САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Иван Громов: «Библия для народа» – памяти первопечатника Василия Кореня!

Иван Громов: «Библия для народа» – памяти первопечатника Василия Кореня!

« Назад

28.02.2020 16:09

С некоторых пор в Белоруссии появилась тенденция искать национальных героев, что называется, на стороне. Преимущественно в европейском направлении. И даже творчеству представителей истинно русской культуры пытаются придать чуждый оттенок. 

Как это проделали с западнорусским первопечатником Георгием Скориной, которого упорно называют Франциском, а присутствующее в исторических документах имя Георгий, трактуют как опечатку, либо неверный перевод. Хотя известно, что доктора в те времена, а Скорина был не только первопечатником но и доктором, вступая в профессиональное сообщество брали себе псевдонимы, по аналогии с тем, как духовных лиц наделяют другим именем, подчеркивая их рождение для новой жизни. 

Достоверность сказанного видна уже только из отчества Скорины, который, как известно, был – Лукич. Согласитесь, Георгий Лукич ложится на слух совершенно естественно, в отличие от Франциска Лукича. К слову, в интернет-пространстве можно встретить любопытное движение за то, чтобы белорусы произносили свое имя без отчества. Дескать, использование отчества это пережиток патриархальной России и «один из компонентов русификации». При этом, «непомнящие родства» блогеры ссылаются как раз на Франциска Скорину, имя которого сегодня нигде с отчеством не  употребляется.

Василий Корень 1

Недавно в Государственном музее истории белорусской литературы состоялось уникальное по своему содержанию мероприятие – выставка, посвященная другому белорусскому первопечатнику Василию Кореню. Правда, по нынешним веяниям, о которых было сказано выше, русского человека (к слову, в России Василия называют не иначе как русским первопечатником) в белорусской искусствоведческой среде упорно именуют Васiлем Коранем. Хотя, сам Василий творил на старорусском языке и вероятно очень удивился бы, прочитав свое имя в такой, определенно неведомой ему, интерпретации.  

Василий Корень 2

Сегодня, пожалуй, нет белоруса, которому было бы неизвестно имя Скорины и лишь единицы знают о Корене. Василий родился в г. Дубровно (ныне Витебская область) около 1640 года. В юности он переехал в Русское царство, где стал резчиком-гравером деревянных форм с которых делались оттиски для книг, а с 1671 года жителем Москвы, где окончательно сложился как мастер. 

Василий Корень 3

Василий Корень жил много позже Скорины, в конце 17 века, но также по праву считается первопечатником потому, что сделанное этим мастером в числе артели и дошедшее до наших дней произведение – «Библия для народа», отличалось от трудов Скорины и по подаче материала, и в том, что касается среды для которой книга предназначалась. Так, если Скорина печатал библию преимущественно в тексте и для обученного грамоте высшего света (аристократии и духовенства), то библия Кореня рассчитана на простых людей и сделана соответственно в доступной для неграмотного народа иллюстрированной форме – лубка. Важно также отметить, что Василий Корень творил в родном отечестве, в то время как Георгий Скорина работал преимущественно в странах Европы.

Василий Корень 4

Первооткрывателем Библии Кореня является москвичка Антонина Сакович – один из крупнейших знатоков русской народной картинки и гравюры, которая еще в 80-х годах прошлого столетия передала в Белоруссию результаты научных исследований по биографии и трудам Кореня. Но на родине легендарного первопечатника до сих пор нет его музея, ни даже памятника. Хотя, Библия Кореня в реконструкции московского художника-графика Виктора Пензина, который 10 лет восстанавливал шедевр по аутентичной технологии, есть в музеях Ватикана, Мексики, Испании и конечно России – единственный оригинальный экземпляр Библии хранится в отделе редкой книги Государственной публичной библиотеки имени М.Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.
    
Почему же так вышло, что Скорина стал культурным светочем белорусов, а Корень предан забвению? Не потому ли, что Василий работал в Москве под своим русским именем? К сожалению, все, что как то связано с Россией в современной Белоруссии затушевывается. Параллельно культивируется убеждение, что у молодой белорусской республики особая, не имеющая к понятию Русского мира история, хотя суверенитет государства всегда определялся уровнем экономического развития страны, а не культурно-исторической уникальностью. Стоит ли удивляться, что у памятника Александру Пушкину в центре Минска вандал выкрасил кисти рук в красный цвет. Как говорится «что посеешь, то пожнешь».

На вопрос об идеологии белорусского государства, глава республики, как правило, отвечает уклончиво. Дескать, она еще не сформировалась. А стоит ли изобретать новую систему ценностей, если у нас уже  есть та, что проверена временем, которая тысячелетиями шлифовалась нашими предками и является ядром национального генетического кода белорусов? 

Биография Василия Кореня яркое тому свидетельство. Белорусский мастер, раскрывший свой талант на московской земле, разве не демонстрирует единство общерусской культуры. К слову, Корень, также как и предшествовавший ему Скорина, творил на старорусском языке, и содержание его произведений доступно сегодня каждому носителю русского языка в той же мере, как и современникам мастера.  

Василий Корень 5

Будем надеяться, что в Белоруссии, наконец, воздадут заслуженные почести великому первопечатнику Василию Кореню и его имя привычно зазвучит при упоминании таких легендарных соотечественников как Георгий Скорина, Иван Федоров и Петр Мстиславец.



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru