САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Круговых Игорь: Из чего собирается Родина

Круговых Игорь: Из чего собирается Родина

« Назад

14.02.2017 12:56

Круговых Игорь: Из чего собирается Родина

Займёт ли наш народ достойное место в законе о „российской нации“?

Набирающая силу дискуссия в связи с подготовкой закона «О российской нации» начинает жить своей жизнью, подчас оставляя без внимания, по сути, ключевой вопрос. После заседания Совета по межнациональным отношениям 31 октября 2016 года в Астрахани, где прозвучало предложение о разработке закона, Президент РФ В. Путин утвердил 4 декабря 2016 года ряд поручений.

В частности, говорится: «Президиуму Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям представить предложения о подготовке проекта нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере укрепления единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации)». Предложения надо представить к 1 августа 2017 года.

Но данная формулировка как по форме, так и по содержанию принципиально отличается от изначальной и во многом меняет весь ход начавшейся дискуссии, хотя и не отменяет её.

По существу, поставлена задача законодательно закрепить столь ёмкое понятие, как «российская нация». Оно включает в себя вопросы духовного, культурного, ценностного единства общества, сохранения традиций и обычаев всех народов страны. Хочу напомнить, что попытки подготовки подобных законов «об общих принципах» национальной политики предпринимались не раз. Например, после принятия в 1996 году Концепции государственной национальной политики, которая предусматривала подготовку такого закона. Почти 15 лет работы над «основами» показали, что создать что-либо обобщающее невозможно без ясного и точного определения места и роли русского народа.

Давайте с позиций сегодняшнего дня посмотрим, как пытались решить эту проблему. Тогда (в 2001–2003 годах) предложили два альтернативных законопроекта. Первый из них, известный как «Закон о русском народе», был краток и просто закреплял за русским народом те права, которые остальные братские народы уже законодательно имели: на родной язык, культуру, образование. Другой вносил изменения в Федеральный закон «О национально-культурной автономии» и рассматривал русских как одно из национальных меньшинств, давая право русским создавать в регионах свои национально-культурные автономии и даже – в последующем – создать федеральную национально-культурную автономию русских в России (!).

Как ни удивительно, но верх взял именно этот «демократический» законопроект, а не «националистический», требовавший и для русских общепризнанных прав на родной язык, культуру, образование. Но оказалось, что с русским народом – «национальным меньшинством» – никакого закона «об основах национальной политики» за 15 лет так и не сумели написать. В этом главный урок.

Россия – союз народов, и уже по определению каждый из них должен быть обеспечен всем объёмом прав и обязанностей. И русские не исключение. Это не привилегия, а прямая обязанность. Включая обязанность выполнения своего системообразующего качества: быть «точкой сборки» многонародного союза, без чего любой закон «о российской нации» просто не состоится.

Поэтому сейчас, начиная работу по подготовке проекта нового нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере укрепления единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), нужно «расчистить» все накопившиеся за десятилетия преграды.

Следует, в частности, отменить все определяющие русский народ как «национальное меньшинство» законодательные положения и сделать, наконец, его равноправным с остальными братскими народами. Кстати говоря, в действующей федеральной Стратегии государственной национальной политики (2012 г.), как и в других подобных документах, предусмотрено обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов, а также обеспечение прав национальных меньшинств. Никто не против! Но где русские? Их в документах нет. На такой «конструкции» единой российской нации не собрать. Необходим более прочный фундамент единства: и коренных малочисленных народов, и национальных меньшинств, и национального большинства. Это ещё одна «точка сборки», без которой закон «о российской нации» не состоится.

Постоянно говорят о необходимости «гармонизации» межнациональных отношений как фундаментальной основе единства российской нации. Но кого с кем гармонизировать? Русские как бы «подразумеваются», продолжая жить «на общественных началах» в ими же созданном государстве. Так кого гармонизировать? Сами национальные меньшинства?

Опереться есть на что. Например, в Стратегии национальной политики Москвы на период до 2025 года впервые наряду с «национальными меньшинствами» вводится понятие «национального большинства». В основе столичной стратегии лежит положение, высказанное В. Путиным 17 августа 2015 года на встрече с представителями национально-культурных организаций Крыма, о необходимости «защищать права всех», вне зависимости от принадлежности к меньшинству или большинству, независимо от численности и конфессиональной принадлежности. Это и есть базовый принцип новой матрицы национальной политики. Убеждён, что если закон о «российской нации» будет написан, то это будет сделано с учётом ключевых положений московской стратегии. По крайней мере, это было бы абсолютно правильно.

Нельзя не принять во внимание ещё один вариант решения вопроса о законодательном обеспечении единства российской нации. Он обусловлен тем, что фракция «Единой России» в Госдуме имеет конституционное большинство. Поэтому целесообразно поставить вопрос о внесении в текст Конституции РФ положения о необходимости защиты не только прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств, как это уже есть, но и национального большинства. Тогда необходимость подготовки «обобщающего» закона о российской нации сама по себе отпадёт. Потребуется лишь ряд законодательных актов в развитие нового конституционного положения. В этом варианте много положительного и перспективного.

То место, которое займёт Россия в переустройстве жизни в ХХI веке, напрямую зависит от того, какую роль в российской нации будет играть русский народ.

Литературная газета



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
23.04.25

Одним из широко распространенных предрассудков западной политологии является противопоставление идеологии и демократии, утверждение, что демократическому обществу присущи плюрализм, деидеологизация. Видные западные социологи и политологи квалифицируют идеологию как ложное сознание и совокупность манипуляций. Так, итальянский социолог В. Парето отождествляет идеологию с фальшивыми словесно-демагогическими образованиями и видит в идеологии всего лишь маскировку действий.

18.04.25

Несмотря на то, что Белоруссия – это партизанский край, в постсоветский период с привлечением всех возможных Интернет-ресурсов (а до попытки государственного переворота в Республике Беларусь в 2020 году – даже на страницах легально продаваемых в киосках СМИ – «Народнай воли» и др.), распространяемых книг (Илья Копыл «Война. Небышино» и др.) силами бело-красно-белой прозападной оппозиции активно проводится компания по дискредитации партизанского движения, перекладывания вины за массовое уничтожение белорусского населения с оккупантов на партизан.

17.04.25

2024 год в Республике Беларусь проходил под знаком 80-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков – было реконструировано и обновлено множество мемориальных и музейных комплексов, памятников и мемориальных досок, создано несколько новых памятных мест. Эта работа продолжилась и в 2025 году.

16.04.25

В каком смысле консервативная идеология может войти в состав идеологии российского и белорусского государства? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не в признании человека религиозным и греховным существом, не как идеологии охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному принципу, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев.

07.04.25

Начиная с 2024 года в Республике Беларусь проходит масштабная подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая носит общегосударственный, общенародный характер. Ситуация в этом отношении в Белоруссии разительно отличается не только от постсоветских государств, где взяли верх откровенные реваншисты, идейные наследники колаборантов, участвовавших в войне на стороне фашистской Германии – на Украине, в Прибалтике, но и в других странах, сохраняющих память о войне, но не проводящих торжества такого масштаба.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru