« Назад 18.08.2015 12:13 С момента введения «налогового маневра» в РФ прошло более полугода. Решение Москвы перенести налоговое бремя с экспортеров на добытчиков нефти до сих пор вызывает жаркие споры, но едва ли не самой болезненной стала реакция Минска. Александр Лукашенко даже грозил, что «это [нововведение] станет очень большой проблемой в функционировании нынешнего Союза», имея в виду ЕАЭС. Сейчас, спустя время, можно подвести предварительные итоги. Как на самом деле повлиял «налоговый маневр» на белорусскую экономику и интеграционные процессы внутри Евразийского союза? Какие угрозы и возможности открываются для Минска в новых условиях? Битва за экспортную выручку Ни для кого не секрет, что нынешняя белорусская модель экономики базируется на «битве за валютную выручку». Власти всеми силами стимулируют госпредприятия, чтобы произвести как можно больше продукции, а затем ищут для нее внешние рынки. Таким способом поддерживается платежный баланс страны, высокая занятость и приемлемый уровень жизни граждан. Потому в статистических сводках республики важнейшими индикаторами работы государственных корпораций остаются объем выручки, сальдо внешней торговли и давно забытое в других странах соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объема производства. Топливно-энергетический комплекс постепенно стал ключевой отраслью белорусской экономики, обеспечивающей львиную долю притока валюты в страну (42,8% за первые пять месяцев текущего года). За годы независимости Минску удалось построить современную (возможно, лучшую на постсоветском пространстве) нефтеперерабатывающую промышленность. Мозырский и Новополоцкий НПЗ постоянно модернизируются, а их продукция качественна, недорога, а потому востребована в соседних странах. В отличие от той же Украины, где современные НПЗ один за другим закрывались, а нефтепереработка была ликвидирована как отрасль, в Беларуси она стала флагманом экономики. Не секрет, что таких результатов местным властям удалось достичь благодаря доступному и дешевому российскому сырью, которого не было у конкурентов. В рамках Таможенного союза функционировала система, когда на белорусские заводы закачивалась нефть по внутрироссийским ценам, но пошлины от экспорта продуктов ее переработки полностью перечислялись в российский бюджет. Таким способом только за прошлый год Беларусь перечислила Москве почти $3 млрд. При вступлении в ЕАЭС Минск «отвоевал» себе половину этой суммы ($1,5 млрд.). Потому нет ничего удивительного, что когда российские власти только собирались вводить «налоговый маневр» и все расчеты стали меняться, в Беларуси забили тревогу. Что произошло? «Большой налоговый маневр» – это постепенное уменьшение экспортной пошлины на сырую нефть с одновременным увеличением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Его основная цель – стимулировать НПЗ к более глубокой переработке нефти и отказу от экспорта темных нефтепродуктов. Ежегодно, начиная с 2015 года и заканчивая 2017-м, экспортная пошлина будет постепенно снижаться, а НДПИ расти. Беспокойство Минска понятно: российская нефть должна была ежегодно дорожать для белорусских заводов на величину НДПИ, а их конкурентное преимущество перед конкурентами таять. Разрешить недопонимание удалось путем полного устранения ограничений на движение нефти внутри ЕАЭС. Все пошлины от экспорта нефтепродуктов из российского сырья Минск стал оставлять у себя. Получилось, что в нефтяном вопросе союз заработал без изъятий и ограничений, к чему и стремились. Параметры налогового маневра Жизнь внесла в планы евразийских столиц свои коррективы. Мировые цены на углеводороды резко упали. Вместо ожидаемого удорожания российское сырье для Минска подешевело на 21,45%, а отпускные цены на белорусские нефтепродукты и вовсе снизились почти вдвое! Заместитель генерального директора Мозырского нефтеперерабатывающего завода Владимир Сизов посчитал, что «если в декабре 2014 года соотношение стоимости экспортной корзины реализуемых нефтепродуктов к стоимости нефти составляло примерно 1,7, то по результатам работы в январе и феврале 2015 года этот показатель упал до 1,3 и 1,2». Таким образом, по словам председателя концерна «Белнефтехим» Игоря Ляшенко, доходность белорусских НПЗ в результате российского налогового маневра снизилась с $30 до $10 на каждую тонну. Поступления от экспортных пошлин в белорусскую казну тоже будут почти в два раза меньше, чем запланировано. «Бюджет, который утвержден, предусматривал, что в условиях стоимости нефти 83 доллара за баррель должно поступить [вывозных таможенных пошлин] два с небольшим миллиарда долларов. Сегодня при уточненной оценке бюджета, в основе которой цена на нефть порядка 50 долларов за баррель, сумма снизилась до 1 миллиарда долларов», – объясняет замминистра финансов Дмитрий Кийко. Приток российской нефти в Беларусь остался на уровне прошлого года, а в 2016 году по взаимным договоренностям даже должен увеличиться с 23 до 24 млн тонн. Правда, взамен Минск обязался поставить на российский рынок 1,8 млн. тонн нефтепродуктов. Благодаря этому в первом полугодии белорусские НПЗ увеличили нефтепереработку на 3,7% (до 11,2 млн. тонн). Хотя валютная выручка от экспорта нефтепродуктов за пять месяцев 2015 года сократилась на треть (с $4,71 млрд. до $3,16 млрд.), белорусские НПЗ работали с прибылью и демонстрировали положительное сальдо во внешней торговле (+$2,45 млрд.). Итоги «Налоговый маневр», безусловно, повлиял на белорусскую экономику, увеличив стоимость тонны нефти на $4 (236 рублей). Но это влияние несоизмеримо с ударом по белорусскому экспорту от двукратного падения экспортных цен на продукцию местных НПЗ и укрепления отечественной валюты к российскому рублю. Нужно учитывать и то, что Москва постаралась максимально смягчить негативные последствия для Минска. Правило по перечислению пошлин от экспорта нефтепродуктов в российский бюджет было отменено, а объем поставок российского сырья остался на прежнем уровне. К тому же белорусские заводы сохранили свое привилегированное положение. Минск покупает тонну российской нефти на $133,1 (на величину экспортной пошлины) дешевле, чем его конкуренты в Литве, Польше и Румынии. Следующий примечательный момент – снятие изъятий и ограничений внутри ЕАЭС, к чему, собственно, Минск и стремился. Наконец, поставлена точка в неприятных скандалах с экспортом белорусских растворителей и битумов, когда под видом этих товаров Минск экспортировал продукты переработки российской нефти, а пошлины оставлял в своем бюджете. Теперь любые схемы скрытого реэкспорта просто теряют смысл, белорусские заводы поставлены в равные условия с российскими переработчиками. Попытки же влиять на внутреннюю налоговую политику РФ могут дать неожиданный результат. Минск очень ревностно относится к желанию внешних сил определять фискальную политику у себя в стране и едва ли готов отдать ее на откуп наднациональным органам ЕАЭС. Потому, требуя шага навстречу от Москвы, белорусские власти и сами должны быть готовы его сделать. Не стоит забывать, что в союз входит еще и Казахстан, чьи пошлины на нефтепродукты более чем в два раза ниже российских. И в ближайшее время Астана вряд ли будет готова их повышать. Наконец, Минску не стоит рассчитывать, что конкурентное преимущество в виде дешевого российского сырья будет вечным. Правительство РФ уже предложило до 2025 года снизить экспортную пошлину до нуля. Нынешний год показал, насколько уязвима белорусская модель работы НПЗ, основанная на выбивании преференций и уступок от поставщиков. Нужно понимать, что падение маржи нефтепереработки тонны нефти Urals до $10 – совсем не катастрофа. В Евросоюзе такая маржа сегодня составляет $8, что является многолетним максимумом и считается сверхблагоприятной для развития отрасли. «Налоговый маневр» открывает для Беларуси и новые возможности. Только за первые 20 дней июля из-за изменения конъюнктуры рынка Минск резко увеличил поставки бензина в РФ на 94 тыс. тонн. Общий топливный рынок ЕАЭС только выиграет от качественных белорусских нефтепродуктов, а повышение конкуренции подстегнет российские НПЗ к модернизации. КомментарииКомментариев пока нет
|