« Назад 07.08.2017 19:47 Кирилл Соков: Вернет ли Россия таможенный контроль для стран ЕАЭС? Президент РФ В. Путин 29 июля подписал закон, предоставляющий правительству право вводить запрет на оборот товаров, которые ввозятся другими государствами ЕАЭС по льготным пошлинам. Результатом этого может стать частичное восстановление на границах со странами ЕАЭС таможенного контроля. Закон, который вступит в силу через 30 дней после публикации, наделяет правительство РФ правом вводить запрет на оборот следующих категорий товаров: 1) ввезенных по таможенным ставкам, отличающимся от Единого таможенного тарифа (ЕТТ) ЕАЭС; 2) предназначенных для оборота только на территории конкретного государства союза; 3) товаров из третьих стран, в отношении которых одним из государств ЕАЭС в одностороннем порядке применяются таможенные льготы; 4) товаров, оборотом которых занимаются лица, получившие в конкретном государстве ЕАЭС специальные льготы; 5) товаров из третьих стран, в отношении которых принятые в ЕАЭС меры тарифно-таможенного регулирования не соблюдены. Российские таможенники получили право останавливать для досмотра автотранспортные средства, вес которых составляет более 3,5 т, в зонах таможенного контроля вдоль государственной границы, а также на территории граничащих со странами ЕАЭС регионов – Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Северной Осетии, Республики Алтай, Алтайского и Ставропольского краев, Астраханской, Брянской, Курганской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Псковской, Самарской, Саратовской, Смоленской, Тверской, Тюменской и Челябинской областей. На территории остальных регионов РФ транспортные средства, которые перевозят подлежащие таможенному досмотру товары, могут останавливаться сотрудниками ГИБДД во взаимодействии с таможенниками. Фактически новая версия закона «О таможенном регулировании в РФ» направлена на ужесточение таможенного администрирования взаимной торговли России со странами ЕАЭС. Ее появление связано с тем, что, несмотря на 8 лет, прошедших со времени создания Таможенного союза, территория ЕАЭС все еще не является полностью единой. Точнее – в ней существуют заметные исключения из общих правил, которые, если следовать идеологии формирования общего экономического пространства, заметно портят картину. Вначале эти исключения возникли как способ адаптации отдельных экономик к правилам работы в рамках Таможенного союза, где действовал единый таможенный тариф. Впоследствии исключения допускались и в целях адаптации экономик к нормам ВТО. Власти РФ мотивировали необходимость принятия нового закона стремлением минимизировать экономические риски. «К сожалению, действующее таможенное законодательство все еще различается от страны к стране, – отметил в ходе обсуждения законопроекта в Госдуме замминистра финансов РФ Илья Трунин, – и в связи с этим при ситуации, когда товары оформлены по каким-то более льготным тарифам, по другим правилам, которые являются неприемлемыми для другого государства, их проникновение и участие в хозяйственном обороте другого государства, в частности в России, наносят экономический ущерб…» Большинство изъятий из ЕТТ ЕАЭС были приняты для стран с менее развитой обрабатывающей промышленностью, нуждавшихся в импорте товаров по льготным тарифам. Так, Казахстан на период адаптации к нормам ЕАЭС получил возможность импортировать почти 400 видов товаров по более низким или нулевым таможенным ставкам. Армения после вступления в ЕАЭС получила право на ближайшие 7 лет применять особые ввозные тарифы на ряд молочных продуктов, яйца и мед, а до 2019 г. – на некоторые виды фруктов и орехов. Кроме того, до 2018 г. Ереван может сохранять нулевые ставки на бензин и перейти на единый тариф ЕАЭС лишь в 2020 г. Киргизии, которая присоединилась к Союзу в августе 2015 г., было предоставлено право на таможенные преференции по 300 товарным категориям сроком на пять лет. Со временем льготные тарифы должны были исчезнуть. Однако после того как Казахстан в прошлом году вступил в ВТО, ситуация лишь усугубилась. Уровень тарифной защиты казахстанской экономики оказался существенно ниже, чем у РФ, который был принят за основу Единого таможенного тарифа ЕАЭС. Так, Астана обязалась снизить средневзвешенный таможенный тариф с принятого в ЕАЭС уровня в 10,4% до 6,5%, для сельхозтоваров – с 17% до 10,2%, а для промышленных – с 8,7 до 5,6%. «Например, в соответствии с графиком имплементации (практической реализации. – К.С.) обязательств Республики Казахстан сейчас порядка 2300 товарным позициям ставки таможенной пошлины отличаются от ставок ЕТТ в меньшую сторону, – заявил И. Трунин. – И в них достаточно большое количество товаров, которые чувствительны для РФ. В конце имплиментационного периода Казахстана количество таких товаров увеличится до более чем 4 тыс. позиций». «Схожими условиями членства в ВТО, можно сказать, «повязаны» Кыргызстан с Арменией… – отмечает Центр экспертизы по вопросам ВТО. – А всё это сохраняет различия в таможенно-тарифном и в целом во внешнеторговом регулировании стран ЕАЭС». Вступление этих стран в ВТО происходило на условиях максимального открытия рынков, сокращения субсидий и господдержки внутреннего производства. По экспертным оценкам, не более трети условий их вступления в ВТО совпадали с теми, на которых к ней присоединилась Россия. В результате на внутренний рынок Белоруссии и России через Казахстан, Киргизию и Армению стали поступать большие объемы нелегального экспорта, в том числе контрафактной продукции. Решением этой проблемы должен стать новый Таможенный кодекс ЕАЭС, где предусмотрен механизм электронной прослеживаемости товаров. Но его введению, намеченному на 1 января 2018 г., во многом как раз и мешают различия в условиях членства в ВТО. Читайте также: Какие изменения принесет новый Таможенный кодекс ЕАЭС
После вступления Казахстана в ВТО страны Евразийского союза подписали отдельный протокол, регулировавший его «параллельное» членство в ЕАЭС. Документ гласит, что товары, ввозимые в Казахстан по сниженным ставкам, предназначаются исключительно для его внутреннего рынка и при ввозе на территорию других стран ЕАЭС должны «дооблагаться» таможенными пошлинами по общесоюзным тарифам. При этом в Евразийской экономической комиссии негативные последствия от присоединения Казахстана к ВТО попытались всячески сгладить. По многим параметрам обязательства республики, как отмечал в октябре 2015 г. министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев, почти совпадают с ЕТТ и особых проблем не создадут. Риски возникают с автомобилями и самолетами, которые, впрочем, при продаже регистрируются и их можно отследить. Основные же проблемы касаются продовольственных товаров, прежде всего мяса и мясопродуктов, а также продукции легкой промышленности, нелегально импортируемой из соседнего Китая. Восстанавливать внутренний таможенный контроль между странами ЕАЭС в связи с присоединением Казахстана к ВТО никто не собирался. «Мы исходим из того, что никакого, конечно, таможенного контроля и его рудиментов на внутренней границе устанавливаться не может, – заявлял А. Слепнев. – Границы как были отрытыми, так они открытыми и должны быть. Тем более что у наших органов есть достаточный набор функционала по осуществлению учета взаимной торговли, по осуществлению необходимого контроля…» Однако новая версия закона о таможенном регулировании в РФ показывает, что обойтись этими методами все же не удалось. Наделение же таможенников правом досмотра большегрузных фур свидетельствует, что в той или иной форме таможенный контроль со стороны РФ может быть восстановлен. На развитии ЕАЭС различия в таможенных тарифах сказываются не лучшим образом, и когда-нибудь они будут преодолены. Но в ожидании этого нести экономические потери из-за контрабанды или специфики договоренностей союзных государств с ВТО и третьими странами Россия тоже не обязана. КомментарииКомментариев пока нет
|