« Назад
09.09.2016 13:44
Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 3.
Вновь подчинив западнорусские земли, польский ставленник и фанатичный католик великий князь литовский Сигизмунд обрушил на сторонников антипольской партии жестокие репрессии с конфискацией вотчин, поместий и смертными казнями. Среди православных широко распространилось мнение, что он хочет истребить всех князей и бояр.
По сообщению «Хроники Быховца», «хватал их и совершал над ними страшные жестокости, карал их невинно, убивал и мучил их так, как только мог придумать, и поступал так со всеми князьями и панятами и со всем шляхетским сословием всех земель литовских, русских и жемайтских... всеми этими своими злыми поступками он равнялся Антиоху Сирийскому и Ироду Иерусалимскому и предку своему великому князю литовскому Тройдену».
Польский ставленник великий князь Сигизмунд Кейстутович
В ответ на это русские князья Иван и Александр Чарторыйские при содействии виленского воеводы Довгерда и трокского воеводы Лялюша – все они принадлежали к антипольской партии и были связаны со Свидригайлой– убили Сигизмунда в его собственной спальне в великокняжеском замке в Троках (ныне Тракай в Литве).
Великое княжество Русское пало, но идея независимой от Польши и Литвы западнорусской государственности стала подлинным знаменем национально-освободительной борьбы на Западной Руси. Под лозунгом создания Великого княжества Русского проходило восстание князя Михаила Глинского в 1508 году. Кроме того, Великое княжество Русское выступает в XVII веке в Гадячском договоре между Войском Запорожским и Речью Посполитой.
Интересна судьба княжича Михаила, того самого, что по велению Сигизмунда прошел с огнем и мечом по мятежным западнорусским областям. Вот что писал летописец: «А как князя великого Жигимонта забили Черторызские, так великого князя сын Михайлушка втек до Москвы, и там окормлен и вмер».
Эти несколько летописных строк ясно показывают тогдашнюю безучастность Великого княжества Московского к борьбе Западной Руси с польско-католической «навалой». Причина же такого «безразличия» объясняется довольно просто. Само московское государство в это самое время находилось в состоянии жестокой усобицы между Василием II и его матерью великой княгиней Московской Софьей Витовтовной (дочь великого князя Литвы и Руси Витовта), с одной стороны, и удельными князьями звенигородскими с другой.
Причиной же этой распри был скандальный случай, произошедший на свадьбе Василия II. Софья Витовтовна, желая показать превосходство своего сына, демонстративно сорвала с Василия Косого, старшего сына Юрия Звенигородского, шитый золотом пояс, принадлежавший ранее Дмитрию Донскому. Князья звенигородские жестоко оскорбились и начали войну. Все это надолго ввергло Московскую Русь в смуту, которой не преминуло воспользоваться Казанское ханство, совершившее в эти времена несколько опустошительных набегов на Московское государство. Так что Москве было не до поддержки Великого княжества Русского, хотя при других обстоятельствах Свидригайло всерьез мог на нее рассчитывать, и дальнейшая история Западной Руси могла сложиться совсем по-иному. Но чрезмерная гордыня и властолюбие дочери Витовта, а также случай распорядились по-иному.
«Софья Витовтовна срывает золотой пояс с князя Василия Косого», худ. Павел Чистяков
После Сигизмунда Кейстутовича великим князем Литовским и Русским стал Казимир IV Ягеллон (с 1447 король Польский), который, сделав определенные выводы, прекратил официальные гонения на православных, а в 1447 году пошел на уступки православной знати и вопреки Городельской унии 1413 года предоставил ей юридически равные права с католиками. В то же время продолжалась активное проникновение католицизма на западнорусские земли. В конце XV столетия на территории ВКЛР насчитывалось уже более 150 католических приходов и ряд монастырей.
Новую страницу во взаимоотношениях православия и католицизма определила Флорентийская уния (1445 г.). Московский митрополит Исидор (грек по происхождению) от имени Русской православной церкви подписал акт Флорентийского собора, но был осужден Московским собором за измену православию и бежал в Рим. В Московской Руси справедливо рассматривали унию как угрозу государственной независимости. Кроме того, все это привело к убежденному отчуждению московитов от латинян и оформлению идеи «Третьего Рима», которая обязывала Московскую Русь повсеместно защищать православие и православных.
В литовско-русском государстве обстоятельства складывались иным образом. Казимир IV признал решения Флорентийского собора, поэтому формально митрополитом Литовским оставался Исидор (в то время православная церковь Московской Руси и ВКЛР была единой), но митрополией он не управлял. Поэтому Казимир IV признал главой Русской православной церкви митрополита Московского Иону.
Великий князь Литовский и Русский и король Польский Казимир IV Ягеллон
Однако в 1458 году папа Пий II вознамерился распространить решения Флорентийского собора на ВКЛР и назначил на литовскую метрополию ученика бежавшего из Москвы Исидора Григория, возведенного в сан бывшим Константинопольским патриархом униатом Григорием Маммой.
В связи с этим Казимир IV оказался в сложном положении. С одной стороны, у него был договор с московским князем Василием II, что «признать митрополитом того, кто будет люб им обоим». С другой, сильнейшее «униатское» давление со стороны римской курии. И господарь ВКЛР посмел противоречить римскому папе. Он принял Григория и отдал ему Черниговскую, Смоленскую, Перемышльскую, Туровскую, Луцкую, Владимирскую, Полоцкую, Холмскую и Галицкую, т.е. все епархии великого княжества Литовского и Русского.
Но когда на Московском соборе 1459 года восточнорусские епископы предали проклятию Флорентийскую унию и ее проводника Григория, все православные князья ВКЛР и большая часть епископов со своими паствами отказались признать Григория своим митрополитом и остались православными. Сам Григорий в итоге отказался от главенства римского папы, подчинился Константинопольскому патриарху и умер православным в 1475 году. Однако результатом этих событий стал раскол Русской православной церкви на самостоятельные западнорусскую и восточнорусскую митрополии.
Несмотря на непрекращающееся давление римской курии, большая часть длительного правления (52 года) Казимира IV для Западнорусской православной церкви была относительно благополучной. Казимир учел убийственную судьбу Сигизмунда и не хотел ввергать свое государство в новые смуты и потрясения. Но его миротворчество вызывало нарастающее недовольство в Риме, т.к. позиции православия на Западной Руси не только сохранялись, но и продолжали укрепляться.
К концу XV века православными были 23 княжеских и 42 крупных шляхетских рода. Среди них такие знаменитые западнорусские магнаты, как Тышкевичи, Острожские, Чарторыйские, Сапеги. За время правления Казимира IV в ВКЛР было построено почти 90 православных храмов. Даже в Вильно, в этом оплоте католицизма действовало 17 православных церквей при 14 костелах. В Новогрудке количество православных храмов в 10 раз превышало количество католических. В Полоцком и Витебском поветах было всего по одному костёлу, а на востоке (Мстиславские, Оршанские, Могилёвские земли) католических храмов не было вовсе.
Подобное положение крайне беспокоило как римскую курию, так и самого короля, который, несмотря на весь свой здравый смысл, был все же рьяным католиком. В письме к папе в 1468 году Казимир IV высказывал обеспокоенность, что в Литве и на Руси много схизматиков и число их растет. А в 1469 году он вызвал из Кракова в Вильно монахов-бернардинцев, которые ранее отличились в борьбе с гуситами и основал для них в столице ВКЛР монастырь. А в 1480 году Казимир IV запретил строить новые православные церкви в Вильно и Витебске, и таким образом его многолетняя религиозно-миротворческая политика резко изменилась. В результате по западнорусским землям начали буквально расползаться бернардинские «гнезда».
Монахи-бернардинцы
Между тем католики активно осваивали западные земли нынешней Белоруссии. Особенно прочные позиции занимали католические ордена францисканцев, августинцев и бернардинцев. В Гродненском повете было 19 католических парафий, в Новогрудском – 20, Минском – 16, Волковыском -15, Слонимском – 7, в Оршанском, Витебском и Полоцком – по 1. Решающую роль в наступлении католичества играли великий князь и его католическое окружение. Католикам раздавались многочисленные земли в ВКЛР. Православные же вынуждены были довольствоваться сохранением того, что у них было.
В 1494 году бернардинский монастырь был основан в Гродно, в 1498 году – в Полоцке. В 1504 году польский король отдал в собственность бернардинцам местечко Будслав (ныне Мядельский район Минской обл.), где был возведен вначале деревянный, а затем в 1643 году каменный монастырь. Впоследствии бернардинские монастыри появились в Несвиже (1594 г.), в Заславле (1606 г., ныне Минская обл.), в Минске (1624 г.), Дубровно (1624 г., ныне Витебская обл.), Слониме (1630 г., ныне Гродненская обл.), Ивье (1631 г., ныне Гродненская обл.), Друе (1653 г., ныне Витебская обл.), Орше (1653 г.), Бресте (1659 г.), Слуцке (1661 г.), Глуске (1662 г., ныне Могилевская обл.), Витебске (1676 г.), Могилеве (1687 г.), Пинске (1717 г.), Селищах (1726 г. ныне Минская обл.), Мстиславле (1727 г.), Мозыре (1737 г.), Березине (1737 г., ныне Минская обл.), а также в некоторых других городах и местечках Западной Руси.
А ведь помимо бернардинцев при поддержке Казимира IV на западнорусские земли начали распространять свою деятельность католические ордена францисканцев и августинцев. Решающую роль в развернувшемся наступлении католицизма играли великий князь и его католическое окружение. Католическая церковь получала щедрую поддержку и богатые землевладения, православная – лишь то, что ей жертвовали ее приверженцы.
Случившийся поворот в политике Казимира IV никак не мог устраивать западнорусскую православную знать, что привело к формированию в ее среде в 1481 году заговора с целью отстранения от власти Казимира, возведения на великокняжеский стол православного Гедеминовича, князя Михаила Олельковича с последующим разрывом унии с Польшей и уход под руку Московского государя. Руководителями «заговора русских князей» (под таким названием он вошел в историю) стали западнорусские князья Федор Бельский, Иван Гольшанский и уже упомянутый Михаил Олелькович. Предполагалось, что Казимир IV прибудет в Кобрин (ныне Брестская обл.) на свадьбу Федора Бельского с княжной Анной Кобринской и во время охоты будет захвачен заговорщиками.
Князь Михаил Олелькович, современный сценический образ
Однако совершенно случайно о заговоре стало известно королю и великому князю Казимиру IV, по его приказу были схвачены слуги Бельского и под пытками дали компрометирующие своего князя показания. Узнав об этом, Федор Бельский вынужден был бежать за московский рубеж, а Гольшанский и Олелькович были схвачены и по приказу Казимира IV тайно (из опасения русского восстания) казнены в киевском замке.
Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 2.
Николай Сергеев: Католицизм и Западная Русь: история вопроса, часть 1.
Комментарии
Комментариев пока нет
|