САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Вячеслав Дианов: Интеграция должна идти из низов к верхам

Вячеслав Дианов: Интеграция должна идти из низов к верхам

« Назад

15.03.2019 16:42

Декабрьские переговоры президентов Александра Лукашенко и Владимира Путина в Москве придали и без того непростым отношениям участников Союзного государства поистине драматическую остроту. В публикациях некоторых мировых, российских и белорусских СМИ, в социальных сетях звучали и продолжают звучать алармистские нотки: Россия, мол, вот-вот поглотит, присоединит Беларусь. Особую истерию в этом направлении проявляет Украина - как на официальным, политическом уровне, так и в многочисленных пропагандистских средствах массовой информации.

Но как обстоят дела на самом деле? Какова будет реакция белорусского общества на новые шаги в «движении навстречу друг другу» России и Беларуси (по выражению пресс-секретаря российского президента Пескова)? Да и какими они будут, эти шаги? Что ждёт Беларусь?

«Политринг» и Дискуссионный клуб «Диалог» предлагают начать открытый обмен мнениями по этой важнейшей теме. К участию приглашаются политики, эксперты, журналисты, лидеры общественного мнения, представляющие весь политический спектр республики.

На этот раз мы побеседовали с Вячеславом Диановым.

- Какие ожидания от официального Минска в Москве? Ожидают ли «углубленной интеграции» в состав России или же реального построения Союзного государства, каким оно задумывалось 20 лет назад? Или же какие-то другие варианты интеграционных процессов ожидаемы в Кремле? Интересует ваше мнение.

- Ожидания, а, вернее сказать, притязания Москвы в отношении интеграционных процессов предсказать сложно, да и это на данном этапе неблагодарное занятие. Стоит понимать, что единой и утвержденной новой политики в отношении Беларуси не существуют. А существует модель взаимодействия, которая выработана между нашими странами за долгие годы сосуществования и кооперации. Сейчас ни Беларусь, ни Россия не готовы подвергнуть ревизии данную систему взаимодействия, существующую уже практически 30 лет. Поэтому, скорее всего, нас ожидает долгая перманентная интеграция, с небольшими шажками на встречу идеалам, заложенным ранее в союзном договоре.

- Как вы думаете, что произойдет в реальности? Затягивание процесса со стороны Минска в или усиление давления со стороны Москвы? Или наоборот Москва будет затягивать процесс? Какие результаты стоит ожидать, в течение 2019 года? Какая судьба ждет нефтяной грант, льготную цену на газ, льготные условия экспорта белорусского продукции на российский рынок, российские кредиты, российские военные объекты?

- Я думаю, что в течение 2019 года ровным счетом ничего глобального не произойдет. Как всегда, будут небольшие пертурбации в двусторонних отношениях. Но природа этих микроконфликтов, лежит не в геополитической плоскости, а в взаимодействия наших государств в рамках рыночной экономики. За каждыми двумя шагами вперед к интеграции, стоит ожидать шаг, а то и два назад. Поэтому ждать того, что что-то кардинально изменится, не стоит. Если будет необходимо, то президенты двух держав встретятся, в оперативном порядке обсудят все вопросы и урегулируют то, о чем не могут договорится чиновники из правительства.

- Какие реформы потребуются реализовать Беларуси? Какие слои общества могут стать инициаторами этих реформ или же поддержать их?

Реформы как раз-таки и не нужны. А нужна модернизация и унификация в различных сферах - в первую очередь, в общественной и экономической. На данном этапе до сих пор не решен вопрос роуминга GSM коммуникаций - естественно, что в рамках Союзного государства роуминга быть не должно. Также остро стоит вопрос сертификации и стандартизации: нам необходимо вырабатывать общие стандарты и ГОСТы.  До сих пор нет ни одной программы студенческого обмена и академической мобильности между нашими странами. Поэтому, если об общей конституции, парламенте и общей валюте договориться пока нереально, стоит сосредоточится на более приземленных и волнующих население вопросах. Это те сферы и те позиции, где внедрить унифицированные стандарты и союзные правила игры можно безболезненно и оперативно. Как только союз станет для граждан обоих государств удобен, интересен и понятен, тогда и начнутся настоящие перемены. Исключительно всегда надо опираться в вопросах интеграции, да и в целом, на массы и только на массы. Без мудрости народа, только на волюнтаризме - союза не построить.

- Как далеко продвинется реформа политической системы Республики Беларусь? Видите ли вы возможные изменения в роли и функции президента, парламента, политических и общественных организаций?

Как я уже отмечал: только когда будет запрос низов на союз, тогда, и только тогда, верхи подстроятся под чаяния масс.  Пределам модернизации и унификации нет, вплоть до создания единого национального государства. Но для этого надо пройти долгий и кропотливый путь. Гадать какие функции будут у власти, и фантазировать на этот счет  - бесполезно. Если эти изменения наступят, то они будут естественны и ожидаемы. Сейчас же польза от этих фантазий - никакая. Можно сто раз повторить слово «мёд», но слаще от этого не станет. Так и тут, без притязаний народа, без запроса на интеграцию, без глубинной унификации жизненно важных сфер - вместо полноценной интеграции нас будут ожидать только редкие декоративные шаги, не влияющие на состояние реальных дел.

- Какие особенности белорусского государственного устройства, общественного уклада, культурной жизни интеграция не затронет?

- Если мы пойдем по пути модернизации и унификации, то в ближайшее время интеграция не затронет все основные политические институты и механизмы. Именно политическая интеграция нас ждет в самом конце, но никак не в начале.

- Стоит ли проводить ли президентские выборы досрочно в 2019 году, или же в 2020, но предварительно поправив избирательное законодательство в сторону большей «демократизации»? Или же оставить все как есть?

- Ну, в сторону «демократизации» ясно ничего менять не стоит. Чем заканчивается «демократизация» мы прекрасно видим по примеру Украины: потеря территорий и гражданская война.

Поэтому сейчас менять ничего не стоит. Времени осталось уже не так много. Нет смысла сейчас делать необдуманные поступки, которые могут привести к реальным ошибкам. Трансформация политической системы это вам не фунт изюму.  Тут нельзя торопиться и нельзя перекраивать все за пару лет. История уже знавала такие быстрые изменения и как правило, ни к чему хорошему они не приводили. «Шоковая терапия» Беларуси явно не нужна.

politring.com



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
01.10.24

18 сентября 2024 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, которая обязывает израильский режим прекратить незаконную оккупацию палестинских территорий. Основанием для принятия резолюции ГА ООН стало более раннее решение Международного суда ООН, согласно которому присутствие Израиля на оккупированной палестинской территории признано незаконным. Суд определил, что Израиль должен освободить данные территории, прекратить незаконную поселенческую деятельность израильского государства на палестинских землях и выплатить репарации за причиненный ущерб.

30.09.24

Важно понимать, что русский мир – это большая цивилизация и родина не только русских в целом (русских, белорусов и украинцев), но и других народов, проживающих совместно с русскими – коренных народов России (чеченцев, татар, якутов и др.), а теперь и уже осевших в России таджиков, узбеков, киргизов), поэтому от того, как мы наш русский мир обустроим, насколько комфортно будет жить в нём русским и другим народам, будет зависеть и наша жизнь, и жизнь будущих поколений.

27.09.24

Все договорённости в энергетической сфере с ЕС крайне ненадёжны, что прекрасно понимают не только в России и Китае, но и в государствах Глобального Юга. В любой момент эти соглашения могут быть нарушены под самыми надуманными предлогами, если ЕС и США посчитают это для себя выгодным или необходимым для выкручивания рук по навязыванию той или иной политической и международной позиции зависимых от них стран.

27.09.24

Русский Западный фронт готовился к наступлению в мае-июне 1916 года. В марте же стояли крайне неблагоприятные погодные условия: сильные оттепели чередовались с ночными морозами, мокрый снег — с дождём, что превращало озёрный болотистый край в практически непроходимую местность.

23.09.24

Об Украине сегодня говорят много. Но во всех этих разговорах нет главного. Нет понимания того, в чем причина нынешнего украинского кризиса. Обычно аналитики останавливаются на поверхностно-событийной стороне этой проблемы или увлекаются далекими историческими аналогиями для объяснения природы возникшего противостояния в Украине. Все это далеко от действительного понимания политической и экономической реальности сегодняшней Украины.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru