САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Фомин-Нилов: Беларусь и Россия теряют консенсус по истории Великой Отечественной войны

Фомин-Нилов: Беларусь и Россия теряют консенсус по истории Великой Отечественной войны

« Назад

29.01.2020 20:26

Стенограмма выступления ректора Государственного академического университета гуманитарных наук Дениса Фомина‑Нилова в рамках панельной дискуссии на тему «Единый историко-культурный стандарт Союзного государства России и Беларуси: реалии будущего или утопия», 24 января 2020 г., Минск.

Наша дискуссия относится к теме возможного создания историко-культурного стандарта Союзного государства. Реалии ли это будущего или утопия? Недавно мы отметили 20-летие Союзного государства. В этом названии присутствует слово «государство», хотя многие говорят, что у нас вроде бы не государство, а непонятно что. Но не стоит забывать, что оно бывает разных типов.

Когда государство большое, многонациональное, оно часто называлось в истории империей. И никто не гарантирует, что их не будет вновь, как тип организации. Бывает унитарное государство, где моно-народ, моно-нация, один язык, чаще всего одна вера, и таких сейчас в мире больше всего. Процесс создания унитарного государства начался относительно недавно, в XIX веке, и окончательно завершился после 1991 г., хотя сейчас мы продолжаем видеть, что некоторые народы пытаются обособиться.

Следующий тип – федерация. Их много: США, Россия. Это особый принцип объединения, где федеральные власти имеют исключительные, большие полномочия, но им далеко до полномочий императорского центра. Последний тип – конфедерация, и в настоящее время среди политологов считается, что они сейчас, вроде бы, отсутствуют, но все-таки есть известная конфедерация Южных Штатов Америки, которые воевали с Северными Штатами – таких историй было много.

Получается, что Союзное государство в какой-то степени напоминает государство, но особого типа – конфедеративного.

Если Союзное государство будет развиваться и дальше, то, скорее всего, оно будет развиваться в формате конфедерации со всеми вытекающими последствиями. Мы должны понимать, что любое государство долговечно только тогда, когда есть единые правила, нормы, многие из которых закрепляются законами. Оно не существует долго, когда нет общих стандартов не только в промышленности, торговле, экономике, но еще и в сферах истории и культуры.

В России на протяжении девяностых, нулевых годов происходили мощные процессы в области исторической памяти, но к 2012 г. профессиональное сообщество пришло к пониманию, что нужен общий стандарт, который будет «задавать берега» и для авторов учебников, и для учителей истории, и для тех, кто придумывает контрольно-измерительные материалы – ЕГЭ в России, ЦТ в Беларуси. «Берега» как некие ориентиры, некие маяки для медиасообщества и журналистов, которые работают с исторической тематикой. И вот тут как раз происходит развилка стандартов, потому что по законам все понятно, а со стандартами немного сложнее.

У формирования стандартов есть два варианта: первый, который принят в России с советских времен, когда органы власти, руководители государства приказывают экспертам и специалистам написать стандарт, исходя из идеальной модели видения своей отрасли. После его приносят к чиновнику, который сделал заказ, и он утверждает положения своим приказом. К сожалению, такие стандарты оказываются самыми нежизнеспособными: когда мы пишем положения от идеальной модели, никогда нет гарантий, что ее можно достигнуть. Другим типом является ситуация, когда профессиональное сообщество не ждет никаких указаний и приказов от власти, ведет диалог между всеми и выявляет лучшие практики, которые существуют на данный момент, описывает их. То есть, дает ориентацию на эталон и призывает подтягиваться до нужного уровня.

В 2012 г. в России начался очень болезненный процесс формирования историко-культурного стандарта. Два года шли дискуссии практически по всем хронологическим периодам и этапам. В итоге стандарт все-таки был принят Российским историческим обществом, и в течение последних шести лет происходит его активное внедрение. В частности, на него ориентируются разработчики ЕГЭ.

В области истории в России много взглядов и трактовок одних и тех же источников, документов, но это, если использовать термин математиков, числительное. Один, два, три, четыре. Однако знаменатель у нас общий, а вот когда он изменяется – это проблема.

Историко-культурный стандарт в России все разнообразие привел к некому единому знаменателю. Это важно, поскольку Россия – это федерация, и в Татарстане, например, свое видение истории. Там говорят о том, что мы должны помнить о наследии Чингисхана, Чингизидов и Великой империи, которая была построена. Православные из исконно русских земель, когда слышат это, впадают в транс: «Как же так, это же Батый, который сжег русские земли». Но в итоге у нас есть общий знаменатель, который позволяет историческому знанию гармонично развиваться.

Если мы считаем, что Союзное государство должно существовать и развиваться, то мы должны признать: нам нужен общий стандарт в области истории и культуры. Если его не будет, то Союзное государство гарантированно не только не разовьется до стадии конфедерации, а исчезнет в принципе. Если же стандарт появится, то у Союзного государства откроются большие перспективы.

Мы все время говорим: Великая Отечественная война объединяет. Это словно некая мантра. А посмотрев учебники истории Беларуси, я могу сказать, что Великой Отечественной-то и нет в республике. Есть Белорусская Отечественная война.

На сегодня в белорусских учебниках написано, что 22 июня – начало войны в Бресте. Все эти немецкие наступательные операции, затем мы дошли до границы Витебской и Смоленской области – все, стоп. Дальше в «Истории Беларуси» нет ничего про Великую Отечественную войну. Идет параграф про оккупацию, про партизанское движение, и затем уже сразу идет параграф про 1944 г. Нет битвы под Москвой: она идет в курсе «Всемирной истории», как и битва под Сталинградом, освобождение Киева, штурм Берлина и освобождение Восточной Европы. Это то же самое, как если бы в курсе «История России» война бы началась не 22 июня, а в середине июля, когда немецкий сапог наступил на смоленскую землю. Это то же самое, как если бы освобождение Киева и Минска, а также операция «Багратион» не изучались бы в курсе «История России».

У нас было принято решение о полном изучении Великой Отечественной войны. В прошлом году была бурная дискуссия, когда оказалось, что Хатыни не было в учебниках по истории России – выпал сюжет. Когда мы, как российское историческое общество, эту проблему подняли, она сразу же начала решаться, потому что события в Хатыни – пример истребительной политики, когда в Беларуси было сожжено 9000 деревень. На Украине вообще затерта эта история, хотя там количество сожженных деревень исчисляется тысячами. В историографии документально подтверждено больше 400, но сейчас стараются замести это под ковер, стирают историческую память. Это был элемент истребительской политики нацистов в отношении к нашим народам для освобождения территорий для их младших сыновей, фермерских немецких семей.

Когда это обнаружилось, мы приказали срочно вернуть Хатынь в курс истории России. Некоторые авторы учебников предлагали: «А давайте это в курс Всемирной истории [поместим]». Но мы, как профессиональное сообщество, сказали «нет».

Это вехи нашей общей истории. И не надо по своим «норкам» это растаскивать, «выстраивать частокол».

Хатынь и тема сожженных деревень вошла в историко-культурный стандарт, и теперь есть в учебниках по истории России. А у вас истории Сталинградской битвы и битвы под Москвой нет, они находятся в рамках Всемирной истории.

Это не методология, не акценты, а глубинная философия, это Великая Отечественная война, по которой мы убеждаем себя, что у нас есть полный консенсус и взаимопонимание. Получается, что уже здесь – нет, потому что у нас нет общего стандарта.

Телескоп



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru