« Назад 22.02.2018 11:49 Заметки по поводу изменений на канале «Белсат» На полях информационно–психологического противоборства произошли важные изменения. Во–первых, в бюджете Польши на 2018 год запланировано 20 млн. злотых (около 4,8 млн евро) для спутникового телеканала на белорусском языке «Белсат». МИД Польши уже провел переговоры с главой телеканала Агнешкой Ромашевской-Гузы о «дальнейшем сотрудничестве». Во–вторых, вслед за увеличением финансов важные изменения произошли и в тональности тех «романсов», которые будут исполняться с телеэкрана «Белсата». В рамках мобилизации под знамёна русофобии польские правые политики не просто призвали в качестве «последних доводов короля» известного телеведущего Евгения Киселёва и журналиста Светлану Калинкину, но и дали указание о выходе в свет нового ток–шоу на русском языке. За этим решением надо видеть суровый рационализм властей Польши, которые фактически признали провал многолетней «белорусизации» зоны влияния на белорусскую аудиторию. Принятые решения требуют, прежде всего, соответствующей реакции государственных чиновников Беларуси. Было бы крайней степенью самонадеянности считать, что привлечение опытных публицистов в качестве авангарда на белорусском направлении психологической войны можно проигнорировать. Ещё большей ошибкой будет вариант зеркального увеличения бюджетной поддержки отечественных телеканалов. Полагаю, что с финансами у белорусских телевизионщиков дела не так плохи. Чего не скажешь о качестве информационного продукта, который доходит до населения Беларуси под отечественной торговой маркой и брендом Союзного государства. Как свидетельствуют итоги выполнения программ Союзного государства по графе «Расходы на финансирование СМИ» выполнены. Сказать это о других статьях расходов по совместным программам Союзного государства нельзя. Полагаю, нашим читателям будет полезно знать, как оплачивается труд белорусских журналистов на теле и радио ниве. Мало кто знает, что эти вопросы регулируются специальным правительственным постановлением, текст которого доступен для интернет–пользователей. Ставки авторского и иных видов вознаграждения за создание произведений и материалов, транслируемых по телевидению, наводят на размышления. Прежде всего, впечатляет коэффициент оплаты телепередачи, идущей в прямом эфире с использованием элементов прямого телемоста, прямого включения – до 12 базовых величин. Казалось бы, проявляй оперативность, инициативу, честно отрабатывай деньги, которые налогоплательщики отчисляют в бюджет, делай прямой эфир захватывающе – интересным. Установленные правительством размеры авторского гонорара прямо стимулируют привлечение на телеэкран новых, интересных для телеаудитории людей. Так, например, интервью как жанр журналистики оплачивается по ставкам: ведущему интервью до 1,2, а интервьюируемому лицу до 6 базовых величин. Как ни крути, но при таких литературных гонорарах даже министры и депутаты должны быть материально заинтересованы в общении с тележурналистами. Просматриваем дальше правительственный документ. Консультации специалистов по вопросам науки, техники, искусства… в телепередаче, имеющей большое общественное, политическое, научное значение – до 6 базовых величин. Даже аранжировка букета на столе телеведущих оплачивается более чем достойно – 2 базовые величины! А знаете, сколько можно заработать, если вы, разумеется, обладаете талантом художника на карикатуре, например, грядущего дуэта на «Белсате» Киселёва и Калинкиной? До 1.2 базовой величины. Сценарий сложной телепередачи вознаграждается до 63 базовых величин. Казалось бы, вышеизложенные примеры позволяют с одной стороны, достойно, на мой взгляд, разумеется, оплачивать труд тележурналистов, с другой стороны, они создают необходимые условия для создания конкурентной среды за счёт привлечения в телестудию большой армии внештатников с новыми идеями. Так в теории. На практике мы видим одних и тех же лиц, слышим одни и те же фамилии. Дошло до того, что и в телеклубе редакторов качество газетных страниц в республике обсуждают… главные редактора. Низким качеством белорусского телевидения, я скажу резче – серостью отечественного телеэкрана, озабочен Президент страны. У нас произошла «смена караула» у руля ведущих СМИ. Но даёт ли это управленческое решение гарантию повышения качества телепродукции? Без борьбы с кумовством и монополизмом, без привлечения свежих сил в телестудию невозможно принудить тележурналистов к работе по–новому. Неделю назад мне удалось поставить часть этих вопросов во время прямой линии с министром информации Республики Беларусь Александром Карлюкевичем. Я просил его публично ответить на вопрос: почему редакция газеты для детей и подростков «Зорька» не оплачивает заметки юнкорров? Попытку руководителя Министерство информации перевести ответ на этот назревший вопрос в плоскость личных отношений «читатель – детская газета» я не признал в качестве обоснованного. В стране должна быть единая политика материального стимулирования творческого труда журналистов от самых юных, учащихся школ и студентов журфака до признанных акул пера. Ситуация вокруг детской газеты, которую иначе как сверхжадность охарактеризовать нельзя, свидетельствует, что многие руководители СМИ превратили возглавляемые ими редакции в собственные вотчины. Изменения в стане идеологического противника на примере телеканала «Белсат» должны побуждать общество критически оценивать состояние дел на участке идеологического противоборства. Как свидетельствует опыт прошедшей войны, враг хитёр и коварен. И самое страшное, что может произойти на войне – это недооценить противника. Николай Петрушенко КомментарииКомментариев пока нет
|