« Назад 07.10.2015 10:43 Петр Петровский: Диктабланда. Как прямая угроза для Беларуси Президентская избирательная кампания 2015 г. является своеобразным маркером тех трансформаций, которые сегодня происходят со стороны коллективного Запада в отношении Беларуси. Это первая избирательная компания, в которой не участвуют представители радикалов и экстремистов, которые до этого не пропускали ни одной президентской кампании. Конечно, можно сослаться на то, что сами белорусские граждане не подписались бы за подобных радикалов. Однако если посмотреть на толерантность белорусов в «раздаривании» подписей различным претендентам — со спичем, «чтобы была конкуренция», — то причина провала радикалов оказывается совершенно в другом. Если сравнивать президентские компании 2010 и 2015 гг., то в глаза может сразу броситься разительное отличие в количестве активистов этих самых оппозиционных кандидатов. Если за Ярослава Романчука от ОГП в 2010 г. собирали подписи 1461 человек, то за Анатолия Лебедько от той же ОГП, но в 2015 г. собирало уже менее тысячи лиц. Налицо резкое падение количества активистов в среднем на треть. Причина такой ситуации кроется в отсутствии достаточного количества средств для создания группы с требуемым для нормального сбора подписей количеством человек. Подобные тенденции можно проследить и с другими оппозиционными инициативными группами. Данная стратегия использовалась прозападными силами фактически с 1996 г., однако так и не принесла ожидаемых успехов. Средства, вкладываемые в радикалов и экстремистов, в конечном счете, привели к их маргинализации до уровня диссидентов. Белорусская же политическая модель использовала подобные вызовы как факторы внутренней мобилизации системы. Белорусское государство наоборот укреплялась, а внешние санкции в отношении ее элит, сплачивали последних, что создавало эффект посвященных в элитный орден не въездных в страны коллективного Запада. Ситуация стала изменяться после 2011 года, и особенно на фоне украинского кризиса и роли Минска в организации переговорной площадки по его урегулированию. Запад окончательно определил для себя перспективу дальнейшего финансирования госпереворотов в Беларуси как достаточно рискованную для собственной безопасности, затратную и не приносящую плодов. Усталость от нереализованности политических действий, идеологическая подавленность, взросление, появление у поколения 1990-х ответственных социальных ролей привело к тому, что достаточно большая его часть ушла из активной политики, тем самым оголив структуры радикалов. Подобные изменения не могли быть незамеченными западными экспертами и донорами. В частности, Балаш Ярабик в конце 2014 г. выступил с программной статьей по Беларуси. В ней автор констатирует, что «в то время как в столице большая часть витрин украшена в советском стиле, на самом деле реальность вышла за пределы риторики». Далее автор уточняет: «Минск, в частности, переживает переходный период, который влияет на каждый аспект жизни горожан, начиная инфраструктурой и заканчивая отношением к переменам». Все подобные особенности белорусов Ярабик выразил в формуле «традиционной Беларуси нужны постепенные перемены». «Западная политика должна быть принципиальна, но прагматична. Беларусь не показывает никакого желания присоединиться к ЕС, но Минск все еще открыт для модернизации, и реформы продолжаются. Сохраняя свою озабоченность по поводу прав человека и демократии, ЕС должен сосредоточить внимание на тех секторах, где она реально может добиться реформ, которые будут реализованы». «Без принятия мер по устранению поляризации и принятию постепенных реформ Беларусь только открывает возможности для роста влияния Русского мира [читай интеграции в ЕАЭС, ОДКБ и Союз Беларуси и России — П.П.]». Запад не потерпит никакой геополитической альтернативы и готов идти на любые финансовые издержки для установления северно-атлантической монополии на Европейском континенте, органической частью которого является и Беларусь. Как видно, постепенные перемены в образе жизни, массовом сознании среднестатистического белоруса являются основным предметом трансформаций для западных НКО в Беларуси. Поэтому и неудивительно, что с 2011 г. многократно увеличилось количество некоммерческих инициатив, финансируемых западными донорами культурной, образовательной, волонтерской, аналитической, научной направленности. В Беларуси усилилась деятельность целых кластеров НКО, которые в себе выработали целые социальные лифты, позволяющие отбирать наиболее полезные кадры. В то же время устаревшие формы работы пробелорусских НКО (РОО Белая Русь, БРСМ, ФПБ и др.) являются риском для общества, ибо могут обрекать эти структуры на участь ВЛКСМ или КПСС. Подобная ситуация является уже апробированной на Пиренейском полуострове во второй половине 1950-х — 1970-х гг. Ее свидетель, немецкий философ Ханс Ульрих Гумбрехт назвал подобные процессы «диктабландой» (в слове «диктатура» был вычленен корень «тура», означающий «строгий, суровый, жесткий», и заменен антонимическим корнем «бланда», обозначающим мягкость. «Диктабланда» — это «мягкая диктатура» последнего десятилетия Франко, когда политическую систему трансформировали изнутри). С одной стороны, более эффективная идеологическая работа с населением проводится неформальными организациями. В обществе создаются модные образы поведения и мышления, тренды, образцы, примеры, которые являются противоположными тем основам, на которых базируется политическая система. Особенно эффективно это удается продвигать через культуру и искусство. Гумбрехт замечает: «Специфическая для диктабланды конфигурация контроля сверху и определенной терпимости к неполитической оппозиции сделали возможными те эстетические жесты, которые превратили литературу и живопись в прислужниц [левой] политической ортодоксии». Не правда ли, ситуация очень похожа на белорусский аналог? Только в Беларуси эстетика оказалась во многом на службе либеральной, евроатлантической системы. Рост разного рода неформальных организаций с либеральной идеологической начинкой и культурной направленностью деятельности от галереи «Ў» до различных изданий (Большой, Таймер и др.), интернет-ресурсов (City-dog, KyKy.org) и др. не может не настораживать, ибо включает в свою деятельность все большее количество активной молодежи страны. Например, повальное распространение антинаучных трудов из серии «Неизвестная история» Анатолия Тараса и им подобных, подрывающих основы белорусской модели развития, через государственную сеть магазинов «Белкнига», либо засилье в виртуальном пространстве байнета антигосударственных и антибелорусских ресурсов, имеющих практически монопольное положение в информационном обеспечении, является как минимум попустительством, а может, и целенаправленным саботажем части элит. Это можно опять сравнить из части воспоминаний Ханса Ульриха Гумбрехта: «Марксистская литература или, например, антифранкистская история гражданской войны Хью Томаса продавались из-под прилавка, но у продавца можно было спрашивать о наличии этих книг». За 25 лет независимости у нас выросло достаточно большое число представителей, готовых отказаться от модели социального государства. И как ни прискорбно это, но подобные представители присутствуют и в органах государственной власти. Как не вспомнить того же Гумбрехта, который описывает как консервативную социально-экономическую франкистскую модель трансформировали свои же очень преданные представители организации «Opus Dei», а также правительственные технократы. Они под флагом «стремления к улучшению профессионального уровня» меняли ценности среднего класса, а под ширмой «модернизации», изменили хозяйственный уклад испанцев и укоренили капиталистические прозападные отношения. К сожалению, подобные идеи а-ля «Чалый» и его экономика на пальцах сегодня распространены в некоторых кругах экономических элит.
Эти четыре смысловые столпа белорусская диктабланда сможет нести через систему прозападных НКО, а также различного рода систем повышения квалификации белорусских госслужащих. И все институты для этого уже созданы. Западу осталось только дать сигнал на их использование и запуск операции «Диктабланда» в Беларуси. И как итог мы можем получить отказ от традиции белорусской модели развития, внедрение западных, либеральных, чуждых белорусам ценностей, политических и социально-экономических систем уже следующими поколениями белорусских руководителей. В этом раскладе Беларусь может скатиться до уровня страны демографического донора и внутренней колонии Запада, а также конфликтной буферной зоны, части санитарного кордона на границе ЕС и России. Нашей стране уготована участь геополитического маргинала, потерявшего свою субъектность и ставшего объектом международных отношений. В итоге мы имеем все шансы стать мировой периферией а-ля Молдова или Латвия. От того, будет ли сохранена преемственность, белорусская традиция государственности, зависит сохранение независимости, самостоятельности и геополитической субъектности Беларуси. В 2016 год мы, скорее всего, войдем с новым отношением к нам коллективного Запада. Пока в программе кандидата номер 1 нет намеков на какие либо системные трансформации и отказ от ценностей белорусской модели развития. Однако белорусская политическая модель должна быть готова реагировать на новые неявные и скрытые вызовы и угрозы собственному существованию. Белорусскому руководству нужно уже сегодня создавать стратегию поведения в новых условиях. И прежде всего следует заняться модернизацией и «белоруссизацией» собственного гражданского общества, взять на вооружение новые методы идеологической и общественной работы, а также разработать новую активную пробелорусскую политику в сети интернет. Комментарии
2016-11-25 14:32:04
Адриан
№ 1562404
Запад это масонская сеть, постоянная цель которой унифицировать мир, т.е. сделать его монополярным, против чего борется Россия, Китай, Индия, лат. Америка и др. Унифицированный мир не только скучный однообразный мир, со стертыми особенностями каждого уникального народа, с разрушением его бесценной культуры, но и, наконец, тоталитарный. В этом мире хозяева могут делать, что им вздумается. Например, планомерно уничтожать "лишнее" население. Насаждать правду, которая ложь (Орвелл, "84") и т.д. Как в С.Протоколах: "будет верховенство закона, а законы будем писать мы." Т.е. любое беззаконие можно будет назвать законом. Как гомосвадьба уже сегодня. Упаси Бог от этого!
|