« Назад 09.03.2017 09:02 Андрей Геращенко: Не только олигархи виноваты Насколько серьёзны проблемы Союзного государства России и Белоруссии? В ряде белорусских и российских СМИ (в последнем случае – прежде всего, в левой и коммунистической прессе) единственным виновником пробуксовывания, а то и прямого свёртывания интеграционных процессов в рамках Союзного государства России и Белоруссии называется исключительно Россия и её олигархат, стремящийся поглотить белорусскую экономику и нивелировать социальные завоевания Белоруссии. Нынешний министр образования Республики Беларусь Игорь Карпенко, обсуждая возможности выхода из сложившейся ситуации, как-то привёл любопытную цитату из В.И. Ленина: «Кто берётся за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу «натыкаться» на эти общие вопросы. А натыкаться на них в каждом частном случае означает обрекать свою политику на худшие шатания и беспринципность». Что ж, прежде, чем мы перейдём к «частным проблемам», обозначим сразу «общие вопросы». Ведь вопросы интеграции особенно актуальны сегодня, в год 100-летия Русской революции. Время не разрушать, а созидать; объединяться, а не расходиться. Позиция белорусских СМИ ясна и направлена на отстаивание белорусского подхода к обозначенной проблематике. Из логики внутрироссийских споров следует и солидаризация с таким мнением коммунистической прессы. Однако так ли всё просто, чтобы рассматривать союзную проблематику исключительно в русле классового противостояния и борьбы «российской олигархической» и «белорусской народной» экономик? Подобное обсуждение сводится практически лишь к сфере экономических проблем, не затрагивая и, соответственно, не увязывая с ними как общественно-политическую, так и геополитическую проблематику. В обоснование такого подхода приводится тезис о том, что белорусов и россиян тревожат в первую очередь торгово-экономические конфликты, возникающие между странами. Однако, сводя всё к торгово-экономической проблематике и обвиняя во всём Россию, авторы подобных публикаций старательно обходят разногласия в политической сфере. Это, прежде всего, непризнание Белоруссией Южной Осетии и Абхазии, «собственное белорусское» мнение относительно ситуации в Крыму, переворота в Киеве, карательной операции в Донбассе; взятый Белоруссией курс на подчёркнутую «многовекторность» и многое другое. Перейдём к конкретике. Сторонники «вины России» обычно начинают хронологию «конфликтов» с февраля 2004 года, когда Россия прекратила поставку газа Белоруссии «под предлогом задолженности». Однако только ли в 2004 году возникли первые трения? На самом деле, всё началось ещё в 1994 году. В 1994–1995 годах Белоруссия, которая переживала период социально-политической и экономической нестабильности вследствие развала СССР, задолжала России за газ 1 млрд долларов. В 1996 году был принят нулевой вариант – долг списывался, а взамен Белоруссия отказывалась от претензий к России по поводу арендной платы за военные базы, вывоз ядерного оружия и т.п. Суммы были приблизительно эквивалентными. На будущее было решено частично производить оплату товарами белорусского производства. Это создало проблему и для «Газпрома». Поэтому оплата белорусскими товарами российского газа в 2001 году составляла 80% (остальное – деньгами), в 2002 году – уже 53%, а в 2003 году снизилась до 26%. В 2003 году А.Г. Лукашенко заявил, что, по его мнению, «Газпром» должен заплатить за активы «Белтрансгаза» вместо ранее оговорённого 1 млрд долларов – 5 млрд долларов. «Газпром» предупредил Белоруссию, что с 1 января 2004 года цена газа перестанет быть внутрироссийской, и с 30 долларов вырастет до 47 за 1000 кубических метров. Белоруссия предсказуемо сообщила о росте стоимости транзита газа в Европу, но в итоге теряла 125 миллионов долларов. Контракт отказалась подписывать именно Белоруссия. В феврале 2004-го «Газпром» на один день (!) прекратил подачу газа, а в Белоруссии поднялась волна антироссийской риторики – дескать, Москва решила «заморозить своего союзника, воспользовавшись зимними холодами». Между тем ситуация с «Белгазпромом» всё же была доведена до логического разрешения. 25 ноября 2011 года Госкомитет по имуществу Республики Беларусь и «Газпром» подписали договор о покупке «Газпромом» второй половины «Белтрансгаза», а также контракты на поставку газа в Белоруссию и его транспортировку по белорусской территории в 2012–2014 годах. Помимо поступления 2,5 миллиардов долларов в бюджет, Белоруссия получила и другие ощутимые выгоды. Стоимость 1000 кубических метров газа для Белоруссии в 2013–2014 годах была привязана к цене газа для потребителей Ямало-Ненецкого автономного округа с учётом стоимости его транспортировки в Белоруссию, накопления в подземных хранилищах на территории России и некоторых других факторов. 8 декабря 2011 года в Минске под председательством А. Миллера прошло совещание, полностью посвящённое вхождению «Белтрансгаза» в «Газпром». Наряду с финансово-экономическими вопросами и порядком функционирования Единой системы газоснабжения России и Белоруссии, были оговорены и корпоративные моменты – от системы управления до повышения заработной платы (примерно до 950 долларов). Поначалу это вызвало достаточно нервную реакцию белорусского руководства, потому что повышение заработной платы в три раза стало наилучшим аргументом для понимания полезности и своевременности сделки по продаже второй части «Белтрансгаза», однако жизнь в итоге доказала правильность принятого решения. В первую очередь, удалось сохранить кадровый потенциал, прекратить отток высококвалифицированных специалистов в ту же Россию, решить ряд накопившихся проблем белорусской газотранспортной системы. Стало совершенно очевидно, что все разговоры о «продаже за бесценок» российским олигархам части белорусской экономики не только не привели к каким-либо негативным проблемам для работников «Белтрансгаза», а позволили этим людям реально значительно повысить своё благосостояние. Ко всему прочему «Газпром» начал строить в Минске большой многофункциональный комплекс своей компании. Популярная в Российской Федерации программа «Газпром – детям» была распространена и на территорию Белоруссии. К сожалению, в результате взаимных упрёков и претензий всё это было фактически приостановлено. Не менее сложен и вопрос так называемого нефтяного баланса России и Белоруссии. Не вдаваясь в подробности, отмечу только, что Белоруссия в обмен на получение около 21,5 миллиона тонн нефти должна поставить примерно 5,8 миллионов тонн уже готовых продуктов нефтепереработки в Россию. Цифры на каждый год, а временами даже на полугодие или квартал постоянно уточняются, и служат предметом острых переговоров. В обоих случаях цены и на нефть, и на продукты нефтепереработки являются по договору фиксированными и ниже среднемировых. Так вот, Белоруссия регулярно не выполняет свою часть договорённости по нефтяному балансу, утверждая, что реэкспорт нефтепродуктов в Россию ей невыгоден: в Европу можно продать дороже. То, что России тоже выгоднее продавать нефть в Европу, а не в Белоруссию, белорусской стороной во внимание не принимается. Мы уже говорили выше, как повысилось благосостояние простых белорусов – работников «Белтрансгаза» после его объединения с «Газпромом». К сожалению, подобных положительных примеров очень мало. Белорусская сторона всячески задерживает приход российского инвестора и слияние компаний Белоруссии и России, опасаясь, что потеряет рычаги административного управления предприятиями. Пусть даже это и оборачивается серьёзным снижением уровня зарплат и жизни белорусских граждан. Примеров множество, но я напомню только печальную историю с попыткой образования холдинга «Росбелавто», в котором планировалось объединить активы двух гигантов по производству грузовиков – «МАЗа» и «КАМАЗа». Ещё двенадцать лет назад «МАЗ» выпускал около 12 000 автомобилей в год, в то время как «КАМАЗ» – всего 4 000. Но проблемой «МАЗа», как и Белоруссии в целом, является малый объём внутреннего рынка. К тому же если «МАЗ» ориентирован в основном на экспорт, то «КАМАЗ», используя преимущества огромного внутреннего российского рынка – на продажи внутри страны. Эти факторы и привели к тому, что в начале 2010-х «МАЗ» выпускал около 30 000 автомобилей в год, а «КАМАЗ» – уже вдвое больше – 60 000. Но даже этой цифры было недостаточно для решения задачи, поставленной российским руководством – провести замену и утилизацию отслуживших свой срок грузовиков по всей стране. Мощности «МАЗа», тем более при их наращивании, были бы весьма кстати. Помимо этого, российскую сторону интересовали и вопросы удешевления комплектующих, общие технические наработки – опыт белорусов для наращивания выпуска современных моторов, коробок передач и других элементов автомобилей. «МАЗ» же в первую очередь искал дополнительные выходы на российские рынки, не только для грузовиков, но и для своих автобусов. Но белорусская сторона вновь максимально затягивала процесс, выдвигая условия, неприемлемые для «КАМАЗа» по экономическим причинам. В итоге компания Daimler увеличила свою долю в «КАМАЗе», после чего актуальность слияния с «МАЗом» для «КАМАЗа» утратила былое значение. Нетрудно догадаться, что говорят и думают уже потерявшие работу 4 500 человек и те, кто получает на «МАЗе» уже пониженную зарплату и боится увольнения в ближайшее время, о подобной «защите» от «посягательств российских олигархов на народную белорусскую собственность». К тому же они знают о более счастливой истории в ситуации с «Газпромом». А говорят они примерно следующее: мы не боимся прихода российских олигархов, у нас всё равно ничего нет, и купят они предприятие не у нас, а у белорусского руководства – так мы бы хоть с работой и зарплатой были, как на «Белтрансгазе», а теперь на улице. К слову, по городам Белоруссии в феврале 2017 года впервые за многие годы прокатились массовые выступления против так называемого «декрета о тунеядцах», согласно которому те, кто не имеет работы, должны заплатить в доход государства налог. Практически те же проблемы можно наблюдать и в отношении слияния «Гомсельмаша» и «Ростсельмаша». Касаясь вопросов «молочного и мясного» противостояния, хочу заметить, что они тоже не частные, а увязаны с общим контекстом российско-белорусских отношений. Кроме того, Белоруссия не лучшим образом отреагировала на антироссийские санкции, допустив факты реэкспорта запрещённой к ввозу в Россию продукции под маркой собственно белорусской. Затрагивая эту тему, часто указывают на то, что за свои стратегические базы, способные предупредить о ракетном нападении из натовской Европы или Атлантики и управляющие ударными, в том числе атомными, подлодками в мировом океане, Россия не платила. Американцы якобы предлагали Александру Лукашенко 10 миллиардов долларов за то, чтобы тот удалил с белорусской земли российскую радиолокационную станцию. Но он ответил, что братство с Россией не продаётся. Иными словами, признаётся факт того, что такое предложение со стороны США было сделано. Я представляю отношение белорусов и россиян к А. Лукашенко, если бы он за 10 млрд долларов пошёл на сделку с США… Это, безусловно, стало бы его огромной политической проблемой. Но если братство с Россией не продаётся, зачем тогда озвучена сумма? Совершенно очевидно, что это сделано если не для полной «компенсации», то хотя бы для какого-нибудь «частичного взаимозачёта». К тому же Белоруссия негативно отреагировала на предложение России создать авиабазу на своей территории, предложив взамен этого помочь Минску самолётами. Демонстративным фактом самостоятельности Белоруссии в военной сфере стало и создание системы залпового огня «Полонез», которая делалась в кооперации с Китаем, так как Россия «не проявила понимания в данном вопросе». Иными словами, и в военной сфере всё далеко не так безоблачно. Что касается сферы политической, то российских лидеров в упомянутых материалах в СМИ обвиняют в нежелании строить Союзное государство, а также стремлении уйти в сферу Евразийского экономического союза. На это можно возразить, не вдаваясь в подробности, что Белоруссия сама не раз заявляла, что «суверенитет – святое», отвергая как систему введения общей валюты, так и многие иные союзные проекты. В этой ситуации Россия и выстраивает свои отношения в рамках ЕАЭС, но уже не только с Белоруссией, но и с Казахстаном, Киргизией, Арменией. Союзное государство России и Белоруссии служит ориентиром, но ситуация такова, что, кроме России и Белоруссии, на такую интеграцию остальные участники ЕАЭС не готовы идти по тем или иным причинам. Белоруссия и Россия - ближайшие союзники, наши народы фактически представляют собой единую культурно-цивилизационную общность. Проблемы всегда есть даже в одной семье, между близкими родственниками, друзьями. Уверен, что это понимают как народы Белоруссии и России, так и лично Александр Лукашенко и Владимир Путин. Напомню, что в Белоруссии, по результатам общенационального референдума 1995 года, 83,3% белорусов высказались за интеграцию с Россией и государственный статус русского языка. Мы «обречены» жить вместе, и ни в коем случае нельзя повторить то, что произошло на Украине. Для многих белорусов уже давно очевидно, что не только кризис, но и ухудшение отношений с Россией бьет по их кошелькам и благосостоянию. Нужно видеть реальные угрозы и противостоять им, искать корни и причины возникающих проблем, а не поддаваться на упрощённую трактовку ситуации. КомментарииКомментариев пока нет
|