« Назад 13.01.2025 15:27 В июле 1990 года Верховный Совет Белорусской Советской Социали-стической Республики принял Декларацию «О государственном суверените-те БССР». В ней был провозглашен полный государственный суверенитет Белорусской ССР. Это политическое событие определило содержание первой фазы экономического цикла суверенной Беларуси, который охватывал период времени с 1991 по 1995 гг. В октябре 1990 г. в двух номерах газеты Советская Белоруссия» была опубликована моя статья под названием «Вместе или врозь», где была сделана попытка описать те проблемы, с которыми столкнутся все без исключения экономики республик, ранее входивших в состав единого народнохозяйственного комплекса Советского Союза. Преступное разрушение СССР привело к глубочайшему системному кризису в постсоветских странах. В пропасть стала падать и экономика Рес-публики Беларусь: резко стал уменьшаться объем производства ВВП; увеличился дефицит государственного бюджета; стремительно росли цены; выросла внешняя задолженность. Все это поставило народное хозяйство Республики Беларусь на грань обвала. В 1995 г. по сравнению с 1990 г. объемы производства сократились: ВВП — на 34,7%, продукции промышленности — на 38,6, продукции сельского хозяйства — на 26,4, товаров народного потребления — на 40,4, инвестиции в основной капитал — на 61, реальные денежные доходы населения — на 38%. Индекс потребительских цен за пять лет вырос в 44 тыс. раз. Вклады населения практически исчезли, катастрофически снижался уровень жизни населения. В связи с разрывом хозяйственных связей сильно пострадали крупнейшие предприятия, большая часть продукции которых шла на экспорт. Белорусские экономические локомотивы («Атлант», «МТЗ», «МАЗ», «БелАЗ», «Горизонт», «Витязь») были на грани банкротства. Отрицательное сальдо экспорта и импорта товаров достигло 16,8%. Во всех республиках бывшего СССР, взятых вместе, к 1995 году спад в производстве ВВП составил почти 50%. Такое падение производства не наблюдалось даже в годы великой депрессии в США. Воистину можно говорить о рукотворной великой постсоветской депрессии. Главная причина — разрушение СССР, его единого народнохозяйственного комплекса. Понадобилось приложить поистине титанические усилия для того, чтобы отойти от пропасти. И вот нашелся человек с железной волей, который направил движение экономики в позитивное русло. На выборах Президента 1994 года победил Александр Лукашенко. В такой ситуации наш Президент и его команда сплотили народ и стали программировать социально-экономическое развитие Республики Беларусь. Первая программа обсуждалась и была принята на первом Всебелорусском народном собрании, которое состоялось 19-20 октября 1996 года. На этом историческом собрании присутствовал и автор строк. Прошло оно под девизом «Только народ вправе решать свою судьбу!». На этом форуме обсуждалась и была принята «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 годы» под лозунгом «ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОПАСТИ: ОТ ХАОСА К СОЦИАЛЬНО СПРАВЕДЛИВОМУ ПОРЯДКУ!». В первой Программе были определены основные контуры перспективной модели экономики страны. Стратегической целью социально-экономических преобразований стало повышение жизненного уровня белорусского народа с постепенным приближением его благосостояния к уровню высокоразвитых европейских государств. Белорусская модель была определена как социально ориентированная рыночная экономика, сочетающая преимущества современного высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и эффективной социальной защиты граждан. В ней выделены следующие стратегические приоритеты: наращивание экспортного потенциала; строительство жилья; производство продовольствия. Большое значение для решения проблем в белорусской экономике имело второе Всебелорусское народное собрание (18 мая 2001 г.), прошедшее под лозунгом «ЗА СИЛЬНУЮ И ПРОЦВЕТАЮЩУЮ БЕЛАРУСЬ!». Его участники сконцентрировали свое внимание на дальнейшем социально-экономическом развитии общества. На нем была принята вторая «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы». В её основе лежала стратегия развития на период до 2020 года. Исходя из целей и задач на второе пятилетие были определены приоритеты: формирование эффективной системы здравоохранения; активизация инновационной и инвестиционной деятельности; наращивание экспорта товаров и услуг; дальнейшее развитие жилищного строительства. Основные макроэкономические показатели Программы на 2001-2005 годы были выполнены. Особо можно отметить 2003 год, когда был превзойден уровень 1990 года по производству ВВП. Ровно 13 лет понадобилось, чтобы преодолеть экономический спад. В 2003 году ВВП России по сравнению с 1990 г. был равен 79,2%, Украины — 53,3%, Молдовы — 42,2%, Литвы — 88%, Латвии — 78,8%. Барьер 1990 г. из постсоветских республик преодолели только Беларусь и Эстония. Социально-экономические результаты выполнения Программы соци-ально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы были проанализированы на третьем Всебелорусском народном собрании (2-3 марта 2006 г.) и были приняты Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы. Лозунг программы «СОЗДАНИЕ ГОСУДАРСТВА ДЛЯ НАРОДА!». В третьей «Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2010 годы» дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития за 2001–2005 годы, отражено положение Республики Беларусь в мире, определены цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития страны на 2006-2010 годы. Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы была — дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей. Из неё вытекали такие приоритеты: всестороннее гармоничное развитие человека; формирование эффективной системы здравоохранения; инновационное развитие национальной экономики; наращивание экспортного потенциала страны; развитие агропромышленного комплекса; развитие малых и средних городов; жилищное строительство. Основная цель социальной политики в пятилетии была определена, как дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения. Социально-экономические результаты реализации основных положений третьей белорусской пятилетки были проанализированы 6-7 декабря 2010 года в г. Минске на четвертом Всебелорусском народном собрании, где была принята Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы. Лозунг программы «К НЕЗАВИСИМОЙ, СИЛЬНОЙ И ПРОЦВЕТАЮЩЕЙ БЕЛАРУСИ!». В четвертой Программа дается оценка социально-экономического развития Республики Беларусь в 2006-2010 годах; анализируется положение Республики Беларусь в мире; рассматриваются внешние и внутренние факторы экономического развития; определяются цели, задачи, основные направления, приоритеты и ожидаемые результаты социально-экономического развития национальной экономики на 2011 – 2015 годы. Определены следующие приоритетные направления: развитие человеческого потенциала; предпринимательство и инициатива; инновационное развитие и структурная перестройка экономики, создание новых наукоем-ких, высокотехнологичных производств; рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли; устойчивое раз-витие регионов; качественное и доступное жилье; эффективный агропро-мышленный комплекс. Социально-экономические результаты реализации основных положений четвертой белорусской пятилетки были проанализированы 22 и 23 июня 2016 года в г. Минске на пятом Всебелорусском народном собрании, где была принята Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 — 2020 годы. Лозунг программы «ВМЕСТЕ — ЗА СИЛЬНУЮ И ПРОЦВЕТАЮЩУЮ БЕЛАРУСЬ!». В пятой Программе дана оценка социально-экономического развития страны в предыдущем периоде, определены цели, задачи, приоритеты, ос-новные направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития в 2016-2020 годах. Главная цель развития страны определена, как повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособно-сти экономики, привлечения инвестиций и инновационного развития. Для реализации цели были выделены следующие приоритеты: инвестиции; за-нятость; экспорт; информатизация; молодежь. В 2020 году Республика Беларусь подверглось серьезному испытанию. Руководство стран ЕС и США сделало попытку совершить в Беларуси цветную революцию, однако народ во главе с нашим Президентом выстоял. Вместе с Россией мы победили. Шестое Всебелорусское народное собрание состоялось 11–12 февраля 2021 года. Оно прошло под девизом «Единство. Развитие. Независимость!». На всенародном форуме были проанализированы результаты выполнения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, приняты Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы. В шестой Программе дана оценка достижениям социально-экономического развития за 2016–2020 годы, отражено положение Республики Беларусь в мире, определены цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития страны на 2021–2025 годы и меры по их реализации. Основная цель программы была — обеспечение стабильности в обществе и роста благосостояния граждан за счет модернизации экономики, наращивания социального капитала, создания комфортных условий для жизни, работы и самореализации человека. Ее основные приоритеты: счастливая семья; сильные регионы; интеллектуальная страна; государство. Большой вклад наш Президент вносит в развитие Евразийского эконо-мического союза. Республика Беларусь с 1 января 2025 г. в третий раз при-нимает председательство в органах Евразийского экономического союза. В этой связи Александр Лукашенко в качестве Председателя Высшего Евра-зийского экономического союза направил обращение к главам государств — членов Евразийского экономического союза. Членам союза предложено определить основные приоритеты в наступившем году. В целях укрепления плодотворного интеграционного взаимодействия государств — членов Союза предлагается определить основные приоритеты, которые должны оказаться в центре общего внимания в наступившем году. Среди них: развитие технологий; повышение уровня продовольственной безопасности; завершение формирование единого транспортного пространства; выравнивание условий осуществления хозяйственной деятельности; активизация взаимодействия государств - членов ЕАЭС в области цифровой трансформации. В обращении нашего Президента большое внимание уделено 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, предложено объединить усилия, направленные на обеспечение мира и борьбу с нацизмом, который снова становится угрозой для всего человечества. Сказанное позволяет мне для себя сделать вывод о том, что наиболее достойным претендентом на пост Президента Республики Беларусь является Александр Лукашенко. Он обладает всеми компетенциями Президента в на-шей стране, как политик, экономист, психолог и человек, обладающий же-лезной волей и огромным мужеством. Поэтому я буду голосовать за него. Валерий Янчук, доцент ВГУ им. П.М. Машерова, канд. экон. наук. КомментарииКомментариев пока нет
|