САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Алексей Балиев: «Многовекторный» контекст нефтегазовой политики Минска

Алексей Балиев: «Многовекторный» контекст нефтегазовой политики Минска

« Назад

20.01.2017 19:05

Алексей Балиев: «Многовекторный» контекст нефтегазовой политики Минска

Решение властей Белоруссии повысить тарифы на транзит российской нефти показывает, что в спорах с Москвой по газу и нефти они на поиск компромиссов не настроены. Не сбросить со счетов и то, что оно состоялось в период всё более активного политико-экономического сближения Белоруссии с Евросоюзом в целом и входящими в него странами-соседками. Так, в 1-м квартале с.г. в ЕСпланируется отменить ограничения на импорт белорусских химволокон/нитей и изготовленных из них тканей. В стоимости экспорта Белоруссии в ЕС эта продукция составляет значительную долю – около 25%. Между тем на 85-90% эта продукция изготавливается именно из российского нефтегазового сырья.

Это дает новоявленным друзьям РБ из Евросоюза пропагандистский повод для обвинений: дескать, Белоруссия – новая «жертва» Москвы. Ибо, сокращая поставки белорусам нефти и сохраняя высокими цены на свой газ, Россия ограничивает развитие белорусского экспорта в регион ЕС. А это, в свою очередь, повод для нового витка антироссийских настроений в руководстве Евросоюза.

Это все же – полбеды. Главное, что огорчает: острота российско-белорусских разногласий по нефтегазовым вопросам не идет на спад. Федеральная антимонопольная служба РФ и Министерство антимонопольного регулирования и торговли Белоруссии пока так и не смогли договориться о тарифах на транзитную перекачку российской нефти в наступившем году. В соответствии с оговоренными ранее условиями в таком случае стоимость нефтеранзита вырастет на уровень официального прогноза российской инфляции в 2017-м – 4% плюс дополнительные 3%, итого – 7%.

Напомним, что власти РБ еще в конце ноября прошлого года предупредили о планах повысить  тариф на прокачку нефти по белорусским трубопроводам на 20,5%. Российская «Транснефть» такое повышение сочла чрезмерным и начала переговоры с белорусской стороной. Но, повторим еще раз, договориться не удалось. В итоге с 1 февраля тариф на перекачку тонны нефти по магистральным трубопроводам ОАО «Гомельтранснефть-Дружба» по маршруту Унеча (Брянская область РФ) – Адамова Застава (белорусско-польская граница в Брестской области Белоруссии) увеличится с 267,32 до 287,90 российского рубля; по маршруту Унеча – Южная Белоруссия – Броды (Львовская область Украины) – с 114,82 до 123,66 рубля. То есть тарифы по этим маршрутам вырастут примерно на 7,7%. А не на 7%, если исходить из упомянутой оговоренной модели.

transneft-shema

Обращает на себя внимание также то, что тарифно-нефтетранзитные решения Минска косвенно вынуждают РФ нарастить транзит нефти через литовские и латвийские порты. Поясним почему. При осуществлении расчетов в иностранной валюте за транзит тонны нефти в системе «Полоцктранснефть-Дружба» тариф по маршруту Невель (Псковская область РФ) – Полоцк – ОАО «Нафтан» (белорусский нефтехимический комплекс в Новополоцке) составит 35,16 российского рубля; Унеча – Полоцк – ОАО «Нафтан» – 134,96 рубля; Унеча – Мозырь – ОАО «Мозырский НПЗ» (это – транспортная артерия в системе «Гомельтранснефть–«Дружба») – 61,36 рубля. То есть по этим направлениям транзита тарифы повышаются минимум на 7,5%. Но вот примечательная деталь: в направлении через «Полоцктранснефть-Дружба» на порты и НПЗ Литвы и Латвии тарифы по нефтяному транзиту в Белоруссии не меняются.

Таким образом, чтобы не нести лишние убытки, РФ вынуждают прибегнуть к литовским и латвийским портам. Последним это выгодно, но для Москвы это не оптимальный вариант, поскольку с начала 2000-х Россия сокращает нефтетранзит через страны Балтии в пользу российских артерий и портов в Северо-Западном и Причерноморском регионах РФ, за последние 10 лет объем этого транзита в целом сократился более чем наполовину. Ситуация тупиковая, ибо часть транзитных нефтяных маршрутов еще в 1960-х – начале 1980-х гг. проложена из России через Белоруссию именно к прибалтийским портам. Впрочем, выход есть, но он связан, как ясно из вышеприведенной калькуляции, с дополнительными расходами. Такие вот «интересные» последствия удорожания белорусского транзита для «Транснефти».

Важно разобраться в этом раскладе еще и потому, что до 95% объема трансбелорусского нефтетранзита приходится на российскую нефть. Названные транзитные расценки будут действовать с 1 февраля по 31 марта с.г. включительно. Что и как будет в дальнейшем – пока неясно.

В любом случае планы минимизации транзита российской нефти через страны Балтии остаются неизменными. На днях «Транснефть» сообщила, что в 2017-м экспортные поставки нефтяных грузов через них снизятся на 25%. Точнее «компания, в соответствии с поручением руководства, переориентирует грузопотоки с прибалтийских портов Вентспилса и Риги на русские балтийские порты – Усть-Луга и Приморск, а кроме этого – на Новороссийск».

 Замдекана факультета мировой экономики и политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев высказал однозначное мнение: «Минск регулярно использует эту политику в нефтегазовых вопросах, считая, что Москва поддастся на давление». Вдобавок власти Белоруссии полагают, что «экономическое положение РФ настолько тяжелое, что не поддаться на шантаж Москва не сможет. Правительство РФ требует от Белоруссии погасить долги за газ», но Минск вводит «новые элементы шантажа. Однако Белоруссия и так получает газ по самым низким ценам на евразийском континенте, даже российские компании платят больше. Но Минск считает, что Москва все еще ему много должна». Как полагает эксперт, «теоретически Москва может вообще отказаться от транзита нефти по территории Белоруссии: для этого достаточно перенаправить потоки на Финский залив – через порт Усть-Луга. Нефть будет доставляться в Европу танкерами».

 Но в таком сценарии имеются нюансы, связанные с той частью российских нефтеэкспортных контрактов, в которой оговариваются маршруты/транспортные технологии поставок. «Существуют договорные обязательства по контрактам, – отмечает А. Суздальцев, – так что «расстаться» с Минском быстро и просто все же не удастся».

Но и бесконечно такая ситуация продолжаться не может. Москва, «устав от шантажа со стороны Белоруссии и Украины, уже ведет целенаправленную политику по налаживанию альтернативных путей поставок нефти и газа в Европу».

* * *

Не может не обращать на себя внимание то обстоятельство, что обострение белорусско-российских разногласий по нефтегазовым вопросам происходит параллельно с ускоренным политико-экономическим сближением Белоруссии с Евросоюзом. Притом что санкции ЕС против РФ сохраняются. Столь характерную синхронность можно, пожалуй, расценивать как поощрение Западом позиций Минска в едва ли не всех торгово-экономических спорах с Россией.

Министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей в предпоследний день ушедшего года подписал соглашение о финансировании – по линии Европейского инструмента соседства – программ трансграничного сотрудничества ЕС «Латвия – Литва – Белоруссия» и «Польша – Белоруссия – Украина» на 2014-2020 гг. По разъяснению белорусского МИД, «совокупный бюджет обеих программ превышает 280 млн. евро, которые будут выделяться на проектную деятельность в странах-участницах на конкурсной основе». Более 20 млн. евро из тех же средств, оказывается, зарезервировано на внеконкурсную реализацию в Белоруссии крупномасштабных проектов по развитию приграничной инфраструктуры, включая модернизацию пунктов пропуска, а также совершенствование технических систем охраны границы и реконструкцию подъездных путей.

Какие конкретно проекты, финансируемые по линии ЕС, имеются в виду – пока не поясняется. Но их профиль весьма широкий. Это «управление государственной границей, борьба с трансграничной преступностью, совместное реагирование на чрезвычайные ситуации, защита окружающей среды, поддержка предпринимательства, развитие туризма, здравоохранения и социальных услуг, охрана культурно-исторического наследия, стимулирование межкультурных связей и контактов между людьми», уточнили в белорусском МИД. Эти соглашения полностью вступят в силу после их ратификации Белоруссией в 2017 г.

Характерно, что Россия и в целом Союзное государство РФ и РБ не привлечены к участию в означенных приграничных программах (хотя, например, Калининградская область граничит с Литвой и Польшей, а Брянская область – с Белоруссией и Украиной). В то же время с середины 2014 г. состояние фактической стагнации переживают программы приграничного сотрудничества России с ЕС. Такой, словом, диссонанс…

Еще один факт: в конце декабря прошлого года главы бизнес-ассоциаций Белоруссии, Эстонии и Мальты в своем коллективном обращении в Европарламент призвали как можно скорее отменить ограничения на поставку белорусского текстиля в Евросоюз. Ассоциации приветствуют подготовленный проект решения Европейской комиссии об отмене этих ограничений и выражают уверенность, что его оперативное принятие поспособствует укреплению экономических отношений, как это предполагает евросоюзовская инициатива «Восточное партнерство». Причем подчеркивается, что «несмотря на снятие почти всех санкций ЕС с Беларуси (выделено мной. – А.Б.), ограничения на поставку текстиля из страны де-факто остаются» и «препятствуют торговле с ЕС».

По мнению старшего аналитика Белорусского института стратегических исследований Дениса Мельянцова, «в 2017 году, вполне вероятно, будет наконец-то подписано соглашение об упрощении визового режима и реадмиссии с ЕС. Велика вероятность отмены или, по крайней мере, пересмотра Евросоюзом квот на белорусский текстиль». Плюс к тому «для Беларуси откроются новые возможности для финансирования из фондов ЕС».

Характерно и то, что если внешнеторговый транзит России уходит из стран Балтии на российские магистрали и порты, то белорусский, наоборот, через те же страны увеличивается. Это особенно касается транзитных перевозок нефтепродуктов, товаров нефтегазохимии, химудобрений, текстиля, продуктов лесопереработки.  По имеющимся данным, за последние 5 лет объем белорусского внешнеторгового транзита через Литву возрос почти на 20% (включая транслитовские перевозки к латвийским, эстонским портам и обратно), через Латвию (в том числе к портам Эстонии) и Эстонию – соответственно на 25% и более чем на 10%.

Активно курсирует и поэтапно введенный в действие в 2013-2015 гг. трансрегиональный контейнерный поезд «Викинг», обходящий РФ и идущий через Белоруссию (Украина – Белоруссия – страны Балтии с ответвлением в Польшу). К близлежащим портам соседней Калининградской области РФ экспортно-импортные грузы Белоруссии не очень-то стремятся.

* * *

Тем временем Минск заключил договоренность с ЕС о создании на своей территории лагерей нелегальных мигрантов, получив на их строительство 7 млн. евро. «Учитывая, что у нас с Белоруссией нет оформленной наземной сухопутной границы, это создает, конечно же, вопрос и возможности для злоупотребления», – не стал скрывать своей озабоченности министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

 Словом, налицо всё более активное сближение Белоруссии с ЕС. Кто бы возражал против этого права суверенного государства, если бы Минск не воспринимал такое сближение как подпорку при решении спорных экономических вопросов с Москвой. С которой он – не лишне напомнить – объединен в рамках Союзного государства.

Ритм Евразии



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
16.07.24

Беларусь стала полноправным десятым по счету членом ШОС. Соответствующее решение было подписано на заседании Совета глав государств-членов ШОС 4 июля 2024 года в Астане. Астанинский саммит ШОС считают «саммитом друзей Путина» и «триумфом Си».

09.07.24

Исторические свидетельства однозначно говорят о том, что польское восстание 1863-1864 годов было кровавым мятежом польской шляхты, которая намеревалась воссоздать своё безграничное «панование» на белорусских и малороссийских землях. С точки зрения Белой Руси, мятеж 1863-1864 годов был в корне антинациональным и представлял собой агрессию польской шляхты.

08.07.24

Складывается впечатление, что общественные силы, именующие себя левопатриотическим, живут в мире закостеневших идей и образов. «А ведь еще в 1920 году В.И. Ленин в своей работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» отмечал: «Наша теория не догма, а руководство к действию», – говорили Маркс и Энгельс». Методом же марксизма-ленинизма, как известно, является диалектика, которая предполагает в том числе отказ от проявившихся ошибок и заблуждений. Но у белорусских левых, похоже, всё по-иному.

05.07.24

Как показывает трагический опыт Украины, восточнославянское население, лишённое общерусской основы своего национального самосознания, становится податливой массой для циничных манипуляций по превращению её в жестокую русофобствующую орду.

30.06.24

Совсем скоро, 3 июля 2024 года, наша страна будет отмечать 80-летие освобождения от немецко-фашистской оккупации. Свободу нам принесла Красная Армия, основную роль, стержнем и основой которой был русский солдат. Немало за освобождение Белоруссии полегло украинцев, других народов бывшего Советского Союза. Но и белорусы, защищая общее Отечество, гибли на фронтах, создали мощнейшее партизанское движение, сильное подполье. Земля горела у врага под ногами. Но за нашу общую Победу мы заплатили неимоверную цену в жизни миллионов наших людей.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru