« Назад 09.03.2016 14:58 Беларусь: путь на Запад? Полемические заметки политолога Анализ действий властей Беларуси в сфере политики и экономики в 2015 году показывает несколько интересных тенденций. Во-первых, в условиях острого внутреннего социально-экономического кризиса, пользуясь созревшими внешними факторами, а именно масштабным и системным конфликтом поднимающейся России с Западом, ведомым США, руководство республики предпринимает серьезные усилия по получению максимальных экономических бонусов от антисанкционного режима России в отношении западной товарной массы. Во-вторых, власти республики очень болезненно восприняли гражданскую войну на Украине, применяя к ней западные методички ее трактовки и рассматривая ее как целенаправленно созданный Россией конфликт с целью расширения зоны своего влияния. В этом плане особое внимание вызвали слова белорусского президента как о том, что украинцам надо было воевать за Крым, раз это украинская земля, так и о том, что все белорусы поднимутся на борьбу в случае такого же развития событий в Беларуси... В-третьих, данные тенденции наложились на то, что одной из главных целей официального Минска при проведении президентской кампании 2015 года была максимально возможная легитимизация итогов выборов со стороны Запада, восстановление отношений и снятие санкций, что, собственно говоря, и произошло. Все это в конечном итоге привело к тому, что официальный Минск в течение 2015 года не поддержал ни одной внешнеполитической инициативы России – ни по Украине, ни по торговой войне с Западом. Так что же - официальный Минск пытается переориентироваться на Запад? Руководитель белорусской гражданской кампании «Наш Дом» Ольга Карач считает: «Что мы видим на самом деле - в реальности, а не в заявлениях президентов или выпусках телевизионных новостей. Белорусский руководитель на словах, как и прежде, демонстрирует политическую лояльность Кремлю, однако на практике мы видим все более быстрый прогресс в отношениях с Евросоюзом. Политическое, экономическое, социальное отделение от России - это сегодня стратегический курс, который взяла белорусская власть. Кстати, не только взяла, но и несколько раз публично заявила об этом устами министра иностранных дел Белоруссии Владимира Макея. Балансируя между Москвой и Брюсселем, Лукашенко отлично понимает, что потепление отношений Белоруссии с Евросоюзом открывает долгосрочные перспективы. Например, ЕС может содействовать вступлению Белоруссии в ВТО. Обязательно нужно разделять публичные высказывания Лукашенко и его реальные действия. Александр Григорьевич всегда такой: он говорит одно, а делает совсем другое. На словах он навсегда связан с Россией, а в реальности уже откровенно и однозначно смотрит на Запад. Белоруссия также хотела бы получить доступ к тем ресурсам, которые уже получили страны, подписавшие соглашение об ассоциации с ЕС - Украина, Молдавия и Грузия. Но получить ресурсы, не подписав соглашение об ассоциации с ЕС, или подписав какое-то формальное, ничего не значащее соглашение» О том, что Минск пытается найти политическую опору на Западе, с учетом творчески переработанного негативного опыта Украины, пишут и украинские политологи. «Реальной причиной приостановки санкций против Белоруссии следует считать не сам переговорный процесс по «Минским соглашениям» как таковым, а двойственную позицию официального Минска по «украинскому вопросу». Западу Минск понравился своей проукраинской, во многом, политикой. Не предоставлением площадки для встреч представителей конфликтующих сторон Лукашенко заслужил временное ослабление санкций. Только из-за факта их проведения Запад санкции бы не приостанавливал. Надо было чем-то понравиться Западу, чтобы это произошло» - отметил украинский политолог, эксперт журнала МИД РФ «Международная жизнь» Владислав Гулевич в своем интервью ИА REGNUM. Начало 2016 года только подтверждает начавшееся в прошлом году политическое дистанцирование республики от России. 01.02 Рабочий визит в Брюссель заместителя главы МИД РБ Елены Купчиной. 02.02 Встреча руководства МИД с руководством фонда Фридриха Эберта. 03.02 Встреча Посла РБ в Венгрии с заместителем Государственного секретаря МИД Венгрии 05.02 Замглавы МИД РБ проводит консультации с ПрООН. Министр – переговоры в Риге. Темы: экономика и работа по линии Беларусь-ЕС. 08.02 Встреча министра и замов с руководством фонда Адэнауэра. 09.02 Открытие посольства Австрийской республики в Минске. Встреча министра и замов с Генеральным директором по политическим вопросам МИД Великобритании Саймоном Гассом. Темы: перспективные направления развития сотрудничества Беларуси и Великобритании, а также взаимодействия по линии Беларусь-ЕС. А через 2 часа аналогичные темы обсуждаются с политическими директорами министерств иностранных дел стран Вышеградской группы. 10.02 Министр встречается с почётным консулом Черногории. Тема: развитие белорусско-черногорского сотрудничества, в том числе в экономической сфере, взаимодействие между Беларусью и Европейским союзом. 10.02. Консультации с политическим директором МИД ФРГ Андреасом Михаэлисом. 11.02 Министр Владимир Макей встречается с государственным секретарем Министерства иностранных дел Румынии Даниэлем Ионицэ. Тема: «пути интенсификации двусторонних контактов в политической, экономической, других сферах, а также перспективы взаимодействия Беларуси с Европейским союзом». 12-14.02. Глава МИД РБ в ФРГ. Переговоры с с Еврокомиссаром по вопросам расширения и европейской политики соседства Йоханнесом Ханом, министрами иностранных дел Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, рядом других министров стран-членов ЕС. Встречи с министрами иностранных дел Ганы, Грузии, Ирана, министром обороны Пакистана, представителями руководства Государственного департамента США. 15.02. В Мадриде замминистра Е. Купчина встречалась с Государственным секретарем Министерства иностранных дел и сотрудничества Игнасио Ибаньес Рубио. 16.02. Встреча в МИД с послом Японии. Темы: «определение взаимовыгодных направлений сотрудничества на ближайшую перспективу». 16.02. Белорусско-швейцарские консультации на уровне замминистра. Темы: вопросы двусторонних политических и экономических отношений, сотрудничества в сфере образования и науки. 19.02 Макей встречается с послом Словении. Темы: активизация политического диалога, развитие торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. 22.02 Встреча замминистра с послом по особым поручениям МИД Нидерландов Йаном-Полом Дирксе. Тема: экономика и «вопросы международной и региональной повестки дня». Первое заседание Межправительственной Белорусско-Итальянской комиссии по экономическому сотрудничеству под председательством заместителя министра иностранных дел Республики Беларусь и Статс-секретаря Министерства иностранных дел и международного сотрудничества Итальянской Республики. Тема: рынки сбыта, экономика, технологическое сотрудничество. Это европейский вектор. Но если посмотреть на раздел «новости» белорусского МИД виден и другой: страны Персидского залива и Центральная Азия. Причем не просто разговоры, а проведение заседаний или создание совместных комитетов по сотрудничеству. В списке Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ, Туркменистан, Таджикистан, Иран, Индия, Китай. Вопрос: а где же «союзник» - Российская Федерация? И тут мы видим, что по линии МИД в феврале была всего одна встреча: 16 февраля 2016 г. в Москве состоялась встреча Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Российской Федерации Игоря Петришенко с губернатором Пензенской области Иваном Белозерцевым. Кроме политического дистанцирования от восстанавливающей свою геополитическую мощь России, в 2015 году очевидным стало и экономическое дистанцирование республики от Москвы. Прежняя макроэкономическая модель, которую на протяжении двадцати лет исповедовало белорусское государство, - жесткого государственного дирижизма - уходит в прошлое. Государство уходит из экономики. Это тенденция. Основные причины этого состоят в следующем. Во-первых, власти республики так и не смогли преодолеть негативные социально-экономические тенденции последних лет. В результате ЗВР снизились до критического уровня в 4 млрд долларов, зарплата упала почти в два раза, но главное – за прошедшие годы так и не было разработано макроэкономической модели, позволяющей слезть с нефтяной иглы, которая дает основные доходы в бюджет. Руководство республики, к сожалению, пытается купировать длительные кризисные явления в экономике за счет роста государственного долга. Так, только за одиннадцать месяцев 2015 года государственный долг Республики Беларусь увеличился по сравнению с началом 2015 года на 121,1 трлн рублей, или на 61,3% и на 1 декабря 2015 года составил 318,5 трлн рублей. При этом внутренний госдолг за 11 месяцев 2015 года власти республики нарастили более чем в два раза с 42,5 трлн бел. рублей до 90,9 трлн бел. рублей. При этом ЗВР республики за год сократились почти на 20% с 5 млрд долларов на 1 января 2015 года до 4,2 млрд долларов на 1 января 2016 года. Кроме того, отказ России в 2015 году дать республике запрашиваемый кредит в 2-3 млрд. долларов закономерно привел к тому, что аналогичную сумму Минск стал запрашивать у МВФ. Не прошло и недели после президентских выборов, как снова были активизированы переговоры с МВФ о предоставлении республике кредита. Об этом 15 октября в Палате представителей заявил министр финансов республики Владимир Амарин. А 17 ноября, обсуждая условия предоставления МВФ финансовой помощи Беларуси, Александр Лукашенко заявил главе миссии фонда Питеру Долману, что у него не вызывает отторжения ни одно предложение фонда. О том, что время поджимает, говорит и то, что к реализации новой программы сотрудничества с МВФ официальный Минск намерен приступить уже в марте 2016 года. Об этом стало известно в первой декаде января в ходе доклада первого зампреда Совмина Василия Матюшевского Александру Лукашенко. О том, что руководством республики взят курс на «мягкую» «шоковую терапию» говорит слишком многое. Как же тогда всерьез воспринимать слова руководства республики о сохранении «социального государства», «государства для народа» и недопущении реформ... Острая нужда в финансовой помощи МВФ ускорила дозревание белорусского «рыночного социализма» до либерализации цен на товары и тарифов на услуги. Так, еще в конце 2015 года были приняты соответствующие нормативно-правовые акты, предусматривающие резкое подорожание медицинских услуг, рост тарифов ЖКХ и в целом стимулирующих инфляцию. 7 января было объявлено о подорожании электроэнергии и газа для населения на 20%. 12 января постановлением правительства Белоруссии от 11 января был изменён «перечень социально значимых товаров (услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государственными органами», а это хлеб, мясо, яйцо куриное, молочные продукты, детское питание. А 18 января стало известно о повышении цены на воду для населения почти в четыре раза. Кроме того, в бюджете на 2016 год почти в десять раз сокращены объемы «льготного финансирования» и субсидирования. Более того, деньги выдаются на возвратной основе и на краткий срок - 1-2 года. После этого - процедура санации и банкротства. Но все это, как мы прекрасно знаем из истории, - и есть основные требования МВФ к правительствам стран, которым предоставляются кредиты. Т.е. правительство Беларуси своими решениями показывает МВФ свою готовность выполнять принятые на себя обязательства в рамках сотрудничества с фондом. Так что власти республики к реформам по рецептам МВФ готовы. Но, как показывает опыт тех постсоветских стран, где эти реформы состоялись (Прибалтика, Украина), эти страны больше потеряли, чем приобрели – деиндустриализация, массовый отток населения и т.д. Кстати, подобный процесс оттока трудоспособного населения уже приобрел серьезную тенденцию и в Беларуси. До 2015 года ФМС России не публиковал данных о количестве белорусских гастарбайтеров в России, но в 2015 году стал регулярно озвучивать эти цифры. Оказалось, что по состоянию на начало декабря 2015 года в России официально трудится около 700 тысяч граждан республики или около 15% трудоспособного населения. Но это только официальные цифры. Сколько работает еще неофициально – можно только догадываться. Тем не менее, тенденция очевидна – в республике происходит потеря рабочих мест и деиндустриализация. Этот вывод подтверждается и официальной статистикой. Только за три квартала 2015 года 25 крупнейших ОАО республики потеряли 7% среднесписочной численности сотрудников или 13,3 тысячи человек. С нового года власти усилили давление на ИП-эшников, в результате чего работу также могут потерять несколько десятков тысяч человек. Для России данная тенденция имеет положительный характер, т.к. в условиях демографического кризиса страна привлекает рабочие руки аутентичные местному населению по культурным, религиозным, национальным и другим признакам, многие из которых, особенно молодые, возможно, предпочтут в будущем и переехать в Россию на постоянное место жительства. Что касается Европы, то, как показывает кризис на Украине, да и не только на Украине, но уже и в самой Европе, страны ЕС потеряли свою геополитическую субъектность, цели и задачи стратегического развития, и крайне медленно реагируют на происходящее вокруг. Поэтому они, скорее всего, будут поддерживать все старые тенденции в регионе как политические, так и экономические, в том числе, и в отношении республики. Тем более, что забросить кредитную удочку для того, чтобы оказывать давление на руководство еще одной постсоветской республики, а также сдерживать экономическое развитие одной из частей Евразийского союза – эта цель остается для Запада актуальной. Что касается официального Минска, то непоследовательная политика никогда не приводила к достижению долгосрочных и стратегических целей национально-государственного развития. Когда материал готовился к печати, стало известно о том, что тема выделения Беларуси нового кредита ЕФСР обсуждалась на переговорах Александра Лукашенко с Владимиром Путиным в рамках Высшего госсовета «союзного государства» в Минске 25 февраля. По итогам встречи посол России в Беларуси Александр Суриков заявил, что стороны договорились о выделении нового евразийского кредита Беларуси. «Решение о предоставлении кредита Беларуси принято окончательно и бесповоротно, потребуется какое-то количество дней, чтобы заключить кредитный договор», — сказал Суриков. Как стало известно, новая кредитная программа Беларуси с Евразийским фондом стабилизации и развития (ЕФСР) рассчитана на два года и будет состоять из первого транша в размере 1,1 млрд долларов в 2016 году и второго транша на 1 млрд долларов в 2017 году. Вместе с тем надо отметить, что в текущем году валютные обязательства Минфина Беларуси (в рамках платежей по внешнему госдолгу) по межгоскредитам России и предыдущему кредиту ЕФСР составляют 1,15 млрд долларов. Т.е., сумма первого транша евразийского кредита практически равна размеру обязательств Беларуси перед Россией и ЕФСР на текущий год. Таким образом, Россия формально поддержала союзника, но строго в рамках его обязательств по долгу самой России. В данных условиях, когда кризис серьезно затронул экономику России, а союзник демонстрирует некоторое непонимание союзнических обязательств как в политической, так и в экономической сфере, данное решение представляется оптимальным.
КомментарииКомментариев пока нет
|