САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Батька среди батюшек. Грядут ли в церкви Беларуси перемены?

Батька среди батюшек. Грядут ли в церкви Беларуси перемены?

« Назад

28.10.2015 09:59

Батька среди батюшек. Грядут ли в церкви Беларуси перемены?


Президент Лукашенко якобы недоволен Минским экзархом РПЦ. На оппозиционных белорусских информресурсах появились сообщения о возможной отставке патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского Павла (Пономарева). Правда, тут же приводятся слова председателя синодального информационного отдела Белорусской православной церкви (БПЦ) протоиерея Сергия Лепина о том, что это "даже не слухи, а сплетни". Возникновение этих то ли слухов, то ли сплетен неудивительно, ведь появление на Минской кафедре Пономарева менее двух лет назад также сопровождалось проявлениями недовольства местной церковной общественности.

Напомним, митрополит Павел был неожиданно переведен в Минск с поста правящего архиерея Рязанской митрополии в декабре 2013 года. Пономарев родился в Казахстане, а его служение в структурах Московского патриархата проходило в России, Израиле и Венгрии. Белорусским экзархатом много лет руководил митрополит Филарет (Вахромеев), представитель "старой гвардии" РПЦ. В Минске он с 1989 года, в 2009 году был одним из трех кандидатов на патриаршество в РПЦ. Понятно, что "калибр" нынешнего и отправленного в почетную отставку митрополитов несопоставим. В связи с этим возникают слухи о неизбежном возвращении "владыки Филарета".

Пока в Минске "сплетничали" о переводе митрополита Павла в другое место служения, в российской столице шел серьезный разговор о последних тенденциях в белорусском православии. В Московском центре Карнеги старший научный сотрудник Центра истории религии и церкви Института всеобщей истории РАН Надежда Белякова представила доклад "Христианские Церкви в общественно-политической жизни Белоруссии". В частности, обсуждалась тема неоднозначного положения Пономарева в БПЦ.

На наш вопрос, как она оценивает перспективу отставки Минского митрополита, Белякова ответила, что "на данном этапе" она не видит "оснований для того, что Московский патриархат может отозвать митрополита Павла". "Должны быть какие-то очень веские основания вроде серьезной болезни", - добавила она. Но вместе с тем признала: "Идея о том, что митрополит Филарет сейчас себя хорошо чувствует и готов вернуться, присутствует в общественном поле Белоруссии".

То, что нынешний руководитель Минского экзархата постарался принять все меры, чтобы исключить физическую возможность для своего предшественника влиять на административные процессы в БПЦ, можно понять из записи протодиакона Андрея Кураева, которую он сделал в своем блоге еще в 2014 году. "Здание минского епархиального управления было построено еще в советские годы, - описывает Кураев место обитания отставного экзарха. - На его верхнем этаже располагается... квартира митрополита. Было очень удобно: без всяких пробок можно пешком пройти из дома в кабинет. Но вдруг это удобство обернулось чем-то противоположным: изоляцией. У епархиального управления здания есть своя охрана, свой режим работы. Просто так пройти к митрополиту Филарету уже нельзя. Надо писать прошение на имя митрополита Павла и ждать его разрешающей резолюции. Люди, близкие к Филарету, из епархиального управления удалены. Машины и водителя нет. Пешком старец далеко отойти не может. Оказалось, что даже члену Синода с 36-летним стажем просто некуда съезжать со служебной и неподконтрольной ему жилплощади. А все его контакты на старом месте оказались под контролем нового владыки".

В своем докладе Надежда Белякова изложила непростую историю взаимодействия митрополита Павла с белорусской общественностью и властью. "Смена Филарета на Павла произошла совершенно вне желания самого Филарета, - рассказала Белякова. - Филарет за четыре года до этого действительно подавал прошение об уходе на покой в связи с достижением 75-летия. Но то, как произошла отставка, оказалось полной неожиданностью для него". "Кандидатура митрополита Павла, судя по всему, не нашла поддержки у президента Лукашенко", - продолжила Белякова. Митрополит оказался в двусмысленной ситуации. Сначала Пономарев жил на территории Дома милосердия в Минске, которым руководит протоиерей Федор Повный.

Поясним, что протоиерей Федор Повный, о котором зашла речь - настоятель храма всех Святых в Минске. Молва называет его священнослужителем, близким к семье Александра Лукашенко, и даже духовником президента Белоруссии. На заре своей церковной карьеры Повный был личным секретарем митрополита Филарета. "По слухам, Лукашенко прочил Повного в преемники Филарета", - рассказала Белякова.

Конечно, это был бы волюнтаризм со стороны руководства Белоруссии - ведь Повный вообще не епископ. Естественно, в РПЦ распорядились по-своему, и в Минске появился "варяг".

"Павел приехал в уже сложившуюся среду - со своими порядками, кланами, интригами и не очень ориентировался там. Он попытался перейти в наступление: наслал проверку на Дом милосердия. Лукашенко отреагировал достаточно резко. К этому времени относится его знаменитое высказывание, что архиереям, которые рассуждают на семейные темы, надо самим иметь детей", - считает Надежда Белякова.

Напомним, 29 апреля с.г., выступая перед парламентом, президент Белоруссии произнес тираду настолько яркую, что ее имеет смысл привести целиком: "Я часто критикую непублично наших священнослужителей, особенно высокого уровня. Ну так за семью ратуют и агитируют! Когда я спрашиваю: ваше святейшество, ваше высокопревосходительство, сколько детей у вас? Няма. Ну так что вы агитируете? Для того чтобы ратовать, надо самим иметь детей. Что за дремучесть? Священник большого уровня не должен иметь детей? Ну что это такое? Уверен, что втихую где-то что-то косячат. Я не то что уверен, я знаю это. Это нормально. Дети должны быть, чтобы быть человеком. Нет детей - не человек".

Белякова считает характерным, что это высказывание было однозначно воспринято как направленное в адрес православных священнослужителей, притом что в католическом клире целибат вообще повсеместный. "Интересно, что негласный фаворит Лукашенко Повный - женатый протоиерей", - подчеркнула она.

"Вопрос о самостоятельности БПЦ встал после прихода патриарха Кирилла и смены им методов управления Церковью, - пояснила эксперт. - Белорусский экзархат обладает очень малой степенью автономии. Например, все решения Синода должны утверждаться патриархом. Когда был Алексий II, журналы Синодов считались утвержденными де-факто, сразу вывешивались на сайте БПЦ и соответственно вступали в действие. Когда пришел Кирилл, он стал требовать ознакомления с решениями Белорусской церкви, они месяц-два-три пылились в Чистом переулке, и со временем количество неутвержденных дел все увеличивалось. Деятельность экзархата была в значительной степени парализована".

Когда митрополит Павел сменил Филарета, продолжила Белякова, этот вопрос был заново поднят. В Москву отправлено предложение, чтобы экзархату было дано больше самостоятельности и он мог самостоятельно разбираться со своими делами. 16 декабря 2014 года митрополит Минский Павел на собрании духовенства Минской митрополии заявил, что "поднимет вопрос" о предоставлении самоуправления для экзархата, так как нынешний статус выглядит "обидным" для белорусов. "В Москве больше всего боятся подобных признаков автокефалии, - подчеркнула автор доклада. - Здесь это было воспринято так: только прислали своего человека, который уж никак не мог быть сторонником автокефалии, а тут несколько месяцев в Белоруссии пожил и уже просит большей самостоятельности. Вопрос удалось замять, тем более что в Интернете уже заговорили о самоуправляемой Белорусской церкви".

Возможно, таким способом Минский митрополит попытался угадать тайные чаяния руководства страны, особенно с учетом текущего момента. Однако ситуация изменилась, и инициатива Пономарева была спущена на тормозах. 18 января с.г. митрополит Павел сказал, что "принял решение этот вопрос снять с повестки дня". "Думаю, в ближайшие 25, а может, 50 лет возвращаться к нему, наверное, не будем", - добавил он (подробнее в "НГР" от 21.01.15).

Тем не менее прослеживается пусть и робкая, но все же тенденция к поиску национальной ориентации для Церкви. В Минске есть два православных храма, где богослужение совершается кроме церковнославянского на белорусском языке. 13 октября с.г. к ним добавился еще один - храм Святителя Кирилла Туровского при Минской духовной академии. Богослужение на национальном языке совершил молодой клирик.

Что касается митрополита Павла, то его взаимоотношения с властью приобрели более сбалансированный и дипломатичный характер, но в то же время отвечают белорусским политическим традициям. 12 октября с.г. Минский экзарх поздравил Лукашенко с победой на выборах президента страны, назвав его "неизменным лидером нации". "Убежден, что следующий срок ваших президентских полномочий станет временем сохранения и активного развития всего положительного, что вошло в жизнь Беларуси за эти годы. Вы - один из немногих политиков, открыто и недвусмысленно возвышающих голос в защиту христианских ценностей", - заявил президенту Пономарев. Судя по всему, срок каденции самого митрополита Павла также продлится.

Независимая газета # Религии, Москва, 21 октября 2015 6:00

 



Комментарии


2015-10-28 18:37:36 Виктор Иванович № 413204
Очень правильная и познавательная статья.
БПЦ следует проторенным путем УПЦ, но со свойственым для полешуков притормаживанием.
В итоге Батька покажет покажет патриарху Москвабада "кузькину мать", как показал уже Путину.
Наступит день и "российские соотечественники" в РБ зазигают в общем хоре: "Жыве Беларусь!", а инокомыслящих белорусское гестапо размажет по стенке.

Ответить / Цитировать

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
16.07.24

Беларусь стала полноправным десятым по счету членом ШОС. Соответствующее решение было подписано на заседании Совета глав государств-членов ШОС 4 июля 2024 года в Астане. Астанинский саммит ШОС считают «саммитом друзей Путина» и «триумфом Си».

09.07.24

Исторические свидетельства однозначно говорят о том, что польское восстание 1863-1864 годов было кровавым мятежом польской шляхты, которая намеревалась воссоздать своё безграничное «панование» на белорусских и малороссийских землях. С точки зрения Белой Руси, мятеж 1863-1864 годов был в корне антинациональным и представлял собой агрессию польской шляхты.

08.07.24

Складывается впечатление, что общественные силы, именующие себя левопатриотическим, живут в мире закостеневших идей и образов. «А ведь еще в 1920 году В.И. Ленин в своей работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» отмечал: «Наша теория не догма, а руководство к действию», – говорили Маркс и Энгельс». Методом же марксизма-ленинизма, как известно, является диалектика, которая предполагает в том числе отказ от проявившихся ошибок и заблуждений. Но у белорусских левых, похоже, всё по-иному.

05.07.24

Как показывает трагический опыт Украины, восточнославянское население, лишённое общерусской основы своего национального самосознания, становится податливой массой для циничных манипуляций по превращению её в жестокую русофобствующую орду.

30.06.24

Совсем скоро, 3 июля 2024 года, наша страна будет отмечать 80-летие освобождения от немецко-фашистской оккупации. Свободу нам принесла Красная Армия, основную роль, стержнем и основой которой был русский солдат. Немало за освобождение Белоруссии полегло украинцев, других народов бывшего Советского Союза. Но и белорусы, защищая общее Отечество, гибли на фронтах, создали мощнейшее партизанское движение, сильное подполье. Земля горела у врага под ногами. Но за нашу общую Победу мы заплатили неимоверную цену в жизни миллионов наших людей.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru