« Назад 26.04.2018 21:39 А что если ..? В обращении Президента Беларуси 24.04.18 г. я обратил внимание на слова: «Более масштабного проекта чем строительство АЭС, в истории Беларуси нет и, наверное, не будет. Предстоит вложить свыше 10 млрд. долларов. Работают сотни учёных, тысячи специалистов в Минэнерго, Минстройархитектуры ив других смежных ведомствах. А мне до сих пор внятно никто не доложил, как станция будет встроена в экономику страны». Мне, думается, что так говорить не совсем справедливо. Например, с началом работы БелАЭС появится возможность отказаться от импорта электроэнергии, что сейчас составляет около 10% от потребления, а также сэкономим около 5 млрд куб.м природного газа, то есть примерно 25% импорта из России. Скорее всего, уважаемый А.Г.Лукашенко хотел узнать, как планируется выплачивать российский кредит (10 млрд. дол.), выданный на её возведение. А что если эту задачу поможет осилить всё наше гражданское общество?
1. В начале 2017 года в интернете прочитал заметку минчанина Александра Клакоцкого. В которой говорилось, что в соседних государствах уже внедрено оборудование для телеинспекции инженерных сетей. Например, в системах ЖКХ такие процедуры предписано проводить 2 раза в год (весной и осенью). В Беларуси специалисты признают данный способ эффективным. Но он стопорится из-за позиции исполнителей. Мол, данное новшество оставит их без работы. В настоящий период со стороны приходиться наблюдать, что реализацией проектов озабочены только высшие руководители различных сфер производств и подчинённые им исполнители. А народ как бы приучают к роли потребителя или стороннего наблюдателя. Можно было бы смириться с таким порядком, справедливо отмечая, что современные специалисты (профессионалы) используя передовые технологии, новые строительные материалы и более совершенную технику, всё выполняют качественно и быстрыми темпами. Но не следовало бы забывать о конфликте разновекторных интересов исполнителя и заказчика (хозяина), с которым мы повседневно сталкиваемся на бытовом уровне. Когда первый заинтересован взяться за освоение как можно больших финансовых средств и торгуется за максимальный доход, а второй вкладывая свои (кровные заработанные) средства, тщательно учитывает «соотношение цены и качества» и бдительно контролирует расход (каждого рубля). Такой же подход следовало бы учитывать в государственном масштабе. То есть браться в первую очередь за возведение высоко прибыльных объектов, контролируя такие важные вопросы, как завышение затрат (под разными благовидными предлогами) или нецелевого использования финансов. И не менее важно, производить расчёт и соблюдать выполнение оптимальных сроков окупаемости возводимых объектов. Проиллюстрирую, почему приходиться напоминать о прописных истинах в связи с приведёнными выше словами Президента о значении Бел. АЭС. Ко дню энергетика 22 декабря 2017 года Минэнергетики РБ сообщило: В 2017 году запущены: Витебская ГЭС – самая крупная гидроэлектростанция в Беларуси и Полоцкая ГЭС- вторая по мощности гидроэлектростанция. А так ли остро они требовались (серьёзны ли были обоснования затрат при мизерных выгодах) и не напрасно ли истрачены наши общие деньги? Неужели в Минэнерго не воспринимали всерьёз угроз со стороны Литвы в отношении допуска продажи избытка белорусской электроэнергии на рынке ЕС? Себестоимость электроэнергии за последние 6 лет снизилась в 1,5 раза и в 2017 году составила около 7 центов (автор: или 14 коп.). Снижение себестоимости казалось бы должно снижать и оплату белорусами электроэнергии. Иначе, для чего её снижать? Но, с сентября 2017 г. Тарифы выросла на 8%. Вероятно наших граждан приучают быть бережливыми. Во всяком случае, такой вывод можно сделать из высказываний специалистов Минэнерго, изложенных 12.10.17 на сайте ТУТ.by: «…Системы дифференциации цен (тарифов) электроснабжения для населения Беларуси по сравнению с Россией (Смоленск) и Украиной более совершенны, имеют большую стимулирующую силу и соответственно более действенны. В связи с этим растёт количество семей, которые не превышают льготные тарифы по электроэнергиии в январе-августе оно составило 82,3% ». Ведь по логике складывающейся ситуации, имея ввиду предстоящий в ближайшее время избыток эл.энергии (+18 млрд.квт в 2020 г.), нужно менять психологию потребителей в обратном направлении. Понятно, что этот процесс длительный и потребует ряд инноваций. Это, казалось бы, понимает начальник управления энергоэффективности, экологии и науки Минэнергетики Сергей Гребень, говоря, что с вводом Бел.АЭС себестоимость эл.энергии ещё снизится и для большего её использования, уже прорабатываются различные направления проекта и в частности о снижение тарифов для потребителей Беларуси. Однако эта разумна идея повышение предложения не нашла отражения в Постановлении Совета Министров РБ от 05.01.18 о новых тарифах на электроэнергию. Практически всё осталось по прежнему: чем больше используешь, тем большую цену платишь за 1 квт час. Единственное нововведение в интересах потребителя (которое давно применяется в соседних странах): при использовании специального (2х тарифного счётчика) снижается стоимость 1квт*часа в ночной период (22.00- 07.00) и повышается в дневной период (07.00- 22.00). А так же установлен минимальный «ночной» тариф за 1 квт*час (0,1003 рубля) и повышенный «дневной» (0,1863 рубля) для нужд отопления и горячего водоснабжения оборудование суммарной мощностью более 5 квт.Но, обращаю внимание авторов Постановления, в пункте 2 ничего не говорится о лимите электроэнергии для данного случая. Предлагаю подсчитать, допустим,если хозяин дома установил такое оборудование: 5квт х 9 льготных часов х 30 дней = 1350 квт*час! Однако, если для собственника дома/коттеджа это приемлемые затраты(около 135 руб.), но если таких потребителей по Беларуси наберётся 50.000 (а возможно будет больше), то электроэнергии для индивидуального обогрева потребуется около 70 млрд квт, что в 1,5 раза превысит имеющиеся мощности электростанций РБ. Например, хотелось бы узнать: По какой причине оговаривается условие только при мощности «Свыше 5 квт»? А это стоило бы увязать с объёмом жилья и (!) подводом одно или 3х фазного кабеля. А вообще то, чтобы не было профицита электроэнергии (по некоторым оценкам около 10 млрд. дол.), который может негативно отразится на режимах работы других ГЭС и ТЭЦ, то следовало бы исходить из его возможной величины, рассчитывая данный лимит. Справедливо было бы разделить уже установленные лимиты данным Постановлением не только в зависимости от обустройства жилища, но и в зависимости от расположение его в городской черте и/или в сельской местности. А ещё правильнее (разумнее) было бы, до вступления данного Постановления о новых тарифах, провести тестовый эксперимент в одном из районов Беларуси по их внедрению, чтобы учесть возможные просчёты. 26.04.18 года. С уважением ветеран труда Пестряков (Смолевичский р-н) КомментарииКомментариев пока нет
|