« Назад 15.03.2019 16:22 Декабрьские переговоры президентов Александра Лукашенко и Владимира Путина в Москве придали и без того непростым отношениям участников Союзного государства поистине драматическую остроту. В публикациях некоторых мировых, российских и белорусских СМИ, в социальных сетях звучали и продолжают звучать алармистские нотки: Россия, мол, вот-вот поглотит, присоединит Беларусь. Особую истерию в этом направлении проявляет Украина - как на официальным, политическом уровне, так и в многочисленных пропагандистских средствах массовой информации. Но как обстоят дела на самом деле? Какова будет реакция белорусского общества на новые шаги в «движении навстречу друг другу» России и Беларуси (по выражению пресс-секретаря российского президента Пескова)? Да и какими они будут, эти шаги? Что ждёт Беларусь? «Политринг» и Дискуссионный клуб «Диалог» предлагают начать открытый обмен мнениями по этой важнейшей теме. К участию приглашаются политики, эксперты, журналисты, лидеры общественного мнения, представляющие весь политический спектр республики. На этот раз мы побеседовали с заместителем председателя молодежного социально-культурного общественного объединения «Русь Молодая» Андреем Сычом. - При всей критике и якобы провальности интеграционного процесса стоит отметить, что проделана достаточно большая работа. Многие достижения Союзного государства сегодня воспринимаются гражданами как нечто само собой разумеющееся, но ведь за этим стоит труд не одного человека. В сложившейся геополитической ситуации для России значительно выгоднее независимая Беларусь. В связи с этим стоит признать необходимость актуализации под современные реалии сам договор о создании Союзного государства. При этом необходимо учитывать ошибки, допущенные при строительстве ЕС, в основу которого заложен исключительно прагматизм и коммерческая составляющая. Для формирования крепкого Союзного государства необходим единый идеологический фундамент. - Что произойдёт в реальности? Затягивание процесса всеми силами (со стороны Минска) или усиление давления (со стороны Москвы)? Какие результаты могут быть достигнуты в течение 2019 года? Какая судьба ждёт нефтяной грант, льготную цену на газ, льготные условия экспорта белорусского продукции на российский рынок, российские кредиты, российские военные объекты и пр.? - Народы, которые строят союз, априори не должны руководствоваться методами затягивания и давления. Россия и Беларусь в равной степени заинтересованы в формировании Союзного государства и каждый видит свой интерес в локальных вопросах, но при этом есть четкое понимание общего нераздельного будущего. Приоритетный вопрос на сегодняшний день - формирование действующего механизма для решения вопросов между субъектами хозяйствования. Однако без уступок с обеих сторон подобные механизмы сформировать не получится. Назрела необходимость садиться за стол переговоров по созданию надгосударственных структур. - Какие реформы потребуются Беларуси? В какой очерёдности? Какие слои общества способны стать инициаторами заключения нового социального контракта государства и населения? - Население Беларуси в подавляющем большинстве аполитично и каких-либо инициатив от широких масс ждать не стоит. При этом белорусы очень остро реагируют на проявление несправедливости и готовы отстаивать свои социальные гарантии. Процесс строительства Союзного государства может быть успешен только если приоритетом во всех сферах будут интересы граждан России и Беларуси. Правительство должно заложить такую социальную основу, с которой люди впоследствии не готовы будут расстаться. Это должно стать одним из элементов страховки от предательства элит по примеру развала Советского Союза. - Как далеко продвинется реформа политической системы Республики (роль и функции Президента, Парламента, политических и общественных организаций)? - То, насколько продвинется реформа политической системы, во многом зависит от изменений, которые предложат внести в Конституцию Беларуси. В стране за 25 лет независимости сформировался свой класс национальной элиты, которая хочет, а главное может принимать ответственные решения. В связи с этим изменения могут затронуть и сам институт президентской власти. Вряд ли это будет чистая парламентская республика, на постсоветском пространстве сохраняется необходимость в национальном лидере. Вероятнее всего, Беларусь стоит на пороге перехода к парламентско-президентской модели государственного управления. - Интеграция или унификация? Какие особенности белорусского государственного устройства, общественного уклада, культурной жизни интеграция не затронет? - Без унификации не может быть речи о качественной интеграции. Невозможно построить общее, не придя к единому знаменателю по важнейшим вопросам в экономической и идеологической сферах. При этом самобытность, язык и культурные ценности не должны подвергаться какому-либо вмешательству или притеснению. - Президентские выборы. Проводить ли их досрочно, в 2019 году, или в 2020, но предварительно поправив избирательное законодательство в сторону большей демократизации? - Наиболее благоприятным вариантом было бы проведении двух избирательных кампаний в одно время. Это бы позволило минимизировать последствия атак, которые традиционно проводятся на страну в период избирательной гонки. Однако есть определенная уверенность, что президентские и парламентские выборы все-таки пройдут в разные периоды. Команда Лукашенко не одну «площу» съела и переживала периоды значительно сложнее. КомментарииКомментариев пока нет
|