САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Татьяна Корсакова: Час астрономии

Татьяна Корсакова: Час астрономии

« Назад

27.09.2016 17:39

Татьяна Корсакова: Час астрономии

Глава Минобрнауки выступила в защиту отмененного предмета.

Новый министр Ольга Васильева заявила, что астрономия, которая была исключена из обязательной школьной программы в 1991 году, должна вернуться в школы. «Раньше в школах этот предмет был час в неделю. Даже сомнений нет, что этот час должен вернуться», — сказала она.

Ночью Москва миллионами ватт освещает не только свои дворы и проспекты, но и небо, и оно никогда не бывает над столицей бархатно-черным, как в донских, например, или кубанских станицах. Но иногда, в самые ясные летние ночи после грозы, выйдешь на лоджию в своей квартире на пятнадцатом этаже и даже сквозь помеху электрического сияния вдруг увидишь мерцающий в Космосе бриллиант Венеры. Или где-нибудь высоко-высоко над высотным зданием МГУ массивный шарик Юпитера. И тут же бежишь к компьютеру уточнить в Интернете сиювечернее расположение планет…

Подумалось, а ведь самое главное то, что человек, окончивший в свое время советскую школу, различает среди светил на ночном небосводе звезды и планеты. Потому что планеты – это непоседы, они могут появляться на небе в разных местах, меняя его рисунок, хотя и сам звездный небосвод вращается над головой, и все меняется на нем с течением Времени, которое имеет самое прямое отношение к Космосу. И можно увидеть на небосклоне красную планету – Марс, и вспомнить Алексея Толстого с его очень занимательной «Аэлитой» или «Марсианские хроники» Рея Бредбери с их куда менее оптимистичной философией.

Астрономия избавляет школьников от приземленности и награждает их званием жителей Вселенной.

Но четверть века назад самих школьников нашей страны запросто избавили от уроков астрономии по каким-то мелким причинам, несопоставимым, во всяком случае, с проблемами изучения и освоения космического пространства. Через двадцать лет, уже совсем в другие времена, педагоги России взбунтовались и заявили на одном из своих съездов о необходимости вернуть древнюю науку в школьное расписание. Но и тогда никто и не подумал прислушаться к их обоснованным доводам.

Надо отдать должное школьным учителям астрономии. Они сопротивлялись. По долгу службы в педагогическом журнале мне приходилось много ездить по городам и весям России, и я хорошо знаю, что очень многие из школьных астрономов вели в школах кружки астрономии, готовили учащихся к астрономическим олимпиадам и к поступлению в университеты на специальности «поближе к астрономии».

Один из них, заслуженный учитель Кубани, преподаватель физики и астрономии, а затем начальник управления образования Ейского района Андрей Иванович Семке, рассказывая мне в городе Ейске Краснодарского края о своем кружке астрономии, утверждал: «Самым красивым и необычайным для нас является человек и то, что его окружает: Земля, Солнце и небесные объекты, которые открываются нашему взору в вечернее время. Поэтому так важно для детей изучение астрономии. По возможности, практическое изучение».

Статью Андрея Семке в журнале я назвала «Этот классный праздник звездопада». Не только потому, что учитель сумел превратить августовский звездопад в замечательный, классный праздник, настоящий звездный фестиваль для учеников и жителей станицы, где он тогда работал. Был даже такой смешной случай, когда он устраивал наблюдение для пятиклашек, – пришла одна из бабушек и сказала: «Извините, Машенька уснула, уже поздно, можно я за нее посмотрю, а завтра ей расскажу о том, что я увидела?». Главное то, что в кружок к Андрею Ивановичу дети приходили порой целыми классами – так было интересно!

Для самых активных кружковцев Андрея Ивановича Семке августовские ночи, когда наблюдаются интенсивные метеорные потоки, были временем тщательного, неустанного наблюдения за небом. Интересно, как это всё происходило. Четыре ученика укладывались в степи голова к голове, ногами на север, на юг, на запад и на восток, каждый наблюдал свою четверть неба и тут же в блокноте зарисовывал те метеоры, которые смог увидеть, записывал их цвет, направление движения, радианты, время появления и т.д. Данные собирались, обобщались, затем делались расчеты. Для учащихся подобные выходы в «степную обсерваторию» часто оказывались первой настоящей научной работой. Ейская степь очень располагает к этому: кто был на юге, тот знает, как хорошо видны огромные звезды на интенсивно черном южном небе. Но астрономический кружок под руководством Андрея Семке выезжал и в Зеленчукскую, и в Крымскую обсерватории, бывали они и в Великом Новгороде, и в Адыгее…

Ольга Юрьевна Васильева, новый министр образования и науки Российской Федерации, твердо обещала, что астрономия вернется в школу.

Из этого следует вывод, что многострадальные школьные преподаватели науки небесных сфер станут проводить свои космически интересные астрономические праздники и научные наблюдения на вполне официальной основе.

Столетие



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru