« Назад 25.09.2015 16:15 В последнее время у белорусских власть имущих все отчетливей наблюдается обострение такой опасной психической патологии как русофобия, представляющая собой гремучую смесь необъяснимого с точки зрения здорового рассудка враждебного отношения ко всему русскому и одновременно страха (вплоть до панического ужаса) перед ним. А чем еще можно объяснить ту лихорадочную суетливость, с которой белорусские чиновники от культуры и идеологии уже который год пытаются, несмотря на государственный статус, сократить область применения русского языка, и на ровном месте создают препятствия, если дело касается увековечивания памяти деятелей русской истории и культуры. При этом делается это, как говорится, втихаря. Во время встреч с россиянами продолжают эвучать елейные речи о дружбе с Россией и единстве с русским народом. К примеру, не так давно между министерствами культуры Республики Беларусь и Российской Федерации было подписано соглашение о сотрудничестве на срок 2017 года. Во время церемонии, которая проходила в Культурно-деловом центре «Дом Москвы в Минске», первый заместитель министра культуры РБ И.В.Дрига громогласно распространялась о том, что «единое культурное пространство наших стран – уже живой организм». Однако странное у нас получается единое пространство, когда в его белорусской части под русофобскую цензуру попадают произведения А.С.Пушкина – светоча русской поэзии, достояния всего Русского мира, включая и Белоруссию. А протесты общественности по этому поводу фактически игнорируются властями. А как вяжется со словами г-жи Дриги то обстоятельство, что процесс увековечивания памяти деятелей общерусской истории и культуры (в том числе и уроженцев Белоруссии) продвигается в Республике Беларусь с большим трудом и сложностями, что не проходит незамеченным и вызывает отрицательную реакцию населения. Однако, как правило, в ответ на возмущённые обращения граждан со стороны властей следует отказ. В одних случаях он обосновывается отсутствием необходимых средств и инициаторам предлагается произвести установку мемориальной доски или памятника за свой счет, в других – утверждается о якобы неактуальности или неоднозначности (в последнее время особенно часто) роли тех или иных русских исторических персонажей в белорусской истории. А вот что касается деятелей польской истории и культуры, то здесь отношение со стороны белорусского министерства культуры как раз в точности наоборот. Вот только некоторые примеры. Когда минская общественность обратилась к городским властям с предложением установить в городе памятник или хотя бы мемориальную доску в честь выдающегося русского ученого-слависта Е.Ф.Карского, то в ответ получили встречное издевательское предложение сделать это за свой счет. И это при том, что академик Евфимий Федорович Карский – выдающийся ученый-славист, автор фундаментального многотомного труда «Белорусы», равного которому по научной ценности не создано до сих пор. Почему же данная инициатива не нашла поддержки? По-видимому, причина в творческом наследии ученого, которое убедительно показывает, что белорусы как самобытная этническая общность в национально-культурном отношении являются неотъемлемой частью русского народа и Русского мира. А это обстоятельство как раз и вызывает в определенных кругах неприятие трудов академика Карского. Когда, как и в других случаях, группа граждан обратилась к минским властям с предложением восстановить в Минске памятник императору Александру II, то получила резко отрицательный ответ в духе советского агитпропа. А ведь монумент был установлен на народные деньги в 1901 году и отдавал дань памяти царю-освободителю, который не только ликвидировал крепостное право, но и оградил белорусский народ от угрозы нового польского закабаления, которую нёс шляхетский мятеж 1863 года. Кроме того, при Александре II трудами тогдашнего гродненского, минского и виленского генерал-губернатора М.Н.Муравьева в Белорусском крае были проведены коренные и, главное, результативные реформы, положившие конец польско-католическому господству в общественной, социально-экономической и культурно-образовательной областях. Именно благодаря этим преобразованиям белорусский народ не был ополячен и не утратил своего национального облика, а Белорусский край получил мощный толчок в социально-экономическом развитии. Однако власть поменялась, и в 1918 году в соответствии с декретом «Об уничтожении памятников, поставленных в честь царей, которые не имеют художественной ценности, и разработке проектов памятников Российской социалистической революции» монумент был снесен. На основании этого декрета на территории Белоруссии советскими властями были ликвидированы все памятники времен Российской империи, за исключением единичных военных мемориалов. Но ситуация изменилась, и появилась надежда, что историческая справедливость в отношении памятника Александру II восторжествует. Этим и руководствовались граждане, поднимая этот вопрос. Не только этот конкретный государь вызывает неприятие у белорусских властей от культуры, в немилость попал и великий киевский князь Ярослав Мудрый. Когда православная общественность города Новогрудка (древнерусский Новгородок) выступила с предложением поставить памятник этому герою русской истории, который основал этот город, то получила отказ, инициатором которого выступил Институт истории Национальной академии наук Белоруссии. Одновременно это же академическое учреждение продвигает идею установки в Новогрудке монумента литовскому королю Миндовгу. В настоящее время усилиями министерства культуры РБ и упомянутого института истории в Гродненской области установлен памятник, а в Гродно памятный знак литовскому князю Витовту, литовскому князю Ольгерду водружена конная статуя в Витебске, в Лепеле Витебской области сооружено изваяние литовского канцлера Льва Сапеги. Помимо этого, широко практикуется установка монументов в честь деятелей польской культуры. К примеру, в Минске установлены памятник поэту Адаму Мицкевичу и фигурный монумент в честь композитора Михаила Клеофаса Огинского. Показательным является и то, на какие средства возводятся в Республике Беларусь мемориалы, посвященные русским и польско-литовским историческим и культурным деятелям. Если памятник Пушкину в Минске является даром города Москвы, а бюст поэта в Могилеве подарен городу проектом «Аллея российской славы», то монумент Адаму Мицкевичу сооружен министерством культуры РБ по предложению польской диаспоры в Белоруссии. Таким образом, приходится констатировать, что в Республике Беларусь последовательно воплощается программа монументальной «польщинизации» (полонизации) Белоруссии, что, несомненно, является составной частью геополитического проекта строительства 4-й Речи Посполитой. Надо сказать, что те, кто занимается продвижением этой антироссийской и антибелорусской доктрины, достигли заметных успехов в обработке сознания самих верхов белорусской власти. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, с каким жаром Александр Лукашенко выступил 4 августа 2015 г. против идеи Русского мира в своем интервью двум западным русофобским радиостанциям – белорусской службе «Радио Свобода» и «Еврорадио»: Видимо, для белорусского президента патриарх Московский и всея Руси Кирилл – не авторитет, а его слова о Русском мире – пустой звук. К Православному лидеру нынче в Белоруссии не прислушиваются. А вот кто является авторитетом и учителем для минского официоза, наставляющим его на кривой путь отступничества: от поборника (хотя бы на словах) русской и славянской идеи к неприкрытому местечковому шовинизму, это не мешало бы выяснить, дабы не записывать в партнёры иуд-христопродавцев. КомментарииКомментариев пока нет
|