САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Религиозные аспекты при анализе поэмы «Новая земля» Я. Коласа.

Религиозные аспекты при анализе поэмы «Новая земля» Я. Коласа.

« Назад

24.11.2023 14:32

Написание и публикация поэмы Якуба Коласа «Новая земля» приходится на период гражданского противостояния, ставшего итогом государственного переворота, как называли его сами большевики, 1917 года. Это одна из причин, почему тема, связанная с религиозными мотивами в творчестве поэта мало изучена. К сожалению, до сир пор не опубликованы исследования профессора Минской Духовной Академии, отца Сергия Гордуна на эту тему. Недавно мы имели личную беседу с матушкой отца Сергия, она сообщила, что идет подготовка к изданию его рукописей. Мы считаем, что исследования этого ученого богослова наиболее глубоко раскроют религиозную тематику в творчестве народного белорусского поэта.

Для анализа текста поэмы Я. Коласа «Новая земля» мы использовали методы текстологического и сравнительного анализа, не принимая во внимание известные филологам черновые варианты этого произведения, а также без учета биографических сведений из жизни Константина Михайловича Мицкевича, его семьи и окружения. Мы преднамеренно не использовали исследований по теме религиозные аспекты в поэме «Новая земля», чтобы максимально приблизится к позиции обывателя, который знакомится с этим произведением непосредственно. Наша цель – прочувствовать то впечатление, которое производит на простого человека сама поэма Якуба Коласа. Естественно, что на результаты данного исследования влияет мировоззренческая позиция, в данном случае христианская.

Первое, что следует участь анализе текста – это сама форма построения поэмы «Новая земля». В передаче сюжетной линии прослеживается богослужебный годовой цикл. Упоминаются основные христианские праздники – Пасха, Рождество, Спас, Илья и т.д., события привязываются не к календарным датам, а к дням поминовения святых, памятным церковным торжествам.

Очень гармонично в события обыденной сельской жизни вплетается канва природного цикла, описание пор года, расцвета и увядания, жизненные периоды животного мира. Все это характерно для Священных текстов Ветхого Завета. Мелодичность рифмы и поэтические зарисовки в поэме Якуба Коласа созвучны с библейскими поэтическими образами.  Прослеживаются прямые параллели с книгой «Псалмов» пророка царя Давида: Пс.: 8, 18, 28, 103 и 148. Можно привести аргумент, что вышеупомянутые псалмы из Священного Писания и образы природы, описанные Коласом, связаны с аграрной культурой местного населения, однако имеются прямые параллели с текстом книги «Псалмов». Автор поэмы не мог не знать Священного Писания. «Псалтырь» - это наиболее часто читаемая книга во время богослужения. Построение образов в псалмах возвышает мысли и чувства слушателей и молящихся и, как правило, завершается славословием – хвалой Богу. Восхищенный зритель описываемых Колосом картин природы тоже возвышает свою мысль. Хвала Богу не звучит прямым текстом, она подразумевается, как бы сама собой напрашивается: «Вся премудростию сотворил еси. Слава Ти, Господи, сотворившему вся» (Пс. 103, 24). 

Само эстетическое возвышение мысли и чувств уже близко к религиозному чувству. Данному феномену посвящен труд немецкого религиоведа Рудольфа Отто «Святое» (Rudolf Otto «Das Heilige»).  В нем автор выделяет такие понятия, как возвышенное, мистический трепет или страх, говоря по-русски «благоговение». Религиозное благоговение перед красотой природы, созданной Творцом, прослеживается на протяжении всего повествования в поэмы «Новая Земля». Верующий человек в душе дополнил бы некоторые четверостишья из поэмы словами 103 псалмы: «Аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже!».

В рассматриваемом нами художественном произведении упоминается о том, как дядька Антоний читает псалмы, знает их наизусть. В русской православной монашеской традиции считалось нормой знать всю книгу «Псалмов» наизусть. Да и детей учили грамоте именно по этой ней.

Мы не считаем, что прямые обращения к силам и явлениям природы являются отсылкой на поклонение им, т.е. язычеством. Такие обороты речи можно объяснить типичностью поэтических приемов и особенностями русского языка и белорусского наречия. Мы порой не замечаем этого. Например, в германской группе языков говорят: «Es regnet» (нем.), «It is raining» (англ.) -  дословно «дождит», а в славянских «дождь идет», «день наступает», «ночь приходит», «лес расступается», «природа ждет» и т.п.  Также сравнение явлений природы с бытовыми сценами из жизни людей в поэме - это не антропоморфизация, типичная для разных форм политеизма, а риторическая аллегория или известный прием в логике - доказательство по аналогии.

Хотя, если сильно постараться, можно, при желании, создать небольшой пантеон из сил природы, описанных в «Новой земле», приравняв их к неким божествам. Один раз в поэме при проклятии упоминается Перун. Есть намек на зложелательство, наверное, порчу при описании разведения пчел. Но нет ни одного упоминания про заговоры или какие-то другие магические действия, которые так любят воскрешать из небытия современные гореэтнографы, не понимая, что магия – это примитивное антинаучное верование в то, что человек может влиять на силы природы, используя определенные магические действия. Но пока, слава Богу, никто из представителей современных неоязыческих сект не попытался использовать текст поэмы «Новая земля» для формирования своего учения.

Якуб Колос не только умело передает свои чувства, но как профессиональный педагог вызывает глубокие впечатления у читателей. Единственный недостаток – трудность в восприятии используемой лексики белорусского наречия, некоторые слова могут быть непонятны даже хорошо знающему белорусский читателю.

Отдельно следует сказать о праздновании Пасхи и Рождества. Этим событиям в поэме посвящены целые главы. И в жизни крестьян эти праздники были особыми событиями, освещавшими серые трудовые будни простых людей. Важно, что описываемые колядные традиции не выходят за рамки христианского благочестия, кроме, пожалуй, гадания, которое всегда осуждалось Церковью. Как тут не вспомнить Пушкинскую Татьяну, которая «верила преданьям»…   Описание празднования Рождества и Пасхи – также тема для отдельной научной статьи, именно эти главы наиболее изучены литературоведами.

Нам интересен другой аспект. Обращает на себя внимание,  к примеру, то, что Якуб Колас ни прямо, ни косвенно не упоминает Купалье. Нет описаний вакханалий на Купалье, нигде не сказано: «на Купалье», «после Купалья», «в прошлом году на Купалье». Т.е. эти языческие мистерии не считаются важной датой в годовом цикле. Мы уже говорили о том, что двунадесятые христианские праздники являются водоразделами в годовом цикле. До сих пор в народе говорят: «будем сажать картошку после Пасхи», «после Радоницы мы ездили в гости» и т.п. Если бы рядом с описываемой в поэме местностью не было большой реки – Немана, то можно было бы объяснить отсутствие упоминания летнего языческого праздника тем, что семья Михаила не отмечала Купалье из-за отсутствия рядом водоема. Празднование Пасхи для семьи начинается за несколько дней до самого торжества, в церковь ездили за несколько десятков километров:

Бо трэба ж ім было сабрацца
Паехаць ў цэркву спавядацца

А вот на Купалье, т.е. на массовые вакханалии, они никуда не выезжали, если предположить, что день Ивана Купалы не упоминается, потому что одна семья, жившая в глуши, не могла «создать массовость».
Мы считаем, что эта тема достойна отдельного исследования. Пока выскажем свои гипотезы. Одна из причин, почему Михаил, один из главных героев поэмы, игнорирует этот день, – это глубокая религиозность. Православная Церковь и Католический Костел всегда строго осуждали Купалье. Следует глубже изучить этнографические особенности Столбцовского района. Вполне возможно, что в этой местности вообще Купалье не отмечали. Это очень интересно с точки зрения религиоведения, если автор ставил своей целью написать онтологию селянской жизни.

Еще одна отдельная тема - это духовно-нравственное становление личности в лице каждого героя поэмы «Новая земля».  Это не только возрастание и воспитание детей, но и постоянный духовный рост взрослых героев.

Важным религиозным аспектом также является типичное для религиозного сознания противопоставление добра и зла, почти каждому событию, действию и поступку дается духовно-нравственная оценка. Очень часто используются понятие грех и синонимы этого термина. Положительные герои наделены не только положительными оценочными суждениями, но и являются более умными, красивыми внешне в сравнении с отрицательными персонажами. Хотя и позитивные «асобы» не без греха, т.е. нет неестественной идеализации. Но со своими недостатками они борются, чего не делают носители «неисправимого зла», чаще всего в лице польских панов.

Также красной нитью через все произведение проходит идея о безропотном несении своего креста. Да и вся онтология – это история несения креста каждым действующим лицом. Женский крест – семья дети, крест Михаила – забота о семье, бессемейный Антоний тоже несет свой крест одиночества и помощи семье брата, несут свой крест крестьяне, которые терпят издевательства польских панов. Семья живет по «Домострою». Мы бы назвали поэму «Новая Земля» белорусским «Домостроем» в стихах. 

Женская роль у Коласа – максимально приближена к христианскому идеалу. Как Богородица, Анна молчалива, она появляется и говорит тогда, когда нужна забота, ласка, сочувствие. Обычно пишут, что о ней в поэме упоминается нечасто, но она больше всех присутствует, напоминая о себе порядком в доме, теплым хлебом и блинами, все здоровы, сыты, приласканы ее заботой, всем надо ее внимание, дети именно перед ней стараются показать свои достижения, успехи; мужчины терпят лишения, несут труды, чтобы она и дети не знали ни в чем нужды. Она не властная, не командует мужем, а поддерживает его начинания, терпеливо терпит его недостатки, осуждает наиболее тяжелые грехи. Например, укоряет его за то, что из города он может прийти пьяным, что грех угрожать пану смертью, останавливает его, когда он в гневе наказывает ребенка.

Также следует обратить внимание на исполнение христианских обрядов, которые упоминаются в поэме. Вся семья молится перед едой, судя по всему, исполняется утреннее и вечернее молитвенное правило, дети молятся пред учением и после учения, изучают Священное Писание, в благодарность за милосердие Антона люди за него «просят Бога», т.е. существует традиция молиться друг за друга, возможно, это намек на дела милосердия, когда бедные не могли оплатить труд, они обещали поминать своего благодетеля в молитвах.  Упоминается о посещении воскресных богослужений, все свято соблюдают воскресный день, не работают. 

Конфессиональная принадлежность героев поэмы – это тоже тема отдельного исследования. Если кратко: называются православные и католические священнослужители, в округе есть церковь и костел, приводятся отрывки из православных и католических молитв.

Причем нет ни одного повода для межконфессиональной вражды, кроме, пожалуй, намека на то, что у польских панов «другой Бог». В этом отношении поэма «Новая земля» может считаться документальным свидетельством о том, что на наших землях в описываемый период был относительный конфессиональный мир и терпимость, омрачаемый произволом польских панов, которые пользовались в Российской Империи особыми привилегиями.

На первый взгляд кажется, что в поэме «Новая земля» описаны исключительно христианские традиции. Большая часть упоминаний относится к православным обрядам, используется католическая терминология, есть даже элементы домашних богослужений, свойственных протестантизму, но имеются косвенные намеки и на иудейские традиции. Во-первых, доминирование ветхозаветных упоминаний и образов, строгое соблюдение воскресного дня, почти на уровне субботствования у евреев. Второе, что обращает на себя внимание -  опущен важный для белорусов день «свежования кабана»,  - кто жил в сельской местности, знает о чем речь, - возможно, чтобы не оскорблять религиозных чувств живших по соседству белорусских евреев; и самое главное – это типичное для иудеев исполнение закона ужичества, когда умирающий Михаил поручает заботу о семье своему родному брату. 

 Юлия Чирва, теолог-религиовед



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
24.07.24

Есть в истории такие события, значение которых с течением времени не только не ослабевает, но и приобретает новое насущное звучание.  К разряду таковых, несомненно, относится Северная война и Полтавская битва, которая окончательно переломила ход противоборства Русского царства и Шведского королевства. Король Швеции Карл XII намеревался превратить Балтийское море в шведское озеро, после чего вместо короля титуловаться императором.

23.07.24

18-19 июня 2024 года в Москве прошло 49-е заседание Всемирного координационного совета российских соотечественников. Как всегда, эти дни были насыщенными, но наибольшее впечатление на меня произвело посещение Музея Победы на Поклонной горе, организованное для нас Департаментом по работе с соотечественниками МИД России. Отдельная благодарность за это российскому дипломату Т.Н.Митиной.

22.07.24

«Славянский базар» несмотря на все злопыхательства жив, успешно развивается и совершенствуется, являясь культурной площадкой, объединяющей не только народы Белоруссии и России, но и других стран славянского мира, а также и многих других народов, стран и континентов.

22.07.24

Отдел внешней политики МИД КНДР 30 июня 2024 года опубликовал официальное сообщение под названием «Будем и дальше прилагать значительные усилия в целях сдерживания актов, нарушающих мир и стабильность на Корейском полуострове и планете». 

22.07.24

26 июня 2024 года Кобринский районный совет депутатов принял решение о переименования в городе Кобрине «улицу Калиновского» в «улицу Петра Машерова». Надеемся, что местные советы и других городов республики поддержат патриотический почин кобринских депутатов, и имя польского шляхтича-террориста навсегда будет стёрто с карты Республики Беларусь.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru