« Назад 23.10.2015 12:21 Ирина Ушакова: 200-летие – повод клеймить поэта? Готовя серьёзный фильм о Лермонтове, авторы не приняли во внимание вышедшие хотя бы в последние годы книги о жизни и творчестве поэта: Андрея Ге, Валерия Михайлова, Николая Бондаренко. Думаю, прочтя их, автору сценария фильма «Неизвестный Лермонтов» Марии Никитенко стало бы понятно, что Лермонтов вовсе для того оставлял женщин, чтобы насладиться их мукой, как это представлено в тексте фильма, он просто не находил в них ясного ума и той душевой чистоты, к которым стремился сам. Да и оставляли зачастую они его. Нет, не потому что были легкомысленны, а просто тянуться вверх – всегда трудно. А Лермонтов – это Эверест. «Лермонтов искал высшего бытия. Ведь он мог жить «как люди»: жениться, поселиться в Тарханах, бабушка была бы счастлива. Но он не хотел такого житья», – рассуждает наш современник монах Лазарь (Афанасьев) в своём интервью 2014 г. писателю Дмитрию Шеварову. Но всё это – мимо создателей фильма. И только диву даёшься, каким они обладают особым мастерством: сделать фильм о нелюбви Лермонтова к женщинам, когда жизнь его была исполнена любовью. Цитируя ранние стихи Лермонтова, авторы фильма почему-то пропускают строки, посвящённые поэтом рано ушедшей матери «По небу полуночи Ангел летел», лермонтовскую «Молитву» – «Не обвиняй меня, Всесильный», или такие стихи, как «Я жить хочу! Хочу печали…», «Приветствую тебя, воинственных славян», цитируют же «Кровавая меня могила ждёт». В фильме вообще лишь трижды цитируется Лермонтов, его решили обойти, создавая картину о нём – так запугал! Наводит на определённые мысли и сугубая избирательность авторов фильма в цитировании современников Лермонтова. Мы слышим голос исключительно философа Владимира Соловьёва. Он единственный так безапелляционно написал о демонизме Лермонтовского творчества, но наряду с этим уважаемым автором были десятки других, не менее уважаемых, видевших светлый гений Лермонтова и оставивших о нём воспоминания. Увы, мы не услышим ни Аполлона Григорьева, ни Евдокию Ростопчину, ни Вильгельма Кюхельбекера, ни Виссариона Белинского. А ведь ещё философ Алексей Лосев писал о Соловьёве: «Мне нравились его литературно-критические статьи о Пушкине, Тютчеве, Фете, Полонском и Лермонтове. Впрочем, относительно Лермонтова против соловьёвского понимания я глубоко восставал». Трудно не согласиться с Юрием Самариным, уникальным подвижником в истории нашей культуры, написавшим 31 июля 1841 года: «Да, смерть Лермонтова поражает незаменимой утратой целое поколение. Это не частный случай, но общее горе, гнев Божий, говоря языком писания, и как некогда при казнях свыше посылаемых небом, целый народ облекался трауром, посыпая себя пеплом, так мы теперь должны считать себя не безвинными и не просто сожалеть и плакать, но углубиться внутрь и строго допросить себя». «Был ли Лермонтов агентом тайной канцелярии?», – задают авторы фильма очередной вопрос. И отвечают: «нет», «говорить о Лермонтове как о надёжном человеке категорически нельзя… большинство качеств Лермонтова не вписывалось в общую мораль: хамство, хулиганство, протест обществу, которое он высмеивал, несоблюдение воинского устава». Тогдашний подполковник генштаба Лев Россильон, чьи слова звучат в фильме, говорил о Лермонтове, что он «собрал шайку каких-то грязных головорезов, они не признавали огнестрельного оружия, врезывались в неприятельские аулы, вели партизанскую войну…». К его словам можно только добавить, что этих казаков страшились чеченцы, уважали их, и даже знали и ценили близкие им стихи Лермонтова, руководившего казачьей сотней. Член Лермонтовского общества, военный психолог Алексей Захаров – единственный, чей монолог в фильме прозвучал в защиту Лермонтова: «Почитайте его «Валерик» – это описание свидетеля того, что было! Рукопашный бой – это страшно, когда ты глаза противника видишь, с этим потом жить. Естественно, он был резкий, он имел на это право… Лермонтов воевал в отрядах-следопытах, которые стали прародителями нашего армейского спецназа». Ум поэта, его сердце не отдыхали ни минуты, он писал на привалах, отдыхая от экспедиций, «описывать которые не велят», как поэт выражается в письме к другу, писал в короткие пребывания в столице. Не может человек, озлобленный на мир, так цельно мыслить, переживать… В фильме красной нитью проходит мысль об увлечении Лермонтова мистицизмом и астрологией, авторы пытаются найти корни пророческого дара поэта в его принадлежности к шотландскому роду мистика Томаса Лермонта. Но почему этот пророческий дар не мог быть с Божиим даром. Ведь и Иван Ильин в своих трудах, написанных в 1940-50 гг. дал отчётливую картину того, что произойдёт со страной Советов в 1990-е годы. А как относится к Николаю Рубцову, над которым также исполнились написанные им же строки «Я умру в крещенские морозы…». Вспоминается эпизод из жизни Лермонтова, описанный его слугою А.И. Соколовым. Возвращаясь после сражения при Валерике, Лермонтов остановился в доме казака станицы Червлёной, где им была написана «Казачья колыбельная песня», которую пела над колыбелью сына молодая казачка. Перед дорогой она попросила Лермонтова перекрестить младенца: «Глаз у вас добрый: сыночку счастье…». В фильме даже ради приличия не упоминаются написанные Лермонтовым такие светлые стихи, как «Парус», не говоря о его «молитвах», вообще его причастности к Православию. Выходит, авторы фильма попали под колдовские чары Лермонтова и создали фильм, по своей мрачности становящийся в ряд модных сегодня страшилок. На кого рассчитан этот нечестный фильм, авторы которого настойчиво оправдывают убийцу поэта Мартынова? Для сегодняшних школьников, попавших в переплёт ЕГЭ? Ведь ещё в советское время школьный учитель говорил нам о любви и вере поэта, его строки «Одну молитву чудную твержу я наизусть…» заставляли нас задуматься о мире горнем. «Лермонтов был сильно озлобленным человеком и своей поэзией лишь надевал маску лирика и страдальца», – звучит в фильме. Но есть и профессиональные литераторы, рассуждения которых и нужно бы брать для сценария фильма. «Замкнутость и отъединённость от толпы любопытной и равнодушной, – что это, как не спасительная ограда; он потому так холоден и горд, что свободен в самом себе и не желает метать бисер перед свиньями», – пишет Олег Михайлов в своей книге «Михаил Лермонтов. Роковое предчувствие» (2011). Любопытная и равнодушная толпа не перевелась и доныне. От неё Лермонтов будет скрываться и дальше. Доверяется он лишь открытым ему сердцам. Открылся же Паустовскому, который написал удивительно светлые произведения «Разливы рек», «Поручик Лермонтов» (пьеса), «Наедине с осенью» и сценарий «Лермонтов», по которому в том же 1943 г. был поставлен одноимённый фильм. Стало быть, при Сталине в тяжёлый военный год, можно было создать картину, где Лермонтов – человек открытый и любящий, уравновешенный и целеустремлённый. Этот фильм создавали мужественные люди, у которых наверняка погибли на фронте близкие. А фильм освещён надеждой. Фильм «Неизвестный Лермонтов» 2014 г., напротив, вобрал в себя пороки современного общества: демонизацию, страсть к астрологии и мистицизму, отрицание чести и мужества, непонимание Божьего дара, нелюбовь к русскому слову. Если авторы фильма рассчитывали, что мы отвернёмся от такого поэта, они просчитались. «Лермонтов для меня вечный возврат к себе, в своё родное, в какую-то сердцевину…», – писал о нём писатель и священник Сергей Дурылин. И многие, очень многие могут так же сказать о себе. Наш современник – известный поэт, историк Анатолий Парпара утверждает: «Михаил Юрьевич Лермонтов – это огромная планета в космосе мировой культуры. И невозможно её изучить всесторонне и окончательно. Ибо каждый раз при встрече с творчеством великого поэта новым поколениям неожиданно открывается новая сопричастность его русской истории и современности». КомментарииКомментариев пока нет
|