САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ О единстве культур Белой и Большой Руси.

О единстве культур Белой и Большой Руси.

« Назад

15.07.2023 00:00

Янка Купала, настоящее имя Иван Доминикович Луцевич (1882, Виленская губерния - 1942, Москва), белорусский поэт, переводчик, драматург, публицист. Родился в белорусской католической семье. Родители были обедневшие белорусские шляхтичи. Дед поэта арендовал землю у Радзивилов, но был ими изгнан с родных мест. Этот факт лёг в основу купаловской драмы «Раскіданае гняздо» («Раскиданное гнездо»).

В 1909-1913 годах поэт учился в Санкт-Петербурге на подготовительных общеобразовательных курсах А. Черняева, затем в 1915 году - в Московском народном университете А. Л. Шанявского. 

После революции Янка Купала пережил польскую оккупацию Минска, в котором остался жить до Великой Отечественной войны. В годы войны его патриотическим стихотворениям присуща антифашистская направленность. Уехав в ходе эвакуации из Минска, Янка Купала обосновался в Печищах,  населённом пункте недалеко от Казани. 

Его труды были высоко оценены Советской властью - народный поэт БССР (1925), Академик АН БССР (1928) и Академик АН УССР (1929). Лауреат Сталинской премии  первой степени (1941), награждён орденом Ленина.

Может возникнуть вопрос, почему бывший шляхтич, родившийся в католической семье, связал свою судьбу с Великой (Большой) Россией, Советским Союзом, а не с католической Польшей. Думаю, это, прежде всего, произошло ввиду родства, даже единства культур, народов Белой и Большой Руси.  

Как известно, территория Беларуси в древности была заселена славянорусскими племенами. В большей степени союзом племён кривичей, ареал расселения которых – Витебская, Могилёвская, Минская и Гродненская области, а также российские области – Смоленская и Псковская.  В средние века на территории Белой Руси, как всем известно, располагались древнерусские княжества. Наиболее известные – Полоцкое, Туровское, Пинское, Витебское. 

С середины 13 века белорусские земли входят в состав Великого княжества Литовского, полное название которого Великое княжество Литовское, Русское, Жемайтское (Жамойтское). Что, к сожалению, малоизвестно сегодня в России. Государственным языком Княжества, как и древнерусских княжеств был русский язык того времени. 

Жемайтия территория на северо-западе современной Литвы, жемайтов славяне называли жмудью. А термин Литва мог возникнуть от наименования земель славянских племён лютичей. Лютва – Литва. Самоназвание лютичей – вильцы, велеты. Отсюда, видимо, и название города Вильно (современный Вильнюс), переданного Литовской ССР только после 1940 года, рек Вилия и Вильня, на которых стоит город. Топонимика Беларуси в подавляющем большинстве имеют русское происхождение. А ведь это тоже языковое пространство.

Первой столицей Великого княжества был город Новогрудок (Новый городок), заложенный в середине 11 века князем Ярославом Мудрым в западных землях кривичей. Ныне райцентр в Гродненской области. Старое название Гродно – Городня, такое чисто русское название. В Русской историографии 19 века Княжество часто называли Литовско-Русским государством. Наряду с Московской Русью можно говорить, полагаю, о Литовской Руси. Никого не хочу обидеть, но современная Литва крайне мало связана со средневековым Великим княжеством. Это скорее, полагаю, современное воплощение Жемайтии.

К 15 веку в Великом княжестве Литовском, Русском и Жемайтском сформировался западнорусский литературно-письменный язык, на котором было написано множество текстов 15-16 веков – Статуты (Сборники законов), Трибунал Великого княжества, иные государственные и юридические документы.
Известный в Беларуси просветитель Франциск Скорина, уроженец Полоцка, трудившийся в 16 веке, издавал свои книги на русском языке того времени. Униатский архимандрит 17 века Атаназий Селява, обращаясь к православным, писал: «Перед унией (Брестской церковной унией 1596 года) был Скорина, еретик-гусит, который для вас печатал в Праге книги по-руски». Один из наиболее известных трудов Скорины называется «Библия руска». В хрониках Университета г. Падуя на севере Апеннинского п-ва, где он продолжил обучение, Г. Ф. Скорину именуют русином. Не белорусином, не великорусином, а именно русином. 

Наставником детей русского царя Алексея Михайловича, в том числе, будущего императора Петра I был Симеон Полоцкий, монах, богослов, поэт, драматург. Более 15 лет был он при московском дворе и скончался в Москве в 1680 году. Его стихотворения и поэмы вошли в сборники «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». По мнению ряда исследователей Симеон Полоцкий является главным представителем русского литературного барокко и одним из основоположников русского искусствоведения. Им написан трактат по иконописи.

С белорусскими землями Брестской области связан род Фёдора Михайловича Достоевского. В агрогородке Достоево Брестской области сегодня работает музей Достоевского, насчитывающий более 3 тыс. экспонатов.

Заключение Люблинской унии между Великим княжеством Литовским, Русским и Жемайтским и Польским королевством в 1569 году, образование федеративного государства Речи Посполитой привело к значительному подавлению западнорусской культуры Белой Руси. Польская католическая шляхта пребывала в этой русско-литовско-польской Федерации в привилегированном положении. Поэтому не случайно, как пишет белорусский историк, политолог Вадим Гигин в своей работе «Костюшко визави Суворов», крестьяне белорусских земель с воодушевлением встречали русский войска под командованием Александра Суворова в 1794 году при подавлении мятежа польской шляхты.

После вхождения белорусских земель в конце 18 века в состав Российской империи происходит подъём народной культуры Белой Руси. А в начале 20 века на белорусском литературном небосклоне появляются такие знаковые фигуры, как Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович, Кондрат Крапива. И не случайно их судьбы связаны с российскими регионами.

Стоит сказать, что Максима Богдановича привёл в литературу Максим Горький, который был в родственных отношениях в его отцом - Адамом Богдановичем. Они были женаты на сёстрах Волжиных. Часто общались, живя в Нижнем Новгороде. Первые произведения юный Максим написал на нижегородской и ярославской земле. Многие поэтические и публицистические произведения Богдановича написаны на русском языке. Музеи Максима Богдановича работают в Ярославле, Ялте, где он был похоронен. Имя поэта носят улицы не только в Беларуси, но и в Нижнем Новгороде, Ярославле, Ялте.

Так что культуры Белой и Большой Руси связаны многовековым духовным и кровным единством. О нашей общей истории, культурных и духовных ценностях говорил Президент России В. В. Путин. А Президент Беларуси А. Г. Лукашенко отмечал: мы фактически единый народ. Помню его слова на встрече с российскими журналистами «Как русский человек Вам скажу…».

В современной Беларуси памяти своих великих земляков уделяется большое значение. Это отрадно, и это сохранение памяти выдающихся деятелей культуры нашего единого Отечества.

                                Андрей Антонов, Первый Вице-президент Петровской академии наук и искусств, зам. председателя Правления ВСД «Русский Лад», Секретарь  Союза писателей России



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
27.06.25

17-18 июня 2025 года состоялось очередное 53-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников.

27.06.25

На рубеже 20-30-х годов XX века в СССР наступило, по словам И.В. Сталина, время «великого перелома», которое предполагало ускоренное решение двух стратегических задач: создание в СССР современной  промышленности (индустриализация), способной обеспечить победу в предстоящей мировой войне и крупного товарного сельского хозяйства (сплошная коллективизация).

24.06.25

В год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне важно было закрепить значение подвига белорусского народа, напомнить о его страшных жертвах и героизме. В Директиве №12 по этому поводу сказано: «Цементирующей же основой современного белорусского общества выступает память о всенародном сопротивлении нацизму и героическом подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

24.06.25

«Сделать Америку снова великой» - таково политическое кредо Трампа. Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Грустно то, что подобная, явная, очевидная, вопиющая нелепость, насмешка над фактами, над всей историей американской политики может вообще находить слушателей в современном мире. Это доказывает все еще громаднейшую распространенность лицемерия и лжи трампизма, который пытается предстать в образе международного миротворца.

24.06.25

В перестроечное и постсоветское время принято было утверждать, что дело «Саюза вызвалення Беларусi» было сфабриковано органами ОГПУ БССР против «национально-демократической интеллигенции». Однако подобные утверждения довольно далеки от реального положения дел и не способствуют объективной оценке обстановки, т.к. фигуранты «дела СВБ» не были ни национальными, ни демократическими. Большинство из них были выходцами из польско-шляхетской среды или находились под её влиянием, видели своей целью дерусификацию белорусов и с воодушевлением под руководством ЦК КП(б)Б занимались в 1920-е годы принудительной белорусизацией/дерусификацией, намереваясь вынудить белорусов отказаться от своего русского начала.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru