САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Что стоит за отказом Белоруссии от участия в саммите «Восточного партнерства»

Что стоит за отказом Белоруссии от участия в саммите «Восточного партнерства»

« Назад

20.10.2021 15:52

Представители Белоруссии не примут участие в саммите «Восточного партнерства» («ВП»), который должен пройти в декабре этого года. В середине октября информированные источники в ЕС подтвердили массмедиа информацию о том, что «Белоруссия не примет участие в заседаниях „Восточного партнерства“ – ни в саммите, ни в министерских встречах». В медиа также отмечается, что сотрудничество официального Минска в «ВП» будет ограничено лишь рабочими контактами.

О том, что Белоруссия приостанавливает участие в «ВП» и приступает к процедуре «заморозки» соглашения о реадмиссии с Европейским союзом стало известно еще 28 июня. Официальный Минск также отозвал своего представителя в ЕС для консультаций. Эти действия стали ответом на очередной пакет санкций Евросоюза в отношении республики и следующим шагом в данном направлении после того, как 17 ноября прошлого года глава белорусского МИД Владимир Макей по итогам совещания у Александра Лукашенко об актуальных вопросах внешней политики заявил, что официальный Минск «понижает до экспертного уровень участия в инициативе «Восточное партнерство» из-за политизированного подхода партнеров».

Тогда же министр иностранных дел РБ с сожалением констатировал, что некоторые страны, в том числе и входящие в ЕС, пошли на введение санкций против Белоруссии. «Конечно, мы не можем оставлять подобного рода вещи без ответа. С нашей стороны расширены также соответствующие санкционные списки с включением туда соответствующих лиц из всех стран Евросоюза. Мы предложили приостановить работу координационной группы «Беларусь – Евросоюз», в рамках которой обсуждались различные вопросы нашего взаимодействия», – пояснил глава белорусской дипломатии, назвав в числе ответных мер понижение уровня представительства Белоруссии в «Восточном партнерстве». Он отметил: «На совещании была предложена и поддержана участниками совещания идея о понижении уровня нашего представительства в «Восточном партнерстве». Мы видим, что есть попытки политизировать ряд инфраструктурных, межрегиональных проектов в рамках этой инициативы. Поэтому принято решение о понижении уровня участия Беларуси в этой инициативе до экспертного».

Для официального Минска, согласно информации использовавшихся чиновниками белорусского МИД спикеров, «ВП» всегда было более важно, чем для других постсоветских республик, поскольку у РБ с ЕС до сих пор нет базового соглашения, а соответственно, не было и двустороннего трека отношений. Поэтому «ВП» фактически являлось единственной институциональной рамкой, позволявшей белорусским и западным представителям властных структур и чиновникам иметь регулярные контакты и легитимно встречаться «даже в сложные времена». Проекты Минска и Брюсселя в рамках «ВП» включали приграничное сотрудничество, ремонт и обновление приграничной инфраструктуры, зеленые технологии, малый бизнес, взаимодействие в сфере образования (включая, например, программу по обмену студентами «Эразмус»).

Однако после событий, последовавших за оглашением результатов президентских выборов 2020 года, а также инцидента с посадкой в Минске самолета Ryanair, «участие Беларуси в «Восточном партнерстве», – как заявил, например, белорусский политолог, основатель аналитического агентства Sense Analytics Артем Шрайбман, – прекратилось бы само по себе – по политической линии все было заморожено и без выхода Беларуси, а высших государственных чиновников в Евросоюз никто бы и так не пригласил». Тем не менее популяризируемые западными медиа комментаторы из минских организаций, активно взаимодействовавших с дипломатическими и властными структурами РБ, обращают внимание на то, что нынешние формулировки заявлений МИД Белоруссии звучат так, что «официальный Минск оставляет возможность вернуться в «Восточное партнерство» при изменении обстоятельств».

vladimir-makej1
Сегодня отношения Белоруссии с Западом поставлены на паузу. Но еще в 2019 г. участвовавший в саммите «Восточного партнерства» Владимир Макей с энтузиазмом говорил о том, что Минск рассчитывает на углубление отношений с ЕС

Действительно, сегодняшнее состояние взаимоотношений РБ и «Восточного партнерства» можно назвать проблемным, хотя о полном разрыве отношений и выходе из организации речи пока не идет. В то же время предпосылки для этого имеются, и весьма существенные. Дело в том, что одной из основных реальных задач «ВП» в западном регионе экс-СССР является контроль над транзитной инфраструктурой на территории Белоруссии (а также Украины, Молдавии и Приднестровья), посредством которой осуществляется транзит энергоносителей из России на Запад. Свой геополитический и экономический интерес в этом имеется как у Европейского союза, так и у Соединённых Штатов. С помощью «ВП» Белоруссию и другие входящие в организацию постсоветские республики стремятся де-факто обречь на превращение в полностью подконтрольную Евросоюзу зону транзита российских энергоносителей, рынки сбыта не самой качественной продукции, сбываемой ЕС и США, источник дешевых ресурсов, включая трудовые, буфер между Россией и объединенной Европой.

Фактически Брюссель и Вашингтон настаивают на своеобразном разделении труда: постсоветским лимитрофам обещана политическая самостоятельность от России в обмен на европейскую лояльность, экономически выгодную в основном самим европейцам. Взамен на контроль Запада над энерготранзитной сферой и инфраструктурой предлагается «особый статус» отношений с Евросоюзом и возможность вымаливать у него кредиты. Для данного решения есть основание – торможение тесной экономической и политической интеграции постсоветских республик, дающее внешним силам шанс на дальнейшую и окончательную дезинтеграцию региона с выходом на кардинальные геополитические перемены, затрагивающие жизненно важные интересы Москвы.

Именно поэтому 8 октября 2021 года первый заместитель постоянного представителя России при ООН Дмитрий Полянский на встрече Совета Безопасности по «формуле Арриа» отметил, что «Восточное партнерство» стало одним из главных каналов дестабилизации ситуации в Белоруссии. Высокопоставленный дипломат-международник назвал и соседние с Белоруссией государства, которые оказали поддержку попыткам организации «цветной революции» в республике, подчеркнув, что данные страны работали над этим «проектом» вместе с США и ЕС в течение многих лет, поддерживая протестующих политически, финансово и развивая неправительственные организации.

Сергей Николкин, ritmeurasia.org



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
24.03.25

Украина и украинцы – часть нашего Русского мира, часть нашего большого русского народа. Сейчас Украина во мгле нацизма и бандеровщины, захвачена и управляется нашими врагами. Однако это часть нашего цивилизационного пространства наряду с нынешней Российской Федерацией и Республикой Беларусь и отказаться от части своей истории, части своего народа Россия не сможет по определению, тем более допустить, чтобы недра и богатства Украины навсегда перешли под контроль иноземцев. Но сейчас придётся делать непростой выбор. Думаю, мы в этой ситуации должны поддержать Владимира Путина и принимаемые им решения. Они не всегда представляются очевидными и тем более популярными в ситуации СВО, но и В.Путин, и руководство России делают всё возможное в сложившейся тяжелейшей геополитической ситуации. Тем более важно сохранить единство общества, чтобы быть готовыми к дальнейшей защите своей свободы и независимости.

21.03.25

24 февраля 2022 года Россия начала Специальную военную операцию на Украине, введя войска по всей линии государственной границы. Первоначально ВСУ не смогли оказать должного сопротивления и начали стремительно откатываться по обе стороны от давно укреплённых и прочно удерживаемых украинскими силами позиций под Донецком. Через несколько недель фронт встал – ВСУ заняли боевые позиции, а в боевые подразделения потёк поток мобилизованных украинцев. Мне это напомнило ситуацию с началом освобождения Белорусской ССР. Первые серьёзные бои за белорусские территории Красная Армия начала в конце 1943 года, но наше наступление фактически захлебнулось, перейдя в стадию затяжных тяжёлых боёв при практически замершем фронте.

21.03.25

Рецензия на рукопись книги Е.Я.Подлесного «БНР: правда и вымыслы.

18.03.25

В начале 90-х годов XX столетия вопрос ставился не только о вытеснении русского языка, но и о тотальной (по словам тогдашнего главы Республики Беларусь Станислава Шушкевича) дерусификации белорусов, т.е. о радикальном искажении национального самосознания белорусского народа. При этом упор в этом сомнительном деле делался на всестороннюю фальсификацию исторического и в целом гуманитарного образования.

13.03.25

Слаженность государственной работы во многом зависит от ее идеологического смысла. Деятельность работников государственных органов должна быть привязана к определенной идеологической парадигме. Речь не идет о том, чтобы подвести всех под единый идеологический знаменатель, речь идет о том, что государственные служащие обязаны быть не только номенклатурным олицетворением государственной политики, но и идеологическими представителями государства. Стратегический курс государства должен постоянно получать идеологическую подпитку, чтобы граждане обрели чувство солидарной ответственности за проводимую в стране государственную политику.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru