« Назад 16.08.2014 14:49 26 августа в Минске состоялась встреча по линии Таможенный союз – Евросоюз – Украина, которая призвана была не только сгладить нарастающие между ними экономические и политические противоречия, но и принять решения, способные прекратить войну в Донбассе и на Луганщине. Насколько прошедшие переговоры оправдали возлагавшиеся на них надежды, рассказывают белорусские политологи и общественные деятели. Владимир Козляков, доктор исторических наук, профессор: Минская встреча, как и предполагали многие эксперты, не принесла каких-либо существенных результатов. Видимых прорывов не произошло. Тем не менее, уже сам факт состоявшейся встречи следует оценить положительно. Ведь не раз строились пессимистические прогнозы насчет возможности собраться в указанном формате. Конечно, переговоры президентов трех стран и представителей ЕС вызвали неподдельный интерес комментаторов. Однако главное внимание было приковано к встрече В. Путина с П. Порошенко. О чем говорили два президента, известно мало. Но обращает на себя внимание тот факт, что оба лидера по-разному оценили эти контакты между собой. Российский президент оценил их как «позитивные, его украинский коллега, напротив, назвал «очень сложными и тяжелыми». Создавалось порой впечатление, что разговоры и заверения Порошенко добиваться мира были направлены только на то, чтобы разрекламировать свою так называемую «мирную программу». Однако даже при беглом анализе становится очевидным, что суть этой программы (плана) заключается в том, чтобы дать возможность украинским силовикам при попустительстве мирового сообщества и поддержке Запада расправиться с восставшими областями и неугодными киевским властям людьми. Вспомним, что заверения о мире прозвучали из уст П.Порошенко на инаугурации еще в июне 2014 г. Прошло почти три месяца. И что же? Так называемая «антитеррористическая операция» не только не прекратилась, но и усилилась. В результате «АТО» гибнут ни в чем неповинные люди, дети, женщины, старики. Причем, наличие гуманитарной катастрофы, вызванной украинскими силовиками, признают даже многие деятели Евросоюза. Поэтому доверия к пустопорожним заявлениям Порошенко нет. Они направлены, во-первых, на благосклонное расположение Запада к киевским властям и, в первую очередь, на получение очередных подачек, а во-вторых, на успокоение украинского общества, которое все больше выражает недовольство «майданутой» политикой. Но совершенно очевидно: националистическая идеология, возведенная в ранг государственной идеологии, не принесет особых радостей ни собственному народу, ни его соседям. Андрей Геращенко, председатель Координационного Совета руководителей белорусских общественных объединений российских соотечественников, писатель: Результативные переговоры по ситуации на Украине возможны при соблюдении нескольких важнейших условий. Прежде всего, мы должны вести речь о том, что представители Донецкой и Луганской народной республик, как и Новороссии в целом, должны быть непременными участниками как самих переговоров, так и принимаемых решений, в том числе и иметь полномочия ставить свои подписи под ними в качестве субъектов переговоров. Также необходимо, чтобы киевская хунта не декларировала стремление к миру, а сделала реальные шаги для прекращения боевых действий – вывела все свои войска и приданные им карательные части и формирования за пределы административных границ ДНР и ЛНР без всяких предварительных условий. Новороссия является частью Русского мира, поэтому очевидно, что Россия должна выступить гарантом достигнутых соглашений, если они, конечно, будут заключены. Роль США и ЕС в этом случае совершенно несравнима с ролью Российской Федерации, так как они не являются частями нашей русской цивилизации либо постсоветского пространства. Скорее, при желании США и ЕС могут сыграть определённую роль в побуждении киевской хунты вести мирные переговоры и стать гарантом выполнения достигнутых соглашений со стороны хунты, чья политика на нынешний день полностью непредсказуема. Важно понимать, что будущее Новороссии, как и Украины – в тесном союзе с Россией и Белоруссией, с Таможенным и Евразийским союзами. Новороссия, как и Украина, являются составной частью единого цивилизационного и экономического пространства наряду с Россией и Белоруссией, поэтому киевская хунта является совершенно инородным и антинациональным элементом для Украины, и решение вопроса отсутствия легитимной власти в Киеве – наша общерусская задача, а никак не проблема ЕС, США или кого-либо ещё. И в Штатах, и в Европе должны это осознавать. Олег Прудников, историк, политолог, правовед: О результатах минской встречи складывается двойственное впечатление. С одной стороны, итоги Минского саммита явно продемонстрировали неэффективность навязанной народам планеты атлантистской концепции однополярного мира, равно как и начало кризиса безосновательной тактики истерической русофобии. Вынужденные ответные меры правительства Российской Федерации в течение считанных дней отрезвили Европу, и цена «политики санкций» стала понятной даже в Брюсселе. Именно этим и следует объяснять внезапную готовность Евросоюза к серьёзным переговорам на высшем уровне, причём, не на нейтральном, а, скорее, на «чужом» поле – столичной площадке одного из основных организаторов процесса евразийской интеграции. Консультации участников в целом не вышли за рамки обсуждения экономических и гуманитарных тем: представители ЕС озабочены не столько украинскими делами, сколько неспособностью соблюдать интересы собственных торгово-промышленных кругов. С другой стороны, форму переговоров не приходится считать достаточно устойчивой или, тем более, завершённой. Объективная реальность, созданная стараниями самих покровителей киевского деструктивного и криминализованного режима, непреложно доказывает – современная Украина как государство находится на стадии разложения, за которой неминуемо последует дальнейший распад, начавшийся ещё на территории Крыма. Поэтому предложенный изначально трёхсторонний формат для последующих обсуждений вопроса о прекращении гражданской войны в пределах провозглашённой Новороссии не представляется ни логичным, ни уместным с точки зрения защиты национальных интересов России. Перспективы российской геополитики давно находятся в прямой зависимости от появления чёткой и ясной стратегии национального развития. Данная стратегия, разумеется, должна быть основана на сохранении культурно-исторического единства Русской цивилизации. И сегодня, когда все более проявляются неприкрытые усилия наших геополитических конкурентов по организации «чёрной дыры» на месте союзных государств «Евразийской грозди», приходит пора прекращения дипломатичных рассуждений о сугубых «внутренних делах» Украины, где ежедневно увеличивается счёт преступлений против человечности. Принятие жёстких мер в пользу огромной европейской части Русского мира давно оправдано кровью детей и миллионов мирных граждан, пролитой за желание жить вместе с Россией. Думается, что реальная возможность мирного решения украинских проблем во многом будет определяться готовностью Кремля и Смоленской площади к решительным действиям по обеспечению если не государственно-правового, то, во всяком случае, полноценного экономического, культурного и геополитического сотрудничества с республиками Новой России. Только подобная позиция имеет все шансы послужить хорошим средством для скорого достижения подлинного мира у наших союзных границ и привести не к срыву переговоров, а к полному отрезвлению некоторых партнёров евразийского сообщества.
Николай Сергеев, политолог: В прошедших переговорах изначально были заявлены два блока вопросов. Во-первых, это комплекс отношений между Россией и другими государствами участниками Таможенного союза (ТС) с Евросоюзом и Украиной в свете намерения последней вступить в ассоциацию с ЕС. В этом вопросе общую позицию (будем надеяться, что дело обстоит именно так) высказал В.В. Путин, который ясно дал понять, что Таможенный союз будет защищать свой общий рынок и интересы стран-участниц. При этом из выступления президента Российской Федерации следует, что и двум другим участникам ТС придется занимать позицию солидарную с Российской Федерацией, а не пытаться выстраивать некие особые отношения с Украиной. Что касается войны на юго-востоке Украины, то прошедшие переговоры принесли весьма скромные результаты. Договорились лишь о создании контактной группы и беспрепятственном прохождении второго гуманитарного конвоя, который и без всякого согласия Киева пришел бы в Новороссию. При этом минская встреча выявила то обстоятельство, что в белорусских и казахстанских правительственных кругах отсутствует понимание подлинных причин братоубийственной войны. Дело им видится так, как будто неизвестно откуда взявшиеся повстанцы-сепаратисты вознамерились вдруг оторвать Донбасс и Луганщину от Украины. А ведь главными виновниками и организаторами распада Украины является киевская хунта, которая возвела русофобский бандеровский нацизм в ранг государственной политики.
Глеб Волков, кандидат политических наук: Эффективность Минского саммита, в плане решения украинского вопроса, довольно низка. Конфликтующие стороны преследуют конкретные стратегические цели, и пока эти цели не будут достигнуты, договариваться о мире бессмысленно. К тому же, имеются большие сомнения, что П. Порошенко способен контролировать «правый сектор», получивший боевое крещение и ставший символом антироссийской политики Киева. По сути, участники саммита в своих заявлениях подтвердили приверженность проводимому ими курсу. Так, П. Порошенко озвучил намерение и дальше отстаивать евроинтеграцию, а В. Путин предупредил о негативных экономических последствиях этого пути и вынужденных ответных шагах Москвы. Иными словами стороны обменялись угрозами. И потому, рукопожатие президентов России и Украины не стоит переоценивать. Малоубедительна и роль посредников, перед которыми открылись колоссальные коммерческие возможности, в результате нынешнего противостояния РФ и Запада. Через Белоруссию и Казахстан хлынули потоки запрещенной в РФ европейской продукции. Это значит, что посредники процесса мирного урегулирования косвенным образом заинтересованы в дальнейшей эскалации напряженности между Россией и Европой. На этом фоне едва ли можно рассчитывать на продуктивность минских встреч. КомментарииКомментариев пока нет
|