по сторонникам автокефалии
Алексей Полозов
С 25 по 26 декабря ушедшего 2013 года прошло весьма судьбоносное для всей Русской Православной Церкви заседание Священного Синода. Самым главным и основным вопросом была, безусловно, ситуация в Белоруссии. Ещё три года назад Патриарший Экзарх всея Беларуси Филарет (Вахромеев) подал прошение об уходе на покой в связи с достижением 75-летнего возраста. Однако тогда данное прошение было отклонено Синодом.
9 октября 2013 года исполнилось 35 лет служения Филарета (Вахромеева) в качестве вначале Митрополита Минского и Белорусского (с 1978 года), а затем (с 1989 года) и Патриаршего Экзарха всея Беларуси, Митрополита Минского и Гродненского (затем, в связи с ростом числа епархий – Минского и Слуцкого). В связи с этой важной датой Филарета поздравил президент Белоруссии А.Г.Лукашенко. Безусловно, Митрополит Филарет всегда пользовался (и продолжает пользоваться сейчас) в огромным авторитетом в Белоруссии. Именно ему принадлежит решающая роль в возрождении, становлении и развитии Белорусской православной церкви. Ко всему прочему Митрополит Филарет является одним из немногих обладателей звания Героя Беларуси, которого он был удостоен в 2006 году «за исключительный личный вклад в духовное возрождение белорусского народа, укрепление дружбы и братских связей между народами, развитие межконфессионального диалога». Митрополита Филарета и белорусского президента А.Г.Лукашенко до сих пор связывают годы тёплых и дружеских личных отношений. Начиная с конца 2000-х белорусский лидер после серии экономических конфликтов с Россией в попытках реализации своей новой идеи «многовекторной внешней политики» возможно, излишне увлёкся выстраиванием отношений с Ватиканом и Мальтийским орденом, а также идеей подписания полномасштабного конкордата с римско-католической церковью, что не могло не привести к некоторому похолоданию во взаимоотношениях БПЦ и белорусского государства, но в любом случае Митрополит Филарет сохраняет значительное влияние в Белоруссии.
Но всё же жизнь не стоит на месте. Меняется ситуация не только в самой Белоруссии, но и в Белорусской Православной Церкви. Острее стали ощущаться определённые автокефальные и центробежные тенденции, всё громче раздаются пожелания, а порой и открытые требования белорусизации внутрицерковной жизни. Безусловно, Митрополиту Филарету в силу преклонного возраста всё сложнее быстро и своевременно реагировать на все эти вызовы, к тому же он и сам в последнее время выражал желание сосредоточиться в большей степени на молитвах и размышлениях, а не на ежедневном церковном администрировании.
В этих условиях Священный Синод повторно рассмотрел его просьбу о выходе на покой и удовлетворил её. Новым Патриаршим Экзархом всея Беларуси был избран Митрополит Рязанский и Михайловский Павел. Но одновременно с этим своё влияние сохранил и Митрополит Филарет - решением Священного Синода он был назначен почётным Патриаршим Экзархом всея Беларуси. Таким образом, сложилась уникальная ситуация – с 25 декабря 2013 года в Белоруссии два Патриарших Экзарха – почётный и действующий. Это необычное решение принималось не просто так, а в связи с целым рядом факторов и обстоятельств как внутрицерковных, так и политических.
Сразу же после назначения Митрополита Павла уже 25 декабря, которое является в Белоруссии выходным днём в связи с празднованием католического Рождества, вначале в оппозиционных электронных СМИ, а на следующий день – и в печатных поднялась настоящая истерия. Захлёбываясь от гнева, оппозиционные журналисты и политики в один голос твердили о том, что Белоруссии нанесено «страшное оскорбление», смещён действующий глава БПЦ, новым Экзархом назначен «ставленник Москвы», который «даже не знает белорусского языка» и местных реалий. Всё это тут же было поставлено в вину и А.Г.Лукашенко, который «взамен на российские кредиты торгует независимостью и суверенитетом». Досталось Митрополиту Павлу и за его негативное отношение к сексуальным меньшинствам. Все эти «комментарии» сводились к мысли о том, что БПЦ должна стать самостоятельной, не иметь ничего общего с РПЦ, а в нынешней «промосковской БПЦ» оставаться нет смысла. Всё это продолжалось практически до православного Рождества.
Вряд ли всерьёз можно полагать, что данное решение принималось Священным Синодом без согласования с президентами России и Белоруссии, однако не только оппозиция, но и белорусские власти поначалу встретили прибывшего Митрополита Павла весьма сдержанно и, если выразиться более точно – отстранённо холодно. Некоторую паузу взял и белорусский президент. На этом фоне весьма показательно, что он направил почётному Экзарху Филарету специальное обращение, в котором написал следующее: «Для меня Вы были и остаётесь мудрым учителем, добрым другом и советчиком. И я вновь и вновь готов восхищаться Вашим оптимизмом, жизнелюбием и замечательным чувством юмора».
С приездом митрополита Павла, который временно расположился в Центре милосердия БПЦ, в то время как митрополит Филарет продолжал занимать резиденцию Экзархата, возникла некоторая двусмысленность и едва заметная нервозность, что особенно ощущалось на фоне той пропагандистской шумихи, которую начала оппозиция.
Точку перед православным Рождеством поставил А.Г.Лукашенко, который направил Митрополиту Павлу поздравление со словами: «Убеждён, что на высоком посту руководителя Белорусского Экзархата Вы сделаете всё возможное для сохранения и развития традиций соработничества государства и Церкви, будете активно способствовать укреплению стабильности, согласия и мира в белорусском обществе». Это означало официальное признание Митрополита Павла и сняло все вопросы.
А уже 9 января 2013 года новый Экзарх Митрополит Павел принял участие в церемонии в церемонии вручения премии «За духовное возрождение» и специальных премий президента Белоруссии. В самом начале белорусский лидер обратился к теме назначения нового Экзарха: «Для нас очень важно, что новым предстоятелем Белорусской православной церкви стал человек мудрый, опытный, повидавший мир» и обратился к белорусам с просьбой принять Митрополита Павла «как своего, родного по духу человека». При этом А.Г.Лукашенко отметил, что в Белоруссии любят почётного Экзарха всея Беларуси Митрополита Филарета и выразил надежду, что Митрополит Филарет справится с болезнью и «всегда будет в наших рядах». Белорусский президент напомнил, что православная церковь является одним из духовных столпов белорусского общества и единственной конфессией, с которой белорусское государство заключило соглашение о сотрудничестве. Митрополит Павел также подчеркнул роль Митрополита Филарета и заверил белорусского президента и присутствующих: «Я постараюсь, чтобы то, что совершил Митрополит Филарет, продолжилось, чтобы мы не разрушали, а созидали».
Казалось бы, на этом в двухнедельном марафоне некоторой неопределённости в церковной ситуации в Белоруссии можно было бы поставить точку. Но это не успокоило оппозицию, которая стала говорить о том, что «Москва специально направила своего ставленника для поддержки авторитарного режима А.Лукашенко». Разговоры об автономии и автокефалии продолжаются. А активизировавшиеся процессы украинского майдана придают всему этому особый подтекст и смысл. Украина в этом смысле становится для белорусской оппозиции примером точно так же, как ранее таким же примером для сторонников интеграции с России на Украине была сама Белоруссия.
Чтобы понять, что всё это не некие фантазии белорусской оппозиции, а вполне реальный вариант развития событий, необходимо вернуться к истории самого вопроса об экзархатах и взаимоотношений РПЦ с УПЦ и БПЦ.
Белорусская Православная Церковь (Белорусский Экзархат Московского патриархата) не является отдельной церковью, а существует лишь в качестве специального административно-территориального образования РПЦ. Вообще же, если говорить об истории экзархатов, то чаще всего это были временные образования, которые либо со временем становились полноценными патриархатами, либо упразднялись. В современный период в 1989 году «Устав об управлении Русской Православной Церкви» был дополнен отдельной главой «Экзархаты», которые могут создаваться по национально-территориальному принципу. Во-первых, необходимо было определить документально, что же представлял собой на тот момент Украинский Экзархат РПЦ и, что ещё более существенно – предстояло определить, на каких принципах будет создаваться новый Белорусский Экзархат РПЦ.
Не совсем верно говорить о том, что Белорусский Экзархат РПЦ (Белорусская Православная Церковь) был образован в связи с объявлением независимости Белоруссией. Конечно, политические процессы распада СССР имеют к этому косвенное отношение, но решение об образовании Экзархата было принято ещё 11 октября 1989 года в связи со стремительным возрождением православия в БССР и необходимостью упорядочения этого процесса. В пределах Экзархата высшая церковная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит Синоду Экзархата, который состоит из Экзарха и правящих архиереев (архиепископов и епископов). Постановления Синода Экзархата вступают в силу сразу после их подписания, однако обязательна процедура их последующего утверждения Священным Синодом РПЦ. Синод Экзархата представляет на утверждение Священного Синода нового Экзарха (как и было в последнем случае с Митрополитом Павлом), архиереев, утверждает настоятелей монастырей, решение вопросов издательской деятельности. Имя Экзарха упоминается в богослужениях сразу за именем Патриарха во всех храмах экзархата. Экзарх является постоянным членом Священного синода РПЦ. Фактически, Белорусский Экзархат или Белорусская Православная Церковь, оставаясь в составе РПЦ, пользуется значительной автономией.
Безусловно, это удобно в том смысле, что в рамках отдельной территориальной единицы Советского Союза (в данном случае БССР) было создано и аналогичное территориальное церковное образование – Белорусский Экзархат, что способствовало более оперативному решению вопросов возрождения и становления православия на белорусских землях, взаимодействия власти и церкви по самым различным вопросам и в том числе по проблеме восстановления разрушенных храмов. После распада СССР это стало ещё более актуально.
Ситуация со статусом и положением православной церкви на Украине и в Белоруссии, к сожалению, сразу же стала активно использоваться различными политическими силами, которые стремились ускорить распад Советского Союза. Раздавались требования украинизации и белорусизации Украинского и Белорусского Экзархатов. И если образование Белорусского Экзархата в 1989 году на время сняло остроту проблемы, то на Украине положение было совсем иным. Более того - несмотря на все положительные последствия создания Белорусского Экзархата, это решение имело и серьёзные негативные последствия, так как послужило определённым толчком к активизации сторонников большей независимости от РПЦ на Украине.
Дело в том, что после Октябрьской революции во время гражданской войны в условиях распада Российской империи была образована действовавшая в 1918-1919 годах Украинская автономная православная церковь, которая получила свою автономию по решению Всероссийского Поместного Собора в 1917 году. Однако уже 7 января 1918 года в Киеве состоялся Всеукраинский церковный собор, где 150 голосами против 60 была отвергнута идея автокефалии.
Сразу после окончания гражданской войны в 1921 году было принято решение о ликвидации этой автономии, но вместо неё, с учётом национально-территориальной специфики, было принято решение о создании Украинского Экзархата РПЦ. Однако однажды выпущенного из бутылки джина «незалежности» было не так-то просто загнать обратно. Уже в октябре 1921 года в Киеве прошёл собор сторонников автокефалии. Недовольные статусом Экзархата провозгласили создание Украинской автокефальной православной церкви, которая, однако, не была признана православными церквами мира. Ряд объявленных УАПЦ «канонов» и вовсе были признаны противоречащими православному учению.
В 1923 году в связи с процессами «обновленчества», затронувшими всю РПЦ, украинские «обновленцы» получили «автокефалию» от свои коллег в Москве.
В дальнейшем острота внутриправославных споров была постепенно сведена на нет атеистической и богоборческой политикой большевиков.
Но в 1939 году после успешного освободительного похода Красной Армии с СССР были воссоединены земли Западной Украины и Западной Белоруссии, где позиции православной церкви, несмотря на давление католических властей Польши, удавалось в значительной степени сохранять всё предвоенное время. По согласованию с властями СССР был создан Экзархат Западных областей Белоруссии и Украины с центром в украинском городе Луцке.
Дополнительное смятение и путаница возникли и в период немецко-фашистской оккупации. Возникает Украинская автокефальная православная церковь. Это, однако, была не та УАПЦ, которая была создана в 1921 году. Новая УАПЦ не признавала УАПЦ образца 1921 года. Что же касается схожести названий, то это объясняется, прежде всего, тем, что при поддержке немецко-фашистских оккупантов на территории Украины была создана Украинская автономная православная церковь и автокефальная церковь не хотела, чтобы их путали. Автокефальную поддерживали украинские националисты, а сами фашисты – в большей степени автономную. Шли переговоры об объединении этих церквей, но они оказались безрезультатными. Активно действовали и униаты, или греко-католики.
После освобождения Украины в состав Украинского Экзархата перешла часть Мукачёвско-Пряшевской епархии Сербской Православной Церкви в связи с воссоединением Закарпатской Украины с СССР.
8-9 марта 1946 года на Львовском церковном соборе произошло воссоединение греко-католической церкви Украины с Православной Церковью Украинского Экзархата. Такое же решение приняло и униатское духовенство в Пряшеве. В состав Экзархата стали возвращаться и обновленцы. К этому времени СССР частично изменил свою религиозную политику – многие храмы были открыты заново.
В 1949 году уния окончательно ликвидируется, так как в состав православной церкви переходят и закарпатские униаты.
В 1958 и 1964 годы стали новым периодом богоборчества и закрытия храмов. В 1961 году под предлогом реставрации была даже закрыта Киево-Печерская лавра.
В 1966 году Патриаршим Экзархом Украины становится митрополит Филарет (Денисенко).
В законсервированном состоянии Украинский Экзархат пребывал до конца 1980-х, когда начала меняться отношение государства к церкви.
Поместный собор РПЦ в Москве 6-9 июня 1988 года принимает новый Устав и подтверждает права Украинского Экзархата РПЦ с правом использования второго названия – Украинская Православная Церковь.
Как мы уже говорили выше, аналогичное решение было в 1989 году принято и по Белорусскому Экзархату.
Определённая двоякость толкования вторых названий Украинского и Белорусского Экзархатов – Украинская Православная Церковь и Белорусская Православная Церковь (УПЦ и БПЦ соответственно) сразу же позволила многим говорить о том, что ситуация с Экзархатами – всего лишь переходный период.
На Украине, где в отличие от Белоруссии, православная церковь не была столь единой и монолитной, так как в ней, особенно на западе, было немало сторонников идей автокефальной и автономной церквей, и униатов, создание Экзархата было воспринято, как сигнал к продолжению более решительных действий. Фактически, сразу после подтверждения всех прав Украинского Экзархата началась активная деятельность сторонников автокефалии и автономии.
В 1989 году была возобновлена монашеская деятельность в Киево-Печерской лавре, активно восстанавливались и открывались храмы. Однако всего этого сторонникам «церковной незалежности» было мало.
В итоге приходится констатировать, что решение 1917 года о наделении украинского православия правами автономии, как показала история, имело далеко идущие печальные последствия для единства РПЦ, которые мы ощущаем и по сей день. Решение же о ликвидации автономии и образовании Украинского Экзархата было половинчатым и лишь частично восстановило единство РПЦ, сохранив потенциальную возможность распада единого церковного организма в случае новых государственных катаклизмов, что мы и наблюдаем после распада СССР. Под давлением сторонников «незалежности» 27 октября 1990 года Архиерейский собор РПЦ в Москве упразднил Украинский Экзархат и вновь основал самоуправляемую с правами широкой автономии Украинскую Православную Церковь Московского патриархата. Фактически, Синод УПЦ стал высшим органом управления. Влияние Московского Патриархата стало чисто символическим – оно осталось в названии УПЦ и в том, что избираемый решением Синода УПЦ Предстоятель УПЦ должен получить благословение Патриарха Московского. Главой УПЦ стал Митрополит Филарет (Денисенко).
Таким образом, решение, нарушившее единство РПЦ, было принято не в самом Киеве, а на Архиерейском соборе РПЦ 1990 года в Москве, пускай и под давлением «самостийных» тенденций на Украине. В течение 1989-1990 годов была организована массовая пропагандистская компания - на имя Патриарха Пимена в Москву и Митрополита Киевского, Патриаршего Экзарха Украины Филарета в Киев поступали многочисленные послания от клириков и мирян из западноукраинских епархий с призывами даровать автокефалию Экзархату. Компания была хорошо подготовлена и скоординирована. Решение Архиерейского собора о представлении УПЦ независимости и самостоятельности в управлении было вполне в духе объявления о «независимости» Российской Федерации, которое в своё время практически похоронило Советский Союз. На мой взгляд, оно было весьма недальновидным и создало опасный прецедент дробления Русской Православной Церкви и в будущем.
Тем временем на Западной Украине ситуация всё больше обострялась. Униаты (УГКЦ) захватывали храмы. Часть клира и прихожан УПЦ перешли в Украинскую автокефальную православную церковь. Всё это стало возможным после встречи в Ватикане президента СССР М.Горбачёва и папы Иоанна Павла II в феврале 1990 года, когда советский лидер пошёл на беспрецедентные уступки и согласился на восстановление УГКЦ. На захваты храмов УПЦ униатами власти в 1990 годах практически не реагировали.
Митрополит Филарет (Денисенко) получил в Софийском соборе в Киеве 28 октября 1990 года грамоту Патриарха Алексия II о даровании УПЦ независимости и самостоятельности в управлении, а 22-23 ноября 1990 года состоялся первый Собор УПЦ.
24 августа 1991 года Украина заявила о своей независимости. 1-3 ноября 1991 года Собор УПЦ принял решение просить Московский Патриархат о предоставлении УПЦ полной автокефалии. Это было подтверждено решением епископского совещания УПЦ 22 января 1992 года и соответствующим обращением президента Украины Л. Кравчука. Стало ясно, что процесс церковной «незалежности и самостийности» набрал обороты.
РПЦ оказалась перед угрозой полной потери Украины. Нужно было или предоставить полную независимость, признав право Украины иметь собственного патриарха, либо как-то попытаться вернуть ситуацию назад. Но сделать это было уже не так-то и просто.
Тем не менее, 23 января борьба началась – несколько епископов УПЦ отозвали свои подписи из обращения об автокефалии, после чего их отстранили от управления своими епархиями. 18-19 февраля 1992 года священный Синод РПЦ призвал Митрополита Филарета (Денисенко) и УПЦ отменить своё решение о просьбе дарования автокефалии. Филарет и епископат УПЦ ответили отказом.
С 31 марта по 5 апреля в Москве проходил Архиерейский Собор, решавший этот вопрос. Большинство считало нужным отказать в автокефалии УПЦ. Патриарх Алексий II обратился к Филарету с С 31 марта по 5 апреля в Москве проходил Архиерейский Собор, решавший этот вопрос. Большинство считало нужным отказать в автокефалии УПЦ. Патриарх Алексий II обратился к Филарету с просьбой: «Мы просим владыку Филарета ради блага Православия в Украине, ради нашего единства, во имя спасения Церкви на Украине уйти со своего поста и предоставить епископам Украины возможность выбрать нового Предстоятеля». После этого выступающие настаивали на уходе Филарета и предлагали за это проголосовать. Украинский Митрополит Филарет в этой ситуации пообещал, что будет проведено избрание нового Предстоятеля после его возвращения на Украину. Голосование об отстранении Филарета в итоге так и не было проведено.
7 апреля 1992 года в Киеве Митрополит Филарет объявил об отказе уйти с поста Предстоятеля УПЦ.
Это означало начало нового раскола. 30 апреля в Житомире сторонники сохранения единства с РПЦ осудили решение Филарета и заявили о созыве 11 мая Архиерейского Собора УПЦ. Был создан Комитет по защите православия, предложивший избрать новым Предстоятелем УПЦ Митрополита Владимира (Слободана).
Филарет собрал собственную Конференцию в защиту канонических прав и обратился к Патриарху Константинопольскому Варфоломею за поддержкой.
27 мая в Харькове был собран Собор УПЦ, низложивший Филарета и избравший во втором туре новым Предстоятелем Митрополита Владимира (Слободана).
Филарет и его сторонники, так и не дождавшись поддержки со стороны Патриарха Варфоломея, не признали избрания Митрополита Владимира и объявили о создании УПЦ Киевского патриархата. Эта структура не была признана ни одной православной церковью, однако её признало украинское государство. В итоге на Украине разгорелись ожесточённые споры за храмы и имущество между УПЦ Московского Патриархата, УПЦ Киевского патриархата. УАПЦ и УГКЦ.
Это часто приводило к открытым физическим столкновениям между верующими, в том числе с использованием палок, метанием камней и т.п.
Руководство Украины в этой ситуации время от времени апеллировало к Константинопольскому Патриархату. Во время переговоров между Константинопольским и Московским патриархатами в июне 2000 года проявилась разница в подходах. Патриарх Варфоломей отметил, что заинтересован в получении УПЦ автокефалии, которую может дать только Церковь-мать (в данном случае, по его мнению – Константинополь, а не Москва). Противоречия между Константинополем и Москвой в православии имеют давнюю историю. Традиционно Патриарх Константинопольский считается и Вселенским, что идёт ещё со времён Византийской империи. Но в современных исторических условиях именно Патриарх Московский реально является самым влиятельным православным иерархом. Это несоответствие активно используется на Западе для создания определённых сложностей для РПЦ и православия в целом.
Для решения проблемы УПЦ 13-16 августа 2000 года был созван Юбилейный Архиерейский Собор РПЦ, на котором присутствовали все правящие архиереи УПЦ Московского Патриархата. Разброс мнений был от предоставления УПЦ полной автономии до возвращения статуса Экзархата. В итоге было подтверждено решение 1990 года.
Таким образом, ситуация в УПЦ пока до конца так и не урегулирована. Вопрос об автономии и даже автокефалии поднимается, однако единодушия в этом пока нет, в том числе и между Московским и Константинопольским патриархатами.
УПЦ пользуется де-факто практически полной автономией, но все правящие архиереи УПЦ принимают участие в Архиерейских Соборах РПЦ, что и обеспечивает определённую степень единства.
Вместе с тем, очевидно, что в религиозные споры о судьбе УПЦ сегодня в той или иной степени вовлечены не только сами РПЦ и УПЦ, но и иные православные церкви и отдельные государства.
Я так подробно остановился на ситуации в УПЦ для того, чтобы было понятно, что точно такая же ситуация могла возникнуть и в БПЦ, в чём были весьма заинтересованы противники российско-белорусской интеграции как на Западе, так и в самой Белоруссии (и оппозиция, и в определённой степени и сами белорусские власти). Если права широкой автономии и самоуправления были предоставлены УПЦ, было вполне логично добиваться этого и в БПЦ. И такие голоса начали раздаваться всё чаще. Более того, при упоминании в белорусских СМИ название Белорусский Экзархат Московского Патриархата почти не использовалось – везде речь шла только о Белорусской православной церкви, словно речь шла о церкви самостоятельной, а не части РПЦ. Начались активные процессы белорусизации внутрицерковной жизни. В связи с ухудшением состояния здоровья Митрополита Филарета и его возможного отхода от дел по этой причине сторонники автокефалии питали определённые надежды на реализацию своих планов
Избрание Митрополита Павла перечеркнуло этот негативный для РПЦ и БПЦ сценарий. К тому же в Москве начало свою работу представительство Белорусского Экзархата под руководством архиепископа Витебского и Оршанского Димитрия – авторитетного церковного иерарха, давнего сторонника единства РПЦ. В отличие от Украины связь РПЦ и БПЦ и их единство заметно усилились и укрепились. Сторонники автокефалии БПЦ потерпели сокрушительное поражение.
Именно это и вызвало столь нервную и болезненную реакцию белорусских националистических кругов, мечтавших направить развитие ситуации в Белорусском Экзархате РПЦ по украинскому сценарию. Очевидно, что цель компании критики избрания Митрополита Павла Патриаршим Экзархом всея Беларуси – политизация церковной жизни, расшатывание внутриполитической ситуации и дестабилизация обстановки как внутри БПЦ, так и во всей Белоруссии. Однако эта компания явно провалилась.