САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Алексей Дзермант: О белорусских национальных символах

Алексей Дзермант: О белорусских национальных символах

« Назад

16.11.2015 12:09

Алексей Дзермант: О белорусских национальных символах

Символы, принятые на всенародном референдуме 1995 года, поддержанные 75,1% граждан Республики Беларусь, это не только официальные государственные символы. Это по-настоящему национальные символы. Почему?


Потому что белорусы — нация молодая, и тут нечего стыдиться. Молодая, но с древними этническими и историческими корнями. Становление нации происходило в современную эпоху — второй половине XIX — начале XX века. Тогда же происходил и поиск символов, отражающих сущность белорусской национальной жизни.


Бело-красно-белый флаг был создан в 1917 г. Клавдием Дуж-Душевским как попытка сконструировать символ, аналогичный уже имеющимся у соседей: литовцев, латышей, эстонцев и украинцев. Аналогичной должна была быть не только символика, но и содержание национальной идентичности: язык, древняя история, противопоставление мощным державам: России или Германии.

БНР — неудачная попытка создания белорусской национальной государственности в надежде на поддержку немецкого кайзера провалилась под этим флагом. Под ним же в 1920 году на Полесье орудовали банды Булак-Булаховича, сбежавшего после разгрома Красной Армией в Польшу.

В годы Великой Отечественной войны использовался исключительно коллаборантами и пособниками нацистов, после войны — сбежавшими от возмездия эмигрантами в Великобритании, США и других западных странах.

В 1991 году на фоне краха союзного государства, всеобщего развала и помутнения этот флаг удалось сделать государственным символом. Но ненадолго. Четыре года продолжался бардак и разруха в головах, а в 95-м белорусы опомнились. И вернули символы, связанные не с неудачами и откровенным предательством, а с победами и реальными достижениями.

Красно-зеленый флаг с орнаментом был утвержден в 1951 году как символ страны-победительницы, соучредительницы ООН. Можно сказать, он был буквально завоеван во всенародной борьбе, а не придуман салонным романтиком.

Орнамент на флаге связан с древнейшей символикой плодородия, жизни, растущей энергии. Он создан простой белорусской женщиной, воплощает живую народную стихию, а не увлечение призраками средневековья.

Именно поэтому современный флаг — подлинно национальный, в его смыслах заложены народные истоки, героическое сопротивление и Победа, созидательный труд и жизнеутверждение.

Герб «Погоня», безусловно, один из наших исторических символов. Но не исключительно белорусский, да и к становлению современной белорусской нации он имеет опосредованное отношение.

ВКЛ, чьим гербом была «Погоня», являлось полиэтническим государством, где главенствующее положение занимала литовско-польская аристократия, а русины — чьи потомки в основном и есть современные белорусы — нередко претерпевали дискриминацию по религиозным и иным причинам.

«Погоня» — это ни самый древний на белорусских землях государственный символ, ни национальный, поскольку белорусская нация сформировалась именно в советское время. Но это символ исторический, региональный. Поэтому, например, одна из вариаций «Погони» является гербом Витебской области.

Кстати, интересно, что образ «Погони» использовался на плакате времен БССР в сочетании с советской символикой, повергающий символы немецкого нацизма. В этом смысле советская «Погоня» отсылает к победе под Грюнвальдом. И современное белорусское государство наследует именно эту традицию.

А вот многие почитатели бело-красно-белого флага являются последователями другой традиции — там, где рядом с «Погоней» и этим флагом висит нацистская свастика. Референдум 1995 года — это еще и ясный ответ приверженцам этой линии, выбор другого исторического пути.

В Беларуси, в отличие от Прибалтики и Украины, в основании нации находится не зацикленность на языке, истории и противопоставлении себя России, а труд, созидание, развитие и интеграция с братскими народами.

Поэтому и национальные символы у нас иные, связанные с иными ценностями и перспективами.

Источник

 



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
30.05.25

24-26 апреля 2025 года я принял участие в международной научно-просветительской конференции «Русские герои европейского Сопротивления в годы Второй мировой войны», которая прошла в Москве в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына. В докладах участников было много горьких фактов о том, как участники сопротивления уже после войны попадали в советские лагеря. Меня по моей просьбе принял Президент Фонда наследия русского зарубежья Александр Алексеевич Авдеев - опытный руководитель и весьма интересный собеседник. Основной темой было издание моей новой книги "О творцах и творчестве". Попутно коснулись и других тем, в том числе и роли Александра Исаевича Солженицына в отечественной истории. По прошествии месяца я решил вернуться к данной теме и поделится своими мыслями с читателями.

24.05.25

Констатацией бесчеловечного характера западной цивилизации Рабиндранат Тагор не ограничился. В своей статье он раскрыл сущность русской советской цивилизации как цивилизации, основанной на равенстве наций и гуманизме между людьми и высказал гениальное пророчество о том, что именно Восток принесет спасение человечеству от бесчеловечной западной цивилизации.

17.05.25

Прошедшее 80-летие Победы в Великой Отечественной войне ясно показало, что при всех частностях и нюансах Россия и Белоруссия, российский и белорусский народы хранят память о войне и подвиге наших предков.

17.05.25

Сегодня история партизанского движения актуальна еще и тем, что она не только разоблачает нынешних прозападных коллаборантов о Великой Отечественной войне, но и обнажает предел их нравственного падения, поскольку все их программы западнизации современной Беларуси, построенные на антикоммунизме и русофобии, ничем не отличаются от фашистских программ «европеизации» Советской Белоруссии в годы оккупации. Обивая пороги западных фондов и контор, инсинуируя против социализма с белорусской спецификой, они пытаются навязать нашему народу такой путь в Европу, какой в 1941-1944 годах пытались осуществить немецкие оккупанты с помощью своих прислужников.

03.05.25

Белорусскими беглыми при активном участии потомков полицаев и предателей, осевших за рубежом, предполагается возложить вину за геноцид белорусского населения фашистами в годы Великой Отечественной войны не на фашистов, а …на правительство СССР и партизанское движение, создав миф, во многом аналогичный мифу об украинском «голодоморе». Как и в случае с Украиной, в Белоруссии, основываясь на реальных фактах, данными силами, поддерживаемыми из-за рубежа, предполагается полностью изменить общественную оценку произошедшего. Стратегической целью всего этого является воспитание ненависти к России, к русскому народу, срыв интеграционных процессов в рамках Союзного государства России и Белоруссии, как и Евразийского Экономического Союза.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru