« Назад 15.03.2019 16:03 Декабрьские переговоры президентов Александра Лукашенко и Владимира Путина в Москве придали и без того непростым отношениям участников Союзного государства поистине драматическую остроту. В публикациях некоторых мировых, российских и белорусских СМИ, в социальных сетях звучали и продолжают звучать алармистские нотки: Россия, мол, вот-вот поглотит, присоединит Беларусь. Особую истерию в этом направлении проявляет Украина - как на официальным, политическом уровне, так и в многочисленных пропагандистских средствах массовой информации. Но как обстоят дела на самом деле? Какова будет реакция белорусского общества на новые шаги в «движении навстречу друг другу» России и Беларуси (по выражению пресс-секретаря российского президента Пескова)? Да и какими они будут, эти шаги? Что ждёт Беларусь? «Политринг» и Дискуссионный клуб «Диалог» предлагают начать открытый обмен мнениями по этой важнейшей теме. К участию приглашаются политики, эксперты, журналисты, лидеры общественного мнения, представляющие весь политический спектр республики. На этот раз мы побеседовали с председателем Витебской областной организации РПТС Александром Лукашком. - Чего ждут от Минска в Москве? Согласия на «углубленную интеграцию» в состав России или же реального построения Союзного государства, каким оно задумывалось 20 лет назад? - Говорить о том, какие именно планы в отношении Беларуси у нынешнего высшего политического руководства России, не берусь, но вместе с тем уверен, что планов «поглотить» Беларусь у Москвы точно нет. На мой взгляд, с точки зрения контроля за геополитической ситуацией и экономическим контролем куда выгоднее для Москвы поддерживать на западных границах относительно самостоятельное государство с сильным, но вместе с тем дружественным руководством. Мое понимание и мой опыт руководителя организации и предприятия подсказывает, что управление инициативными структурами с достаточной степенью свободы в принятии решения куда эффективнее директивного контроля. - Что произойдёт в реальности? Затягивание процесса всеми силами (со стороны Минска) или усиление давления (со стороны Москвы)? Какие результаты могут быть достигнуты в течение 2019 года? Какая судьба ждёт нефтяной грант, льготную цену на газ, льготные условия экспорта белорусского продукции на российский рынок, российские кредиты, российские военные объекты и пр.? - Мой прогноз на развитие союзных отношений следующий. В результате переговоров на разных уровнях непременно будет достигнут консенсус. Руководители наших стран не являются пионерами в политике и экономике, и потому, уверен, понимают, что обеспечение коллективной безопасности, как стран, так и руководящих элит напрямую будет зависеть от того, насколько работоспособным будет образование под названием «Союзное государство». При любых совместных мероприятиях, будь то семья, какая-либо организация или союз, каждая из сторон непременно что-то теряет, а что-то обретает. Но я твердо уверен, что при правильном подходе эффект от подобного рода образований синергетический, а не просто суммирующий, и любые потери политической, культурной и экономической независимости с лихвой компенсируются результативностью от совместных проектов. Это и инфраструктура без границ, и свободное обращение капитала, и расширение рынка сбытов, и доступное сырье для промышленности. Если говорить о моем прогнозе, то думаю, с апреля-мая будут обозначены примерные сроки по переходу на единую валюту в Союзном государстве и возможно до конца года стороны выработают конкретный механизм, снимающий барьеры в энергетической сфере. Что касается военной сферы, то уже сегодня Беларусь является надежным пограничным щитом России. Каких-либо серьезных изменений, полагаю, в ближайшее время не увидим. - Какие реформы потребуются Беларуси? В какой очерёдности? Какие слои общества способны стать инициаторами заключения нового социального контракта государства и населения? - Если говорить об экономике, а это базис всей системы государства, основа ее внешней и внутренней политики, то какие-либо серьезные изменения и не потребуются. В нынешних условиях Беларусь еще не до конца отошла от плановой экономики, и при этом не двумя ногами вошла в рыночную. В этом есть определенное преимущество. Наши производственные предприятия госсектора и частного бизнеса великолепно вписываются в госзаказы крупных инфраструктурных проектов России. В условиях антироссийских санкций белорусская промышленность сможет получить глоток свежего воздуха в виде получения запланированных подрядов, в которых восстанавливающая свое величие Россия остро нуждается. Причем нуждается в надежных долговременных партнерах, действия которых будут предсказуемы и не будут зависеть от челночных геополитических интересов мирового капитала. А что, как не долговременные планируемые контракты сейчас нужны белорусским предприятиям? - Как далеко продвинется реформа политической системы Республики (роль и функции президента, парламента, политических и общественных организаций)? - Полагаю, что реформирование будет происходить, но не резко, а дозировано. Причем, полагаю, будет инициировано самим Президентом. Часть функций административной вертикали власти, которой по сути сейчас в той или иной степени подчиняются и депутаты, и представители политических партий, и тем более общественные организации перераспределится. По примеру России частный бизнес получит больше возможности защищать свои интересы с усилением роли политических партий, но вместе с тем, вертикаль получит и уже получает оздоровление за счет более активного включения в работу других инициативных сил. Поскольку страна не является полностью закрытой, в том числе и для деструктивных сил, как например, КНДР, пренебрегать не до конца востребованной конструктивной энергией патриотически настроенных лиц и организаций неразумно, и думаю, руководство страны это понимает. В самое ближайшее время мы увидим, что некоторые важные участки работы в этом поле, такие как работа с молодежью, развитие мелкого и среднего бизнеса, отдельные идеологические мероприятия, будут на «конкурсной основе» переданы социально ответственным группам не из «административной колоды». - Интеграция или унификация? Какие особенности белорусского государственного устройства, общественного уклада, культурной жизни интеграция не затронет? - Сложно разделить и тем более сложно предсказать конкретные изменения. Одно могу сказать, белорусы ни за какие тульские пряники не откажутся от своих родных драников. А в остальном все возможно. Ведь жили же мы как-то душа в душу 70 лет. И на поле ратной славы вместе кровь за Отчизну проливали. И праздновали Победу. И детей вместе растили. Научиться бы нам еще в мирное время Родину защищать… - Президентские выборы. Проводить ли их досрочно, в 2019 году, или в 2020, но предварительно поправив избирательное законодательство в сторону большей демократизации? - Решение об этом принимаем не мы. Но лично я бы не стал проводить никаких досрочных выборов как минимум из-за того, что это может спровоцировать активизацию деструктивно-оппозиционных сил. Очень важно для руководства страны сейчас не допустить усиления внешнего влияния. А для этого нужно работать с людьми и более серьезно заняться информационной безопасностью. И работу эту одним лишь чиновникам не потянуть. И к этим вопросам необходимо срочно подключать все активные силы вне зависимости от их структурной принадлежности. Проблема в том, что старые методы работы с наиболее активным сегментом - молодежью - уже почти не работают, а новые вертикаль так до конца и не освоила. Ну и конечно, не стоит забывать о людях. Что бывает, когда элиты пренебрегают интересами и проблемами народных масс, мы с вами знаем из истории, например 1917 и 1991 годов. Когда люди проявляют недовольство, а их игнорируют, даже незначительное внешнее воздействие способно в считанные дни уничтожить внешне сильную государственность и откатить страну и ее жителей на десятилетия назад. А систематическую работу «заокеанских» и «заморских» «друзей» сейчас мы наблюдаем пожалуй более серьезную, чем когда либо ни было. КомментарииКомментариев пока нет
|