САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ О единстве культур Белой и Большой Руси.

О единстве культур Белой и Большой Руси.

« Назад

15.07.2023 00:00

Янка Купала, настоящее имя Иван Доминикович Луцевич (1882, Виленская губерния - 1942, Москва), белорусский поэт, переводчик, драматург, публицист. Родился в белорусской католической семье. Родители были обедневшие белорусские шляхтичи. Дед поэта арендовал землю у Радзивилов, но был ими изгнан с родных мест. Этот факт лёг в основу купаловской драмы «Раскіданае гняздо» («Раскиданное гнездо»).

В 1909-1913 годах поэт учился в Санкт-Петербурге на подготовительных общеобразовательных курсах А. Черняева, затем в 1915 году - в Московском народном университете А. Л. Шанявского. 

После революции Янка Купала пережил польскую оккупацию Минска, в котором остался жить до Великой Отечественной войны. В годы войны его патриотическим стихотворениям присуща антифашистская направленность. Уехав в ходе эвакуации из Минска, Янка Купала обосновался в Печищах,  населённом пункте недалеко от Казани. 

Его труды были высоко оценены Советской властью - народный поэт БССР (1925), Академик АН БССР (1928) и Академик АН УССР (1929). Лауреат Сталинской премии  первой степени (1941), награждён орденом Ленина.

Может возникнуть вопрос, почему бывший шляхтич, родившийся в католической семье, связал свою судьбу с Великой (Большой) Россией, Советским Союзом, а не с католической Польшей. Думаю, это, прежде всего, произошло ввиду родства, даже единства культур, народов Белой и Большой Руси.  

Как известно, территория Беларуси в древности была заселена славянорусскими племенами. В большей степени союзом племён кривичей, ареал расселения которых – Витебская, Могилёвская, Минская и Гродненская области, а также российские области – Смоленская и Псковская.  В средние века на территории Белой Руси, как всем известно, располагались древнерусские княжества. Наиболее известные – Полоцкое, Туровское, Пинское, Витебское. 

С середины 13 века белорусские земли входят в состав Великого княжества Литовского, полное название которого Великое княжество Литовское, Русское, Жемайтское (Жамойтское). Что, к сожалению, малоизвестно сегодня в России. Государственным языком Княжества, как и древнерусских княжеств был русский язык того времени. 

Жемайтия территория на северо-западе современной Литвы, жемайтов славяне называли жмудью. А термин Литва мог возникнуть от наименования земель славянских племён лютичей. Лютва – Литва. Самоназвание лютичей – вильцы, велеты. Отсюда, видимо, и название города Вильно (современный Вильнюс), переданного Литовской ССР только после 1940 года, рек Вилия и Вильня, на которых стоит город. Топонимика Беларуси в подавляющем большинстве имеют русское происхождение. А ведь это тоже языковое пространство.

Первой столицей Великого княжества был город Новогрудок (Новый городок), заложенный в середине 11 века князем Ярославом Мудрым в западных землях кривичей. Ныне райцентр в Гродненской области. Старое название Гродно – Городня, такое чисто русское название. В Русской историографии 19 века Княжество часто называли Литовско-Русским государством. Наряду с Московской Русью можно говорить, полагаю, о Литовской Руси. Никого не хочу обидеть, но современная Литва крайне мало связана со средневековым Великим княжеством. Это скорее, полагаю, современное воплощение Жемайтии.

К 15 веку в Великом княжестве Литовском, Русском и Жемайтском сформировался западнорусский литературно-письменный язык, на котором было написано множество текстов 15-16 веков – Статуты (Сборники законов), Трибунал Великого княжества, иные государственные и юридические документы.
Известный в Беларуси просветитель Франциск Скорина, уроженец Полоцка, трудившийся в 16 веке, издавал свои книги на русском языке того времени. Униатский архимандрит 17 века Атаназий Селява, обращаясь к православным, писал: «Перед унией (Брестской церковной унией 1596 года) был Скорина, еретик-гусит, который для вас печатал в Праге книги по-руски». Один из наиболее известных трудов Скорины называется «Библия руска». В хрониках Университета г. Падуя на севере Апеннинского п-ва, где он продолжил обучение, Г. Ф. Скорину именуют русином. Не белорусином, не великорусином, а именно русином. 

Наставником детей русского царя Алексея Михайловича, в том числе, будущего императора Петра I был Симеон Полоцкий, монах, богослов, поэт, драматург. Более 15 лет был он при московском дворе и скончался в Москве в 1680 году. Его стихотворения и поэмы вошли в сборники «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». По мнению ряда исследователей Симеон Полоцкий является главным представителем русского литературного барокко и одним из основоположников русского искусствоведения. Им написан трактат по иконописи.

С белорусскими землями Брестской области связан род Фёдора Михайловича Достоевского. В агрогородке Достоево Брестской области сегодня работает музей Достоевского, насчитывающий более 3 тыс. экспонатов.

Заключение Люблинской унии между Великим княжеством Литовским, Русским и Жемайтским и Польским королевством в 1569 году, образование федеративного государства Речи Посполитой привело к значительному подавлению западнорусской культуры Белой Руси. Польская католическая шляхта пребывала в этой русско-литовско-польской Федерации в привилегированном положении. Поэтому не случайно, как пишет белорусский историк, политолог Вадим Гигин в своей работе «Костюшко визави Суворов», крестьяне белорусских земель с воодушевлением встречали русский войска под командованием Александра Суворова в 1794 году при подавлении мятежа польской шляхты.

После вхождения белорусских земель в конце 18 века в состав Российской империи происходит подъём народной культуры Белой Руси. А в начале 20 века на белорусском литературном небосклоне появляются такие знаковые фигуры, как Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович, Кондрат Крапива. И не случайно их судьбы связаны с российскими регионами.

Стоит сказать, что Максима Богдановича привёл в литературу Максим Горький, который был в родственных отношениях в его отцом - Адамом Богдановичем. Они были женаты на сёстрах Волжиных. Часто общались, живя в Нижнем Новгороде. Первые произведения юный Максим написал на нижегородской и ярославской земле. Многие поэтические и публицистические произведения Богдановича написаны на русском языке. Музеи Максима Богдановича работают в Ярославле, Ялте, где он был похоронен. Имя поэта носят улицы не только в Беларуси, но и в Нижнем Новгороде, Ярославле, Ялте.

Так что культуры Белой и Большой Руси связаны многовековым духовным и кровным единством. О нашей общей истории, культурных и духовных ценностях говорил Президент России В. В. Путин. А Президент Беларуси А. Г. Лукашенко отмечал: мы фактически единый народ. Помню его слова на встрече с российскими журналистами «Как русский человек Вам скажу…».

В современной Беларуси памяти своих великих земляков уделяется большое значение. Это отрадно, и это сохранение памяти выдающихся деятелей культуры нашего единого Отечества.

                                Андрей Антонов, Первый Вице-президент Петровской академии наук и искусств, зам. председателя Правления ВСД «Русский Лад», Секретарь  Союза писателей России



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
03.05.25

Белорусскими беглыми при активном участии потомков полицаев и предателей, осевших за рубежом, предполагается возложить вину за геноцид белорусского населения фашистами в годы Великой Отечественной войны не на фашистов, а …на правительство СССР и партизанское движение, создав миф, во многом аналогичный мифу об украинском «голодоморе». Как и в случае с Украиной, в Белоруссии, основываясь на реальных фактах, данными силами, поддерживаемыми из-за рубежа, предполагается полностью изменить общественную оценку произошедшего. Стратегической целью всего этого является воспитание ненависти к России, к русскому народу, срыв интеграционных процессов в рамках Союзного государства России и Белоруссии, как и Евразийского Экономического Союза.

03.05.25

Взятие Берлина  было убедительным свидетельством превосходства советского военного искусства над искусством гитлеровской армии. Подготовленная в кратчайшие сроки и в исключительно сложных условиях Берлинская операция завершилась полным разгромом и уничтожением мощной группировки врага в невиданно короткий срок – всего за 17 дней. Отмечая это, маршал Советского Союза А. М. Василевский много лет спустя писал: «Темпы подготовки и осуществления завершающих операций свидетельствуют о том, что советская военная экономика и Вооруженные Силы достигли в 1945 году такого уровня, который и позволил сделать то, что ранее показалось бы чудом».

03.05.25

В условиях глобального, общепланетарного кризиса проблема социального прогресса становится проблемой выживания самого человечества. Как подчеркивается в Докладах Программы развития ООН сегодня ясно одно: «развитее, увековечивающее современное неравенство не только не является устойчивым, но и нет смысла сохранять его». Итак, объективная логика философско-исторического процесса подводит человечество к идее справедливого общественного устройства в современном мире. А эта идея и есть идея социализма в общепланетарном масштабе.

02.05.25

23-24 апреля боевые действия на всех направлениях приняли особенно ожесточенный характер. Хотя темпы продвижения советских войск несколько снизились, противнику не удалось остановить их наступление. Замысел немецкого командования по предотвращению окружения и расчленения, шедшей на помощь Берлину группировки гитлеровских войск, был сорван.

30.04.25

Великая Отечественная война была не просто военным столкновением между союзами соперничающих государств. Это была величайшая в истории битва не на жизнь, а на смерть между человеколюбием и человеконенавистничеством, Добром и Злом, Светом и Тьмой. Это была непримиримая схватка между свободолюбивыми народами Русского мира и черной нацистской Европой с бесноватым фюрером во главе. И последней точкой в этом небывалом четырехлетнем сражении стала битва за столицу «тысячелетнего» рейха - Берлин.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru