САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Что будет после Лукашенко? Вопрос от обеспокоенных россиян и не только

Что будет после Лукашенко? Вопрос от обеспокоенных россиян и не только

« Назад

08.08.2016 21:06

Что будет после Лукашенко? Вопрос от обеспокоенных россиян и не только

Почти всех наших соседей беспокоит: каким путем двинется Беларусь после ухода действующего президента с политической арены. Это вряд ли случится в ближайшие десять лет — здоровье у Лукашенко крепкое, и каких-то чрезвычайных угроз для выстроенной под его руководством системы нет, если не рассматривать уж совсем апокалиптические сценарии. И тем не менее, вопрос все равно — волнующий.

Тот, кто знаком с реальным положением дел в стране, скорее всего, даст вполне очевидный ответ: после Лукашенко будет «новый Лукашенко». Не важно, какая у него будет фамилия, потому что и сегодня это не столько личность, сколько функция. А функциональный вакуум всегда требует соответствующего наполнения. Эта «наполненность» возможна только на основании преемственности и выполнения нескольких условий:

— Сохранение и развитие крупной индустрии, промышленности как экономического базиса страны, завершение начатых больших проектов (БелАЭС, китайско-белорусский парк «Великий камень») и реализации новых.

— Обеспечение безопасности как внутренней, так и внешней, то есть тесная связь с силовым аппаратом.

— Идеологическая преемственность с БССР и Республикой Беларусь Лукашенко как во властной вертикали, так и в среде влиятельных интеллектуалов.


Политик, который сможет обеспечить эти условия и будет «новым Лукашенко» и, вероятнее всего, он будет выходцем из силовых структур, опирающимся на поддержку России, возможно, Китая и не сильно раздражающий Запад, по крайней мере, в начале своего правления. Невыполнение этих условий будет означать крах не просто системы, построенной при Лукашенко, но всего столетнего развития Беларусь как исторического субъекта.

То есть и большинство белорусского общества, и белорусская элита будут делать весьма однозначный выбор и даже если возникнет какой-то кризис переходного этапа, страна организуется также, как и в 1994 г., когда избрали первого президента.

«Новому Лукашенко» в контексте перечисленных выше условий придется решать несколько задач. Во-первых, сохранение крупной промышленности и вообще индустриального профиля экономики будет требовать дистанции от неолиберальных подходов и реформ.

Во-вторых, это будет подталкивать к более тесной кооперации с Россией и ЕАЭС, то есть выход на наднациональный уровень планирования.

В-третьих, безопасность Беларуси может быть обеспечена только в тесной связке с ВПК России, и задача увеличения процента участия Беларуси в российском гособоронзаказе будет одной из приоритетных.

В-четвертых, учитывая геополитическую ситуацию, Беларуси придется активнее претендовать на роль регионального лидера, опираясь именно на российскую поддержку.

Конечно, это позитивный сценарий и wishful thinking, возможны и другие. В российском информпространстве, особенно на фоне ситуации в Украине, все чаще Беларусь стали описывать, иногда намеренно, в исключительно мрачных тонах. Беларусь дрейфует на Запад, в стране поднимает голову национализм, чтобы не потерять Беларусь России нужны какие-то другие активные действия — суть этого потока информации примерно такова.

О действиях, как всегда, мало конкретики. Но логика вполне предсказуема: России надо экономически задавить страну, свергнуть Лукашенко, а его заменить генерал-губернатором или обычной марионеткой. Действия по такому крайнему сценарию приведут к неизбежному хаосу, возможно, гражданской войне с перспективой перекинуться в Россию и взрыву всего пространства между Балтийским и Черным морями. Фактически попытка дестабилизировать Беларусь будет означать втягивание России в настоящую холодную, возможно, и горячую войну на всем протяжении своих западных границ.

Обеспокоенность будущим Беларуси в России можно понять, точно также обеспокоенность в Беларуси вызывает будущее России после Путина и Казахстана после Назарбаева, будущее ЕАЭС в целом, но чтобы реально не потерять кого-то из своих союзников России надо иметь собственный привлекательный образ будущего. Ничего привлекательного в идейных наследниках черносотенцев или белогвардейцев, «недодуманных» и «недоделанных» проектах ДНР/ЛНР для Беларуси да и кого-то другого нет. Все это скорее свидетельства идейного и стратегического кризиса, а не позитивного образа будущего.

Но это не значит, что он не появится. России разнообразна и Беларусь всегда находила в ней влиятельных союзников и лоббистов, которые понимают, что лучше сохранить одного из реальных союзников, а не проводить над ним политтехнологические эксперименты. Образ будущего и воплощающие его идеологии родятся не из информационного шума и скандалов, а из кропотливой технократической работы.

Реальный запрос в развитии союза России и Беларуси — связывание наших экономик в наднациональные корпорации, освоившие новые технологии в биоинженерии, сельском хозяйстве, машиностроении, военной и космической сфере, где государства, а не частный спекулятивный капитал будут гарантировать справедливое участие, разделение расходов и прибыли.

Всем этим придется заниматься «новому Лукашенко» и пришедшей с ним команде, основываясь на понимании, что с Россией и в ней надо работать еще активнее. За добротно проделанной технократической работой должно последовать и ее гуманитарное оформление, именно Союзное государство должно стать лабораторией политической, идеологической и культурной интеграции Новой Евразии.

Да, сейчас движение по многим политическим и экономическим вопросам, таким как принятие Конституционного акта или создание единой валюты фактически остановлено, но к ним все же придется вернуться. Для Беларуси важны прочные экономические основания и ясные цели, для России — прогресс в интеграционных процессах и выход в них на новые уровни. Крайние варианты — разворот от России или попытка силового давления на Беларусь — маловероятны и контрпродуктивны. По существу, нужна ревизия всего, что было сделано и что надо сделать.

В рамках этого белорусской элите необходимо понять, что мышление только в категориях национального суверенитета в современном глобальном мире уже архаично и влечет потерю стратегического видения. Российской элите для работы с белорусами нужно понимание того, что их может реально вовлечь в общий проект. И это не критика самих по себе политически нейтральных «вышиванок» или фантазии об изобретении белорусской нации в польско-сталинских пробирках.

Россия может и должна привлекать возможностью соразвития, соучастия в больших проектах, в том, что открывает будущее. Такой опыт у России и русской цивилизации есть. Последнее его воплощение — советский проект, лучшие черты которого, как небезосновательно считается, во многом сохраняются в Беларуси.

«Новый Лукашенко» — это тот, кто сможет трансформировать этот опыт для новых условий и разделить его с Россией, где он будет востребован все больше и больше.

imhoclub.by



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
07.04.25

Начиная с 2024 года в Республике Беларусь проходит масштабная подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая носит общегосударственный, общенародный характер. Ситуация в этом отношении в Белоруссии разительно отличается не только от постсоветских государств, где взяли верх откровенные реваншисты, идейные наследники колаборантов, участвовавших в войне на стороне фашистской Германии – на Украине, в Прибалтике, но и в других странах, сохраняющих память о войне, но не проводящих торжества такого масштаба.

07.04.25

Когда Ленин умер, то Священный Синод Русской православной церкви принял заявление, в котором выражалось «искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идею всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ… Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе».

31.03.25

Фактически позиция Топонимической комиссии при Совете министров РБ направлена на формирование нерусского (пропольского) топонимического ландшафта в Белоруссии, что не только грубо искажает белорусскую историю, но и способствует отдалению Белоруссии от России, торможению интеграционных процессов в рамках Союзного государства и ЕАЭС.

24.03.25

Украина и украинцы – часть нашего Русского мира, часть нашего большого русского народа. Сейчас Украина во мгле нацизма и бандеровщины, захвачена и управляется нашими врагами. Однако это часть нашего цивилизационного пространства наряду с нынешней Российской Федерацией и Республикой Беларусь и отказаться от части своей истории, части своего народа Россия не сможет по определению, тем более допустить, чтобы недра и богатства Украины навсегда перешли под контроль иноземцев. Но сейчас придётся делать непростой выбор. Думаю, мы в этой ситуации должны поддержать Владимира Путина и принимаемые им решения. Они не всегда представляются очевидными и тем более популярными в ситуации СВО, но и В.Путин, и руководство России делают всё возможное в сложившейся тяжелейшей геополитической ситуации. Тем более важно сохранить единство общества, чтобы быть готовыми к дальнейшей защите своей свободы и независимости.

21.03.25

24 февраля 2022 года Россия начала Специальную военную операцию на Украине, введя войска по всей линии государственной границы. Первоначально ВСУ не смогли оказать должного сопротивления и начали стремительно откатываться по обе стороны от давно укреплённых и прочно удерживаемых украинскими силами позиций под Донецком. Через несколько недель фронт встал – ВСУ заняли боевые позиции, а в боевые подразделения потёк поток мобилизованных украинцев. Мне это напомнило ситуацию с началом освобождения Белорусской ССР. Первые серьёзные бои за белорусские территории Красная Армия начала в конце 1943 года, но наше наступление фактически захлебнулось, перейдя в стадию затяжных тяжёлых боёв при практически замершем фронте.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru