« Назад 25.02.2018 11:03 Минск пытается «отбить» газовые цены нефтяной трубой Обсуждение спорных вопросов по формированию единого рынка газа между Россией и Белоруссией, как и в рамках ЕАЭС, вновь отложено. Представленные Белоруссией предложения по цене на российский газ на 2020-2024 годы, как заявил на днях вице-премьер России Аркадий Дворкович, «не устраивают российскую сторону. Мы, в принципе, считаем, что большой спешки нет, и можно окончательное решение вопроса по цене на газ на 2020-2024 годы отложить на начало следующего года. Вопрос о едином рынке газа также предлагается обсуждать в следующем году». Вице-премьер пояснил, что договоренности между Россией и Белоруссией по цене на газ, сложившиеся в прошлом году, действуют до 2019 года включительно. Так что особых причин торопиться нет. «Но я, – заметил А. Дворкович, – понимаю белорусских коллег, которые хотят побыстрее зафиксировать ситуацию». При этом он подчеркнул: «Повторяю: пока мы не считаем, что есть необходимость ускорения решения этой проблемы. У российской стороны нет полной определенности относительно наших собственных планов и по внутреннему рынку. Есть разные предложения у "Газпрома" и Минэнерго, там много нюансов. Мы еще не определились, а это напрямую влияет на нашу позицию по единому рынку». Белорусская сторона по-прежнему выступает за раздельное обсуждение вопросов ценообразования на перекачку-транзит газа и на само голубое топливо. Или, по крайней мере, за стабильные газотраспортные расценки. Апеллируя при этом и к известным договоренностям обеих сторон в начале 2000-х об одинаковом уровне цен на газ для Белоруссии и в Смоленской области РФ. Настойчивость Минска не в последнюю очередь связана с отсутствием официальной позиции РФ по указанной проблематике. Но в любом случае «идеология» белорусской стороны не устраивает ни «Газпром», ни Минэнерго, ни другие российские ведомства, задействованные в соответствующих переговорах. Тем временем Минск снова предпринимает односторонние меры, нацеленные на то, чтобы добиться «сговорчивости» Москвы по газовым вопросам. А именно: с 1 февраля транзит российской нефти через территорию Белоруссии снова стал для России дороже – на 6,7%. Если точнее, тариф на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам ОАО «Гомельтранснефть Дружба» по маршруту Унеча (Высокое) – Адамова Застава (белорусско-польская граница) повышен до 307,19 российского рубля за тонну нетто. По трубопроводному маршруту Унеча (Высокое) – Броды (вблизи украинско-польской границы) – до 131,95 российского рубля. Это, напомним, основные маршруты трубопроводного транзита российской нефти через Белоруссию. Как полагает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, «сохраняющиеся разногласия сторон по поводу индексации нефтетранзитного тарифа могут спровоцировать в 2018-2019 годах новый энергетический конфликт между обеими странами». Он поясняет в этой связи, что вопросы нефтегазовых транзита и поставок в Белоруссию составляют значительное содержание в российско-белорусских взаимоотношениях. Потому сохраняется высокий риск политизации этих споров, которые удаётся решать главным образом посредством личных договоренностей Владимира Путина и Александра Лукашенко. Многие восточноевропейские эксперты полагают, что в Белоруссии, в контексте ее «газовых» разночтений с РФ, наверняка недовольны и тем, что Москва «законсервировала» газопроводный проект «Ямал–Белоруссия–Европа-2», хотя его реализация значительно дешевле в сравнении с «Северным потоком - 2». Что же касается российского нефтетранзита, то небезосновательно отмечается, что транзитные расценки Минска на направлениях, ведущих к портам соседних Литвы и Латвии, а также к границам Украины с восточноевропейскими странами если и растут, то куда медленнее, чем на других «трансбелорусских» маршрутах. Тем самым сдерживается полномасштабная переориентация российского нефтеэкспорта на трубопроводы и терминалы северо-запада РФ. Чем это не рычаг воздействия и на «газовую» политику Москвы в отношении Белоруссии? Что же касается «идеологии» белорусской стороны по газотранспортной проблематике, то она обозначена в заявлении первого замминистра энергетики Белоруссии Виктора Каранкевича, сделанном в парламенте РБ в конце ноября 2017-го: «Имеется принципиальное замечание с нашей стороны: это вопрос формирования тарифов на транспортировку или транзит газа по территории стран ЕАЭС. Российские и казахстанские коллеги предлагают сохранить практически действующую схему формирования тарифов, устанавливая для внутренних потребителей низкий тариф, а для субъектов объединенного рынка газа в Евразийском союзе – тариф более высокий. С этим Беларусь согласиться не может, что и является основной принципиальной позицией нашей стороны». Чиновник аргументировал свою позицию тем, что «в конечной цене на газ для Белоруссии в 2017 году до 70% приходится на его транзит». А отсюда вывод: «Поэтому для нас самое важное, чтобы эти тарифы соответствовали уровню тарифов, действующих в России и Казахстане, чтобы создать равные условия хозяйствования для субъектов общего рынка газа Союза». Тем временем весьма характерен растущий интерес в США к означенным спорам между Москвой и Минском, как и к ослаблению зависимости Белоруссии от поставок российского газа. Так, Агния Григас, старший научный сотрудник вашингтонского Атлантического совета, заявила еще в конце августа 2017 г.: «Поскольку Белоруссию и Литву соединяет газопровод, после соответствующих инвестиций может появиться возможность осуществить реверсные поставки сжиженного газа США из Литвы, уже получающей этот газ (через клайпедский терминал. – Ред.) в Белоруссию. Таким образом, у Минска, как и у Вильнюса, появится альтернатива российскому газу. А в результате у Белоруссии появится возможность занять более удобную для неё позицию во время переговоров с «Газпромом» о поставках голубого топлива». Такого рода оценки (если не планы) белорусская сторона, не исключено, учитывает в переговорах с РФ по вышеупомянутым вопросам. Кроме того, «равнотранзитные» газовые расценки, на чем вот уже который год настаивает Минск, связаны и с тем, что белорусская сторона планирует перекачивать газ из Азербайджана и Узбекистана, о чем не единожды заявляли правительственные чиновники РБ. Пока нет официальных подтверждений, проводятся ли соответствующие переговоры. Но очевидно, что низкие расценки на транзит газа в России и Казахстане повысят конкурентоспособность азербайджанского или узбекистанского голубого топлива в Белоруссии. Словом, пока нет оснований полагать, что позиция Белоруссии по вышеупомянутым вопросам изменится в ближайшие годы. Тем более что её Минск придерживается как минимум 15 лет. Но в любом случае российской стороне давно пора выработать свою, подчеркнем, единую для всех ведомств позицию. Ибо отсутствие последней косвенно усиливает белорусскую аргументацию по указанной тематике и, стало быть, сохраняет, если не усиливает, градус разногласий двух союзных государств. Алексей БАЛИЕВ, ritmeurasia.org КомментарииКомментариев пока нет
|