САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Вячеслав Дианов: Интеграция должна идти из низов к верхам

Вячеслав Дианов: Интеграция должна идти из низов к верхам

« Назад

15.03.2019 16:42

Декабрьские переговоры президентов Александра Лукашенко и Владимира Путина в Москве придали и без того непростым отношениям участников Союзного государства поистине драматическую остроту. В публикациях некоторых мировых, российских и белорусских СМИ, в социальных сетях звучали и продолжают звучать алармистские нотки: Россия, мол, вот-вот поглотит, присоединит Беларусь. Особую истерию в этом направлении проявляет Украина - как на официальным, политическом уровне, так и в многочисленных пропагандистских средствах массовой информации.

Но как обстоят дела на самом деле? Какова будет реакция белорусского общества на новые шаги в «движении навстречу друг другу» России и Беларуси (по выражению пресс-секретаря российского президента Пескова)? Да и какими они будут, эти шаги? Что ждёт Беларусь?

«Политринг» и Дискуссионный клуб «Диалог» предлагают начать открытый обмен мнениями по этой важнейшей теме. К участию приглашаются политики, эксперты, журналисты, лидеры общественного мнения, представляющие весь политический спектр республики.

На этот раз мы побеседовали с Вячеславом Диановым.

- Какие ожидания от официального Минска в Москве? Ожидают ли «углубленной интеграции» в состав России или же реального построения Союзного государства, каким оно задумывалось 20 лет назад? Или же какие-то другие варианты интеграционных процессов ожидаемы в Кремле? Интересует ваше мнение.

- Ожидания, а, вернее сказать, притязания Москвы в отношении интеграционных процессов предсказать сложно, да и это на данном этапе неблагодарное занятие. Стоит понимать, что единой и утвержденной новой политики в отношении Беларуси не существуют. А существует модель взаимодействия, которая выработана между нашими странами за долгие годы сосуществования и кооперации. Сейчас ни Беларусь, ни Россия не готовы подвергнуть ревизии данную систему взаимодействия, существующую уже практически 30 лет. Поэтому, скорее всего, нас ожидает долгая перманентная интеграция, с небольшими шажками на встречу идеалам, заложенным ранее в союзном договоре.

- Как вы думаете, что произойдет в реальности? Затягивание процесса со стороны Минска в или усиление давления со стороны Москвы? Или наоборот Москва будет затягивать процесс? Какие результаты стоит ожидать, в течение 2019 года? Какая судьба ждет нефтяной грант, льготную цену на газ, льготные условия экспорта белорусского продукции на российский рынок, российские кредиты, российские военные объекты?

- Я думаю, что в течение 2019 года ровным счетом ничего глобального не произойдет. Как всегда, будут небольшие пертурбации в двусторонних отношениях. Но природа этих микроконфликтов, лежит не в геополитической плоскости, а в взаимодействия наших государств в рамках рыночной экономики. За каждыми двумя шагами вперед к интеграции, стоит ожидать шаг, а то и два назад. Поэтому ждать того, что что-то кардинально изменится, не стоит. Если будет необходимо, то президенты двух держав встретятся, в оперативном порядке обсудят все вопросы и урегулируют то, о чем не могут договорится чиновники из правительства.

- Какие реформы потребуются реализовать Беларуси? Какие слои общества могут стать инициаторами этих реформ или же поддержать их?

Реформы как раз-таки и не нужны. А нужна модернизация и унификация в различных сферах - в первую очередь, в общественной и экономической. На данном этапе до сих пор не решен вопрос роуминга GSM коммуникаций - естественно, что в рамках Союзного государства роуминга быть не должно. Также остро стоит вопрос сертификации и стандартизации: нам необходимо вырабатывать общие стандарты и ГОСТы.  До сих пор нет ни одной программы студенческого обмена и академической мобильности между нашими странами. Поэтому, если об общей конституции, парламенте и общей валюте договориться пока нереально, стоит сосредоточится на более приземленных и волнующих население вопросах. Это те сферы и те позиции, где внедрить унифицированные стандарты и союзные правила игры можно безболезненно и оперативно. Как только союз станет для граждан обоих государств удобен, интересен и понятен, тогда и начнутся настоящие перемены. Исключительно всегда надо опираться в вопросах интеграции, да и в целом, на массы и только на массы. Без мудрости народа, только на волюнтаризме - союза не построить.

- Как далеко продвинется реформа политической системы Республики Беларусь? Видите ли вы возможные изменения в роли и функции президента, парламента, политических и общественных организаций?

Как я уже отмечал: только когда будет запрос низов на союз, тогда, и только тогда, верхи подстроятся под чаяния масс.  Пределам модернизации и унификации нет, вплоть до создания единого национального государства. Но для этого надо пройти долгий и кропотливый путь. Гадать какие функции будут у власти, и фантазировать на этот счет  - бесполезно. Если эти изменения наступят, то они будут естественны и ожидаемы. Сейчас же польза от этих фантазий - никакая. Можно сто раз повторить слово «мёд», но слаще от этого не станет. Так и тут, без притязаний народа, без запроса на интеграцию, без глубинной унификации жизненно важных сфер - вместо полноценной интеграции нас будут ожидать только редкие декоративные шаги, не влияющие на состояние реальных дел.

- Какие особенности белорусского государственного устройства, общественного уклада, культурной жизни интеграция не затронет?

- Если мы пойдем по пути модернизации и унификации, то в ближайшее время интеграция не затронет все основные политические институты и механизмы. Именно политическая интеграция нас ждет в самом конце, но никак не в начале.

- Стоит ли проводить ли президентские выборы досрочно в 2019 году, или же в 2020, но предварительно поправив избирательное законодательство в сторону большей «демократизации»? Или же оставить все как есть?

- Ну, в сторону «демократизации» ясно ничего менять не стоит. Чем заканчивается «демократизация» мы прекрасно видим по примеру Украины: потеря территорий и гражданская война.

Поэтому сейчас менять ничего не стоит. Времени осталось уже не так много. Нет смысла сейчас делать необдуманные поступки, которые могут привести к реальным ошибкам. Трансформация политической системы это вам не фунт изюму.  Тут нельзя торопиться и нельзя перекраивать все за пару лет. История уже знавала такие быстрые изменения и как правило, ни к чему хорошему они не приводили. «Шоковая терапия» Беларуси явно не нужна.

politring.com



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
20.02.25

Никакой дополнительной белорусизации, а тем более «позитивной дискриминации» не нужно, потому что эти два наших родных языка всегда идут рядом. И в школе программа обучения позволяет полностью овладеть белорусским языком и культурой – у меня была прекрасная учительница, и школьных навыков мне с избытком хватило для использования белорусского языка в жизни. Так они и должны идти – вместе, рука об руку, так и следует поступать, когда русское и белорусское слово рядом, а никак не пытаться противопоставлять белорусский язык русскому, усугубляя ситуацию сочинением и внедрением какой-то абракадабры на поспешно сконструированной и непонятной белорусам «латинице».

18.02.25

Многие политики и политологи в России и Беларуси впали в экстаз от прихода Трампа к власти в США. Вместо того чтобы признать крах всей своей политической деятельности в постсоветский период, ориентированной на принятие в семью коллективного Запада и всерьез задуматься о том, как выходить из этой неприятной ситуации, хватаются за палочку-выручалочку в виде Трампа, который, дескать, разрешит все проблемы (отменит санкции против наших стран, закончит войну на Украине в интересах России, покончит с русофобией в США и Европейском союзе, восстановит традиционные ценности). Можно сказать, что сегодня нет больших политических иллюзий, чем иллюзии трампизма в головах многих политиков. Остановимся на основных иллюзиях трампизма.

14.02.25

Один из великих гениев человечества, первый представитель народов незападного мира, ставший лауреатом Нобелевской премии мира по литературе, индиец Рабиндранат Тагор в сентябре 1930 года посетил Россию и написал ряд философско-исторических очерков о стране Советов, в которых раскрыл историческое значение Русской революции как для российского народа, так и для всего человечества. Мысли великого индийца не только не потеряли своей актуальности для современной России, но и приобретают фундаментальный характер для всего современного мира в плане понимания того, какой должна быть счастливая жизнь человека, ничего общего не имеющая с поклонением идолу мамоны.

14.02.25

5 февраля 2025 года президент Российской Федерации В.В. Путин внёс в Государственную Думу Федерального собрания РФ проект закона о ратификации  Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о гарантиях безопасности в рамках Союзного государства, который был подписан президентами А.Г. Лукашенко и В.В. Путиным 6 декабря 2024 года на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства в Минске.

11.02.25

Выборы 2025 года стали самыми спокойными и конструктивными за последнее время. Но будут выборы 2030 года и другие. Наши враги готовятся к ним уже сейчас. Хорошо, что в 2020 году эти попытки сорвал сильный национальный лидер. А что будем делать, когда его не будет? Или будем дожидаться, пока кто-то с дрожащими руками в аналогичной ситуации капитулирует перед улицей и подпишет очередное «отречение» под давлением иностранных «посредников»?

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru