САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ О единстве культур Белой и Большой Руси.

О единстве культур Белой и Большой Руси.

« Назад

15.07.2023 00:00

Янка Купала, настоящее имя Иван Доминикович Луцевич (1882, Виленская губерния - 1942, Москва), белорусский поэт, переводчик, драматург, публицист. Родился в белорусской католической семье. Родители были обедневшие белорусские шляхтичи. Дед поэта арендовал землю у Радзивилов, но был ими изгнан с родных мест. Этот факт лёг в основу купаловской драмы «Раскіданае гняздо» («Раскиданное гнездо»).

В 1909-1913 годах поэт учился в Санкт-Петербурге на подготовительных общеобразовательных курсах А. Черняева, затем в 1915 году - в Московском народном университете А. Л. Шанявского. 

После революции Янка Купала пережил польскую оккупацию Минска, в котором остался жить до Великой Отечественной войны. В годы войны его патриотическим стихотворениям присуща антифашистская направленность. Уехав в ходе эвакуации из Минска, Янка Купала обосновался в Печищах,  населённом пункте недалеко от Казани. 

Его труды были высоко оценены Советской властью - народный поэт БССР (1925), Академик АН БССР (1928) и Академик АН УССР (1929). Лауреат Сталинской премии  первой степени (1941), награждён орденом Ленина.

Может возникнуть вопрос, почему бывший шляхтич, родившийся в католической семье, связал свою судьбу с Великой (Большой) Россией, Советским Союзом, а не с католической Польшей. Думаю, это, прежде всего, произошло ввиду родства, даже единства культур, народов Белой и Большой Руси.  

Как известно, территория Беларуси в древности была заселена славянорусскими племенами. В большей степени союзом племён кривичей, ареал расселения которых – Витебская, Могилёвская, Минская и Гродненская области, а также российские области – Смоленская и Псковская.  В средние века на территории Белой Руси, как всем известно, располагались древнерусские княжества. Наиболее известные – Полоцкое, Туровское, Пинское, Витебское. 

С середины 13 века белорусские земли входят в состав Великого княжества Литовского, полное название которого Великое княжество Литовское, Русское, Жемайтское (Жамойтское). Что, к сожалению, малоизвестно сегодня в России. Государственным языком Княжества, как и древнерусских княжеств был русский язык того времени. 

Жемайтия территория на северо-западе современной Литвы, жемайтов славяне называли жмудью. А термин Литва мог возникнуть от наименования земель славянских племён лютичей. Лютва – Литва. Самоназвание лютичей – вильцы, велеты. Отсюда, видимо, и название города Вильно (современный Вильнюс), переданного Литовской ССР только после 1940 года, рек Вилия и Вильня, на которых стоит город. Топонимика Беларуси в подавляющем большинстве имеют русское происхождение. А ведь это тоже языковое пространство.

Первой столицей Великого княжества был город Новогрудок (Новый городок), заложенный в середине 11 века князем Ярославом Мудрым в западных землях кривичей. Ныне райцентр в Гродненской области. Старое название Гродно – Городня, такое чисто русское название. В Русской историографии 19 века Княжество часто называли Литовско-Русским государством. Наряду с Московской Русью можно говорить, полагаю, о Литовской Руси. Никого не хочу обидеть, но современная Литва крайне мало связана со средневековым Великим княжеством. Это скорее, полагаю, современное воплощение Жемайтии.

К 15 веку в Великом княжестве Литовском, Русском и Жемайтском сформировался западнорусский литературно-письменный язык, на котором было написано множество текстов 15-16 веков – Статуты (Сборники законов), Трибунал Великого княжества, иные государственные и юридические документы.
Известный в Беларуси просветитель Франциск Скорина, уроженец Полоцка, трудившийся в 16 веке, издавал свои книги на русском языке того времени. Униатский архимандрит 17 века Атаназий Селява, обращаясь к православным, писал: «Перед унией (Брестской церковной унией 1596 года) был Скорина, еретик-гусит, который для вас печатал в Праге книги по-руски». Один из наиболее известных трудов Скорины называется «Библия руска». В хрониках Университета г. Падуя на севере Апеннинского п-ва, где он продолжил обучение, Г. Ф. Скорину именуют русином. Не белорусином, не великорусином, а именно русином. 

Наставником детей русского царя Алексея Михайловича, в том числе, будущего императора Петра I был Симеон Полоцкий, монах, богослов, поэт, драматург. Более 15 лет был он при московском дворе и скончался в Москве в 1680 году. Его стихотворения и поэмы вошли в сборники «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». По мнению ряда исследователей Симеон Полоцкий является главным представителем русского литературного барокко и одним из основоположников русского искусствоведения. Им написан трактат по иконописи.

С белорусскими землями Брестской области связан род Фёдора Михайловича Достоевского. В агрогородке Достоево Брестской области сегодня работает музей Достоевского, насчитывающий более 3 тыс. экспонатов.

Заключение Люблинской унии между Великим княжеством Литовским, Русским и Жемайтским и Польским королевством в 1569 году, образование федеративного государства Речи Посполитой привело к значительному подавлению западнорусской культуры Белой Руси. Польская католическая шляхта пребывала в этой русско-литовско-польской Федерации в привилегированном положении. Поэтому не случайно, как пишет белорусский историк, политолог Вадим Гигин в своей работе «Костюшко визави Суворов», крестьяне белорусских земель с воодушевлением встречали русский войска под командованием Александра Суворова в 1794 году при подавлении мятежа польской шляхты.

После вхождения белорусских земель в конце 18 века в состав Российской империи происходит подъём народной культуры Белой Руси. А в начале 20 века на белорусском литературном небосклоне появляются такие знаковые фигуры, как Янка Купала, Якуб Колас, Максим Богданович, Кондрат Крапива. И не случайно их судьбы связаны с российскими регионами.

Стоит сказать, что Максима Богдановича привёл в литературу Максим Горький, который был в родственных отношениях в его отцом - Адамом Богдановичем. Они были женаты на сёстрах Волжиных. Часто общались, живя в Нижнем Новгороде. Первые произведения юный Максим написал на нижегородской и ярославской земле. Многие поэтические и публицистические произведения Богдановича написаны на русском языке. Музеи Максима Богдановича работают в Ярославле, Ялте, где он был похоронен. Имя поэта носят улицы не только в Беларуси, но и в Нижнем Новгороде, Ярославле, Ялте.

Так что культуры Белой и Большой Руси связаны многовековым духовным и кровным единством. О нашей общей истории, культурных и духовных ценностях говорил Президент России В. В. Путин. А Президент Беларуси А. Г. Лукашенко отмечал: мы фактически единый народ. Помню его слова на встрече с российскими журналистами «Как русский человек Вам скажу…».

В современной Беларуси памяти своих великих земляков уделяется большое значение. Это отрадно, и это сохранение памяти выдающихся деятелей культуры нашего единого Отечества.

                                Андрей Антонов, Первый Вице-президент Петровской академии наук и искусств, зам. председателя Правления ВСД «Русский Лад», Секретарь  Союза писателей России



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
18.04.25

Несмотря на то, что Белоруссия – это партизанский край, в постсоветский период с привлечением всех возможных Интернет-ресурсов (а до попытки государственного переворота в Республике Беларусь в 2020 году – даже на страницах легально продаваемых в киосках СМИ – «Народнай воли» и др.), распространяемых книг (Илья Копыл «Война. Небышино» и др.) силами бело-красно-белой прозападной оппозиции активно проводится компания по дискредитации партизанского движения, перекладывания вины за массовое уничтожение белорусского населения с оккупантов на партизан.

17.04.25

2024 год в Республике Беларусь проходил под знаком 80-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков – было реконструировано и обновлено множество мемориальных и музейных комплексов, памятников и мемориальных досок, создано несколько новых памятных мест. Эта работа продолжилась и в 2025 году.

16.04.25

В каком смысле консервативная идеология может войти в состав идеологии российского и белорусского государства? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не в признании человека религиозным и греховным существом, не как идеологии охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному принципу, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев.

07.04.25

Начиная с 2024 года в Республике Беларусь проходит масштабная подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая носит общегосударственный, общенародный характер. Ситуация в этом отношении в Белоруссии разительно отличается не только от постсоветских государств, где взяли верх откровенные реваншисты, идейные наследники колаборантов, участвовавших в войне на стороне фашистской Германии – на Украине, в Прибалтике, но и в других странах, сохраняющих память о войне, но не проводящих торжества такого масштаба.

07.04.25

Когда Ленин умер, то Священный Синод Русской православной церкви принял заявление, в котором выражалось «искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идею всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ… Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru