САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Андрей Стариков: Транзит раздора: Латвия и Литва вынуждены сражаться за Беларусь

Андрей Стариков: Транзит раздора: Латвия и Литва вынуждены сражаться за Беларусь

« Назад

17.10.2016 07:58

Андрей Стариков: Транзит раздора: Латвия и Литва вынуждены сражаться за Беларусь

Страны Балтии теряют российский транзит. Конкуренция за оставшиеся грузопотоки обостряется. Лакомым куском становится Белоруссия, за которую Вильнюс и Рига готовы вести нешуточную борьбу. Переориентация на себя белорусского транзита становится для Латвии вопросом среднесрочного выживания.

Российское руководство ставит перед крупнейшими перевозчиками политическую задачу – «покинуть Прибалтику». С 2020 года отечественные грузы должны идти мимо прибалтийских портов. Компания «Транснефть» уже успела отчитаться перед государственным начальством. «До 2018 года, в ближайшие годы, мы сократим грузопоток в район Прибалтики до нуля. Будем загружать свои порты, поскольку есть профицит мощностей», – сообщил глава оператора магистральных нефтепроводов России Николай Токарев на встрече с президентом Путиным в сентябре. Для Латвии потери от кремлёвского решения переориентировать грузы на внутренние порты составят порядка миллиарда евро. Транзит через прибалтийскую республику на 80% российский.

Работники портов, железнодорожной отрасли, члены их семей – а это минимум 85 тыс. жителей республики – ощутят последствия напрямую, на собственном кошельке.

Москва давно пересмотрела своё отношение к прибалтийскому направлению, некогда обладавшему de facto монополией на транзит нефти и нефтепродуктов в Европу. Сокращение морских и железнодорожных перевозок из России ползучими темпами идёт всё последнее десятилетие. Причина не в каком-то там кризисе, не в падении цен на углеводороды, которыми прибалты стараются объяснить убытки портов и железных дорог. Российский грузопоток через страны Балтии редел и при 140 долларах за баррель, и до всяких санкций, тогда как объёмы грузоперевалок отечественных морских гаваней все эти годы исправно росли. Всё дело в холодной и выверенной стратегии Кремля, задача которой – перестать наконец кормить недружественные государства. «Скоро вся экспортная нефть пойдёт через наши порты – ничего прибалтам не оставим», – говорил ещё в 2002 году Владимир Путин, открывая первые нефтеналивные терминалы в Приморске. Сегодня Москва играет финальный аккорд «транзитного марша», под который российские грузы покидают Прибалтику.

За 8 месяцев этого года грузооборот порта Вентспилс снизился на 21%, Рижского порта – на 10,8%, порта Лиепая – на 0,4%. Не многим лучше обстоят дела у эстонцев: грузооборот таллинской морской гавани за январь-август сократился на 8,2%.

Председатель правления Latvijas dzelzceļš Светлана БергЗа девять месяцев нынешнего года по латвийским железным дорогам было перевезено на 19,6% меньше грузов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Нефти и нефтепродуктов – на 24,3% меньше. «В этом году геополитическая и экономическая ситуация, как и международная конкуренция, особенно неблагоприятны, потому ведётся активная работа с партнёрами из России и Белоруссии, направленная на сохранение существующих и привлечение новых грузов», – прокомментировала ситуацию председатель правления Latvijas dzelzceļš Светлана Берг.

Соседи тянут одеяло на себя. За январь-август государственная литовская железнодорожная компания Lietuvos gelezinkeliai, напротив, увеличила грузопоток: +0,8%. Прекрасно осознавая, куда дует ветер, литовские железнодорожники приняли ряд решений по оптимизации тарифов при перевозке транзитных грузов в направлении Калининграда. Грузооборот порта Клайпеда, в свою очередь, за январь-август подрос на 3,4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

На поприще внешнеполитической борьбы с восточным соседом страны Балтии выступают единым фронтом. Когда же вопрос касается денег – европейских ли или идущих из России, – в дружественной прибалтийской семье начинаются ссоры, интрижки, борьба личных интересов.

Мэр Вентспилса Айварс Лембергс«Литва осуществляет абсолютно криминальную политику в отношении платы за инфраструктуру и перевозки. Для Калининграда тарифы сильно завышены, соответственно, дотируются дешёвые транспортные расходы на Клайпеду. Поэтому Клайпеда предоставляет как будто бы более выгодные условия и пока развивается. Но это не будет вечно, такой подход в долгосрочной перспективе недопустим в Евросоюзе», – жалуется на соседей мэр латвийского портового города Вентспилса Айварс Лембергс.

Решение «Транснефти» уйти первым делом наносит удар по Латвии. На других прибалтийских республиках переориентация российских нефтяных потоков отразится опосредованно. Через ту же Клайпеду нефтепродукты из РФ не транспортируются вовсе, а успехи литовцев всецело зависят от белорусских грузов: транзит белорусских нефтепродуктов через Литву в первом полугодии 2016 года увеличился в 2,2 раза. Между тем, потеря российской нефти резко обостряет внутриприбалтийскую борьбу в других направлениях и сегментах грузооборота.

Переориентация на себя белорусского, китайского и казахстанского транзита становится для прибалтов вопросом среднесрочного выживания. Драка за грузы намечается жаркой.

Латвия уже приступила к активной работе на белорусском направлении. В рамках Белорусской транспортной недели Минск и Рига подписывают соглашения по единому тарифу в латвийско-белорусском транзитном коридоре. За последние месяцы белорусские делегации дважды посещают с визитом Рижский порт. Латыши сигнализируют белорусам о том, что готовы идти на уступки в переговорах.

Вильнюс тоже занимается «рекламой» и обсуждает «конкурентоспособность Клайпедского порта в условиях кризиса среди стран Балтии», косо поглядывая на соседей-латышей. В конце сентября в литовском портовом городе состоялась конференция «Примеры развития, вызовы, тенденции и достижения морских портов», где, помимо прочего, проектировалась грядущая битва с Латвией за Китай. Говорили и о рисках потерять Белоруссию.

Камнем преткновения в литовско-белорусских отношениях остаётся вопрос атомной электростанции, строящейся в 18 километрах от города Островца Гродненской области. Президент Грибаускайте и приближённые к ней «ландсбергисты» призывают прекратить работы, бойкотировать «грязную» электроэнергию. Тема БелАЭС становится одним из лейтмотивов парламентской гонки в Литве. Понятно, что «крестовый поход» Вильнюса против белорусской атомной электростанции изрядно раздражает официальный Минск, на чём и намерены сыграть латыши в борьбе за транзит. Правда, пока у Литвы и Белоруссии достаточно успешно получалось отделять политику от бизнеса.

rubaltic.ru



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru