« Назад 16.10.2022 00:00 В статье «Религиозная и псевдорелигиозная символика, размещенная в урочище Куропаты» дано заключение специалиста о законности размещения религиозной символики в пригороде Минска - Куропатах. Были собраны сведения о священных изображениях, законности их установки и качества содержания. В работе приведены конкретные факты нарушения законодательства и церковных канонов. Актуальность работы заключается в том, что в РБ Генеральной прокуратурой проводится расследование о геноциде белорусского народа, открыты новые факты уничтожения мирного населения в годы Великой Отечественной войны в Минском районе. В связи с этим необходимо пересмотреть концепцию размещения религиозной символики в урочище Куропаты. Данное исследование носит консультативную направленность и может быть использовано для принятия конкретных решений. Урочище Куропаты – молодой лесной массив под Минском в северо-восточном направлении. В народе это место называли Сергеева гора или урочище Брод. Пока достоверно не установлено, откуда пошло название Куропаты. Есть мнение, что местные жители, которые катались здесь на лыжах зимой, называли его условно «Карпаты», что в народном говоре могло преобразоваться в Курпаты, Куропаты. Существует другая версия: во время немецко-фашистской оккупации немцы, чтобы не вызывать подозрений у евреев, которых перевозили в качестве обслуги и переводчиков на восточные территории, называли места расстрела ненужных после поражения под Москвой переводчиков благовидными названиями. Немецкий корень «Kur-» имеет значение курорт от «kurs» - «курс лечения». Вторая часть – Pater – это наименование священника в западной традиции, т.о. Курпатэ юден [2] назвали «курортное» место, пребывание в котором должно было спонсироваться неким духовным лицом. Люди, ехавшие в этот «санаторий патера», не должны были ни о чем подозревать. Если эта версия верна, то уже в самом названии можно увидеть кощунство, когда завоевывают расположение и доверие, используя понятия, которые ассоциируются с лицами, имеющими священный сан. В нашей публикации мы будем использовать два варианта названия – Сергиева гора и Куропаты. Сегодня Куропаты являются территорией историко-культурной ценности 1-ой категории. Начиная с конца 80-х в урочище Куропаты, где были обнаружены массовые захоронения, не санкционированно размещают религиозную символику, приглашают представителей разных конфессий для проведения богослужений во время массовых мероприятий или просто для совершения заупокойной службы. По версии, изложенной 3 июня 1988 года в газете «Літаратура і мастацтва» «Куропаты – дорога смерти», искусствоведа Зенона Позняка и инженера-конструктора Евгения Шмыгалева в урочище Куропаты были останки жертв ежовщины. Сразу после публикации была организована кампания, направленная на сакрализацию этого места. В БССР не было крупных захоронений расстрелянных НКВД. Несмотря на то, что расследования Военной прокуратуры не подтвердили факт расстрелов НКВД в урочище Куропаты, а вещественные свидетельства говорили о том, что в этом месте в годы ВОВ убивали привезенных из Европы евреев, евреев из Минского гетто, в том числе женщин и детей, продолжала нагнетаться информационная истерия о массовых жертвах сталинского периода. [6; 9] Символично, что при раскопках среди найденных золотых предметов не было обнаружено ни оного католического или православного нательного крестика, только два медальона с католическим изображением Девы Марии, что косвенно свидетельствует о конфессиональной принадлежности расстрелянных. [6] Это были евреи. Религиозная символика, размещенная в урочище Куропаты, представлена католическими четырехконечными и православными восьмиконечными крестами. Еврейская религиозная символика изображена лишь на небольшом памятнике – это «щит Давида» (ивр. מָגֵן דָּוִד), звезда Давида. Памятник установлен в урочище американским еврейским фондом «Джоинт» (American Jewish Joint Distribution Committee «Американский еврейский объединенный распределительный комитет»). Надпись на белорусском и еврейском языках на памятном знаке следующая: «Нашим единоверцам иудеям, братьям по святым книгам – христианам и мусульманам, жертвам сталинизма. От белорусских евреев». Сразу скажем, что никакой мусульманской религиозной символики в урочище Сергиева гора пока нет. Мы считаем, что кроме необоснованного утверждения о том, что в данном месте имеются захоронения расстрелянных в период ежовщины осужденных, в этом надписи на памятном знаке содержится противоречащее православному учению утверждение о том, что иудеи, мусульмане и христиане всех конфессий – это братья по священным книгам. Кроме Ветхозаветного Священного Писания, канон которого у разных конфессий разнится, существует отдельное для каждого вероисповедания толкование, а также особое Предание, основанное на Ветхозаветных книгах. Более того данный знак устанавливался без согласования с представителями традиционных конфессий РБ, поэтому упоминание братьев христиан и мусульман неуместно. Следует отметить, что большинство православных крестов в Куропатах поставлены не только без благословения правящего архиерея, но и людьми, не имеющими никакого отношения к православию. Например, особую активность в установлении крестов проявил Дмитрий Дашкевич – националист, оппозиционер, открыто выступавший против действующей власти. [3] Кресты устанавливали без должного благоговения, без совершения положенного молебна и кропления святой водой, не учитывая того, что они должны быть расположены в соответствии со сторонами света. На крестах много лет размещалась нацистская символика в виде бело-красно-белых флагов и герба «Погоня». Многие из них со временем падали, валялись на земле. Некоторые были так вкопаны в землю, что создается впечатление, что они перевернутые, т.к. верхняя часть больше нижней. Кресты размещены около небольших ям или холмиков по всей территории урочища даже там, где не было обнаружено никаких захоронений расстрелянных немцами евреев. Дело в том, что некоторые из этих ям – это бывшие огневые точки, которые использовались для расстрела людей или контроля местности. Большие ямы – это землянки-тюрьмы, где содержали привезенных евреев несколько дней до расстрела. Это не могилы, чтобы на них ставить кресты. [6] Отдельно коснемся креста Вацлава Ластовского, установленного в урочище Сергеева гора Автокефальной Церковью Беларуси, как ее представители себя называют. В апреле 2016 года в Куропатах была размещена крестообразная скульптурная композиция памяти Вацлава Ластовского. Крест был поставлен без разрешения и согласования с Министерством культуры и местными властями. Заказчиком данного проекта является Виктор Евмененко. Изображенные на кресте гербы «Погоня» образца 1943-1944 гг., языческие руны и прочие не допустимые на распятии символы могут рассматриваться как оскорбление чувств верующих, а также нарушают белорусское законодательство, запрещающее нацистскую символику. Изображение герба «Погоня», использовавшейся белорусскими коллаборантами на оккупированной территории в годы Великой Отечественной войны, размещено в верхней части креста с его лицевой стороны. Второе — ниже барельефа Ластовского, оно выгравировано на металлической пластине. Отличительной особенностью такого герба «Погоня» является поднятый вверх хвост лошади и изображение на щите двойного шестиконечного т. н. Лотарингского креста. В соответствии со Статьей 1 Главы 1 Закона Республики Беларусь от 14 мая 2021 г. № 103-З О недопущении реабилитации нацизма: «нацистская символика и атрибутика – флаги, гимны и иные музыкальные произведения, атрибуты униформы, свастики, эмблемы, символы, вымпелы, значки и другие отличительные знаки или их копии, использовавшиеся Национал-социалистской рабочей партией Германии, Национальной фашистской партией Италии, другими государственными, военными и иными структурами либо организациями, сотрудничавшими с такими структурами на оккупированной территории СССР в годы Второй мировой войны…». В данном случае на кресте В. Ластовскому в двух местах размещены изображения, являющиеся нацистской символикой. Кстати, сам Ластовский был расстрелян в Саратове. Непонятно, почему его изображение на православном кресте разместили в Куропатах? В этом урочище много крестов, на табличках которых написаны имена тех, кто на самом деле захоронены в других местах. В 2019 году в урочище Сергеева гора были установлены 8 крестов в память о якобы расстрелянных там польских военных. Эти кресты были размещены не там, где были расстрелы евреев и их захоронения, а немного в стороне. Никаких доказательств того, что в урочище Сергиева гора расстреляны поляки, нет. Спонтанно в Куропатах создается польское кладбище, где начинают совершать богослужения представители Белорусского Костела, туда водятся несанкционированные экскурсии, подаваемая на них информация не контролируется, не согласовывается властями. Это может стать причиной разжигания межнациональной и межрелигиозной розни, т.к. мнимые жертвы - лица польской национальности, а следовательно, католического вероисповедания. С другой стороны, наблюдаются попытки сделать из Куропат место проведения совместных богослужений с представителями разных конфессий, что также нарушает православные каноны, которые запрещают молитвенное общение с представителями других вероисповеданий. Само оформление урочища, где имеет место эклектика религиозной символики, может вводить в заблуждение посетителей, как бы свидетельствуя о том, что православные, католики и иудеи здесь вместе совершают общие богослужения, значит, никаких нарушений нет. Но мало кто знает, что в большинстве случаев, например, православную символику, да и большую часть католической размещали без согласования с официальными представителями этих конфессий. Еврейский памятный знак был размещен не местными еврейскими общинами, а американским фондом. Надпись на нем не согласована. В 2020 году мы в Беларуси столкнулись с разделением общества из-за того, что несколько десятков лет молодежь получала недостоверную информацию из разных источников, отсутствовала цензура. Одним из мест, где проходили мероприятия по накачиванию ненависти и вражды были Куропаты. В данном случае мы наблюдаем не только героизацию нацизма, отрицание геноцида белорусского народа, что на сегодняшний день является нарушением закона, но и оскорбление чувств верующих, попрание священных изображений, а также создание несанкционированного места для проведения незаконных массовых мероприятий с участием духовенства незарегистрированной религиозной организации – Автокефальная Белорусская церковь, которая освящает кресты, размещает религиозную православную символику без благословения Белорусского экзарха, что также нарушает Каноническое право и является прозелитизмом, может стать причиной церковных нестроений и даже раскола. [8] Государственные власти, согласно белорусскому законодательству, обязаны защищать права верующих и запрещать противоречащую закону деятельность незарегистрированных религиозных организаций, к которым относится Автокефальная Белорусская церковь. Но установленная ею символика до сих пор находится на территории Сергиевой горы. На краю урочища в нарушение церковных канонов о том, что священные изображения не должны быть попираемы, на камнях, валяющихся прямо на земле, нарисованы иконографические изображения святых, Богородицы и Иисуса Христа, на некоторых написаны цитаты из св. Писания. В дождливую погоду и в слякоть они в грязи, пока не скошена трава – закрыты грязной травой. В этом месте бегают бездомные животные, в окрестностях выгуливают собак. Те, кто свозили в это место камни со священными изображениями, должны были предусмотреть эти обстоятельства. Также нами были выявлены случаи кощунственного отношения к Священному Писанию. Несколько раз нами были зафиксированы случаи, когда в Куропатах в прямом смысле слова валялась на земле промокшая под дождем вся в грязи Библия. Мы считаем, что верующие люди не допустили бы такого отношения к святыням, тем более, если бы религиозная символика устанавливалась с благословения правящего архиерея, проходила все согласования местных органов самоуправления, получала разрешение исполкома и одобрение общественности и местных жителей, сохранялась в надлежащем виде. В Куропатах наблюдается попытка одиозными личностями создать культовое место, но т.к. они сами не являются людьми верующими и воцерковленными, то вольно-невольно, используя религиозную символику не по назначению, без должного благоговения, оскорбляют чувства верующих. Одному из объектов в Куропатах все эти годы воздавалось почти религиозное поклонение. Это так называемая скамейка Клинтона. В 1994 году американский президент посетил Беларусь. Во время своего короткого визита он успел освятить своим присутствием скамейку, на которой посидел несколько минут. На месте, где сидел Клинтон, прямо на скамейке потом был размещен кружок, украшенный листьями, похожими на лавровые. Это место особо почиталось. К скамейке носили живые цветы, венки, перед ней возжигали лампады. В 2001, 2005, 2009 годах скамейку разрушали неизвестные, два раза ее обновляли. В 2019 года скамью Клинтона развалили окончательно. Теперь на бетонных развалинах написаны неприличные высказывания в адрес американского экспрезидента. Мы считаем, что целью тех, кто устанавливал кресты в Куропатах, было создать иллюзию народного религиозного почитания. Согласно социологическим опросам Православная Церковь в РБ пользуется высоким уровнем доверия среди народа. К сожалению, оппозиционные деятели, так и не получив поддержки официальных представителей Белорусского экзархата, пытаются использовать православную символику в своих целях. Надеемся, что местные власти Минского района решат эту проблему и размещенная незаконно религиозная символика будет убрана. Юлия Чирва, специалист теолог-религиовед, преподаватель иностранного языка, корреспондент газеты «Вечерний Могилев» Беларусь, г. Могилев. 1.Адамушко В. И., Иванова Н.В. Помилуйте. Электронный ресурс: https://imwerden.de/pdf/adamushko_ivanova_pomilujte_dokumenty_po_repressiyam_v_vilejskoj_oblasti_1992__ocr.pdf (время доступа 25. 09. 22). КомментарииКомментариев пока нет
|