САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Вильнюс и Варшава приносят в жертву литовских поляков

Вильнюс и Варшава приносят в жертву литовских поляков

« Назад

21.03.2016 14:07

Вильнюс и Варшава приносят в жертву литовских поляков

«Ассимиляции - нет!», «Защитим наших детей – наше будущее!», «Аккредитации школ для национальных меньшинств – да!» - под такими лозунгами 17 марта в Вильнюсе прошла демонстрация преподавателей и учащихся местных польских школ, протестовавших против уничтожения под видом реорганизации школьного образования на польском языке.

«Мы, родители учеников школ национальных меньшинств… выступаем против националистической и дискриминационной политики столичных властей в отношении образования для национальных меньшинств. Сегодня мы защищаем нас и наших детей», - заявила Рената Цитацкая, глава Родительского форума польских школ Литвы.

«Мы возмущены тем, как с нами обходятся литовские власти… Они придерживаются двойных стандартов, когда одни школы получают право аккредитации, а другие нет», - подчеркнула Татьяна Коженевская, представитель Комитета защиты школы имени польского поэта Владислава Сырокомли.

Протестующие поляки высказались в защиту не только польских, но и русских школ в Вильнюсе (школа им. Л. П. Карсавина, школа им. А. С. Пушкина, школа «Атейтес»).

Выступления протеста поддержала политическая партия «Избирательная акция поляков Литвы» во главе с депутатом Европейского парламента Вальдемаром Томашевским. Эта партия блокируется с русскими общественными организациями в противодействии ассимиляционной политике Вильнюса. На выборах в сейм Литвы в 2008 году и на выборах в Европарламент в 2009 году «Избирательная акция поляков Литвы» включила в свой избирательный список представителей Русского альянса. На местных выборах 2011 года партия вновь вошла в союз с Русским альянсом.

Сегодня численность польской диаспоры в Литве - 200 тысяч человек (данные 2011 года). Свою историю диаспора ведёт со времен Речи Посполитой, когда Литва находилась под властью польской короны. Самым польским считается Шальчининкайский район Литвы: поляки составляют там 80% населения. В Вильнюсе - почти 19%.

Литовские власти взяли курс на ассимиляцию всех национальных меньшинств, поляков в том числе. Под угрозой штрафа полякам запрещено размещать двуязычные таблички в местах компактного проживания, а их фамилии насильно переделываются на литовский лад: Мицкевич превращается в Мицкевичюса, Малиновский – в Малинаускаса. Даже при приватизации земли в «польских» районах поляки подвергаются дискриминации.

79% поляков Литвы считают польский своим родным языком (данные переписи 2011 г.). В 1990-х более 20 тыс. польских детей обучались на польском языке, но уже в 2012 г. их стало меньше - 13 тысяч. На 2016 год точных данных нет, но по всем признакам польский язык продолжает вытесняться. Власти утверждают, что сокращение польских школ продиктовано соображениями экономии, но на нужды частных литовских гимназий деньги находятся.

Депутат сейма Польши Роберт Винницкий, лидер партии «Народное движение», так охарактеризовал ситуацию: «Этой проблеме уже 25 лет. Стратегическая цель Польши в отношении Литовской Республики поставлена неверно. Цель Литовской Республики – литуанизация польского меньшинства…Эту цель литовское государство ставило перед собой в межвоенный период, и эта же цель остаётся для него главной после 1991 года… Литовская Республика успешно занимается литуанизацией поляков уже 25 лет, а Польша никак на это не реагирует».

Винницкий назвал это предательством со стороны Варшавы и призвал польское правительство перейти в диалоге с Литвой на язык ультиматумов.

Вместо этого проправительственные СМИ в Польше (Nowa Europa Wschodnia, Gazeta Рolska Codzienna и др.) начали атаку на В. Томашевского и «Избирательную акцию поляков Литвы». Не обошлось и без навешивания на польских активистов в Литве ярлыков «агентов Кремля».

Представитель Национального совета развития при президенте Польши и советник министра иностранных дел Пшемыслав Журавский вель Граевский выразил официальную точку зрения Варшавы. «Те из поляков, кто требует прервать отношения с Литвой до тех пор, пока она не признает права литовских поляков, совершают грех против Польши», - заявил он. Впрочем, это не самое резкое его заявление. Ранее в адрес польских соотечественников с востока (кресовян) он высказывался так: «В каждой нации хватает глупцов. Хорошо, что люди, которые называют себя кресовянами, не управляют Польшей».

Варшава жертвует интересами литовских поляков, рассчитывая создать на Балтике вместе с Вильнюсом антироссийский союз и возглавить его. Литовских поляков обрекают стать жертвой ассимиляторской политики, проводимой властями Литвы по отношению к национальным меньшинствам. В 1989 году в Литве проживало 285 тысяч поляков, сейчас – на 85 тысяч меньше. С такими темпами поляки в Литве скоро станут этнографической диковинкой и их будут показывать в заповедниках.

 

Фонд стратегической культуры



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
18.04.25

Несмотря на то, что Белоруссия – это партизанский край, в постсоветский период с привлечением всех возможных Интернет-ресурсов (а до попытки государственного переворота в Республике Беларусь в 2020 году – даже на страницах легально продаваемых в киосках СМИ – «Народнай воли» и др.), распространяемых книг (Илья Копыл «Война. Небышино» и др.) силами бело-красно-белой прозападной оппозиции активно проводится компания по дискредитации партизанского движения, перекладывания вины за массовое уничтожение белорусского населения с оккупантов на партизан.

17.04.25

2024 год в Республике Беларусь проходил под знаком 80-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков – было реконструировано и обновлено множество мемориальных и музейных комплексов, памятников и мемориальных досок, создано несколько новых памятных мест. Эта работа продолжилась и в 2025 году.

16.04.25

В каком смысле консервативная идеология может войти в состав идеологии российского и белорусского государства? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не в признании человека религиозным и греховным существом, не как идеологии охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному принципу, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев.

07.04.25

Начиная с 2024 года в Республике Беларусь проходит масштабная подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая носит общегосударственный, общенародный характер. Ситуация в этом отношении в Белоруссии разительно отличается не только от постсоветских государств, где взяли верх откровенные реваншисты, идейные наследники колаборантов, участвовавших в войне на стороне фашистской Германии – на Украине, в Прибалтике, но и в других странах, сохраняющих память о войне, но не проводящих торжества такого масштаба.

07.04.25

Когда Ленин умер, то Священный Синод Русской православной церкви принял заявление, в котором выражалось «искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идею всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ… Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru