САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Аналитика \ Алексей Дзермант: Что не так с Куропатами?

Алексей Дзермант: Что не так с Куропатами?

« Назад

10.03.2017 09:31

Алексей Дзермант: Что не так с Куропатами?

Сформулируем несколько очень важных вопросов.
 
Во-первых, напомним факты.

В лесном урочище на окраине Минска, которое стало известно в новейшей истории Беларуси как Куропаты, действительно покоятся люди, там массовое захоронение.

Точное число погибших там неизвестно. Есть серьезные основания — в том числе документальные — полагать, что часть захоронений относится к периоду Большого Террора в СССР в конце 30-х — начале 40-х годов XX века.

Есть версия и о том, что кроме попавших под молот сталинских репрессий там покоятся и расстреляные немцами в период Великой Отечественной войны лица еврейской национальности. Евреи могли быть как из местного гетто, так и этапированные из Западной Европы.

Эта версия тоже имеет основания, и она пока никак не опровергнута.

Во-вторых, надо понимать, что с самого начала Куропаты стали не просто местом скорби и памяти, а символом политического противостояния.

И последние события, связанные с ними, надо рассматривать именно в этом ключе. Предложение создать там национальный мемориал, посвященный невинным жертвам, тоже связано с этим, это попытка деполитизации темы. Кстати, здравая в идеале.

Но идеальные ситуации бывают редко, особенно если дело касается политической борьбы.

Прежде чем говорить о создании в Куропатах такого мемориала, надо ответить на несколько очень важных вопросов и широко ознакомить общественность с ответами на них во избежание спекуляций.

Сформулируем эти вопросы:

1. Сколько реально людей там погребено, известны ли их имена? Для ответа необходимо наконец профессионально провести раскопки, эксгумировать останки, провести судебную, генетическую экспертизу, внимательно изучить архивы.

На это нужны средства. Немалые. Ну так пусть в этом деле ради установления правды государству помогут всевозможные активисты и защитники исторической памяти.

2. Все ли там погребенные были невиновны и какая их часть понесла наказание заслуженно — за реально совершенные преступления? Скажем, за антисоветский или обычный бандитизм?

3. Если там, в том числе, погребены коммунисты, чекисты, евреи, которые не отказывались от своих убеждений и вероисповедания, то мемориальная символика должна быть лишена идеологизированной окраски или односторонней трактовки. Если сейчас в урочище есть кресты, то почему нет, например, меноры и Звезды Давида?

4. Почему именно Куропаты надо считать общенациональным мемориалом, ведь есть в Беларуси и другие места массовых захоронений этого периода, где, возможно, погребено еще больше людей?

И самое главное — надо четко понимать, какие цели во всем этом преследуют националисты, активно спекулирующие на теме Куропат.

Куропаты нужны им для дискредитации всего советского наследия нашей страны и разжигания межнациональной вражды, ведь в их трактовке репрессии носили характер целенаправленного геноцида белорусов со стороны коммунистов и Москвы.

Но сталинские чистки не были связаны с национальной принадлежностью, под них попадали люди всех национальностей. Никто не ставил целью уничтожение белорусов и их национальной интеллигенции.

Куропаты нужны как опорная точка для десоветизации и продвижения националистической версии истории.
 
Сначала — мемориал такой, какой они хотят, затем — Институт национальной памяти наподобие украинского, с основной целью очернения именно советской истории. Ну а затем — переименование улиц и снос памятников.

Алгоритм именно такой, он был отработан в Восточной Европе практически везде. Единственное исключение — Беларусь. Поэтому им и надо заняться.

Куропаты — одна из мин замедленного действия, заложенных по всему Советскому Союзу в эпоху перестройки с целью разрушения страны. Поэтому сейчас нужно не приводить мину в действие вновь, а нейтрализовать её.

Самое верное, взвешенное решение по Куропатам — новое непредвзятое исследование. Для почитания памяти — создать простое место скорби, а не некий памятник страдания белорусов от русских и коммунистов с националистическим подтекстом.

И если там что-то будет, во избежание односторонней трактовки истории нужно и то, о чем сказал Протоирей Фёдор Повный: «Возводя памятный комплекс жертвам репрессий, нам нужно иметь музей достижений советской эпохи. Только тогда возможна цельность восприятия и объективность».

imhoclub.by



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru