« Назад 27.08.2018 10:49 Время скорби не то, 27 июня 1941 года Лариса Гениуш подписала обращение «Белорусов протектората Чехии и Моравии» к Адольфу Гитлеру, начинавшееся словами: «Бачучы, што Вялікі Павадыр Нямецкага Народу Адольф Гітлер павёў сваю непераможную нямецкую армію на Усход Эўропы дзеля барацьбы і поўнага зьнішчэньня бальшавізму, бальшавікоў-камуністаў і жыдоў, якія ўжо больш як 20 гадоў уціскаюць і нішчаць наш беларускі народ...». Потом, на следствии по ее делу, она это отрицала. В ее оправдании проскальзывает мысль о том, что ее соратники были «опутаны нацистской хитростью». Но ведь и сама Гениуш помогала «опутывать нацистской хитростью» своих соотечественников, словом и делом пропагандируя нацистскую идеологию. В знаменитом романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» в трагическом переплетении событий показывается то, как идеологи руководят Смердяковыми: «Если Бога нет, то все позволено». Никакие иезуитские доводы о том, что нацисты освобождали нас от большевиков, не могут быть оправданием - фашисты шли грабить и уничтожать Российскую империю, ослабленную Первой мировой войной и революциями. Они убивали не только евреев и большевиков, которых было не так уж много, и влияние которых на общество было незначительно, они убивали многонациональный народ России. Возможно, поэтому на изучение ее стихов западные спонсоры не спешат раскошеливаться. Соратница и единомышленница Николая Абрамчика (В 1941—1943 годах участвовал в деятельности Белорусского комитета самопомощи (БКС) в Берлине. Организовал выпуск газеты «Раніца», в которой публиковалась и Лариса Гениуш. После войны был завербован ЦРУ, стал участником программы QKACTIVE, продолжал вести пропаганду на базе радиостанции «Освобождение» («Radio Liberation», сейчас — «Радио Свобода»); жена полицая, убивавшего белорусов, не как поэтесса, а как человек, который попрал в себе голос совести, иезуитски оправдал жестокость и бесчеловечность, безжалостно смотря на смерть своих соотечественников, предал свою Родину. То, что она писала стихи – временное прикрытие для того, чтобы вывести ее имя из забвения. У нас в РБ все «нацыянальныя» «герои» паэты и письменники – столько талантов на каждый квадратный километр небольшой республики! Когда же под «давлением» «общественности», - которую, как правильно сказал А. Г. Лукашенко у нас часто представляют «три оппозиционера, два чиновника и еще какие-то организации», - Гениуш поставят в один ряд с Колосом, Купалой, Богдановичем и др.; вот тогда начнется другая песня: «посмотрите, а ведь хорошие и уважаемые люди сотрудничали с нацистами». Ей начнут ставить памятники, проводить в ее честь литературные конкурсы, давать награды с ее именем. Самое страшное то, что Гениуш сделают идеалом, образцом для подражания для молодежи. И тогда сбудутся пророческие слова, сказанные одним из персонажей фильма «17 мгновений весны»: «Как только где-нибудь вместо слова «здравствуйте» скажут «хайль!» в чей-то персональный адрес, знайте: там нас ждут, оттуда мы начнём своё великое возрождение». Каким бы не было творчество Гениуш – талантливым или бездарным, - мы не имеем морального права прославлять и увековечивать память таких людей. Почему-то кому-то так хочется, чтобы наше подрастающее поколение особо чтило таких людей, как Гениуш. Так в одной из книг, где Лариса Гениуш представлена, как знаменитость Гродненской области, говорится о том, что «на сегодняшний день школьники Гудевичской школы не только ухаживают за могилой деда Ларисы Гениуш, но и весьма охотно и подробно могут рассказать о его жизни». Не только белорусская судебная власть не реабилитирует Ларису Гениуш, разделявшую нацистские взгляды, отреклись от нее и в Союзе писателей РБ. Кстати, когда реабилитировали жертв репрессий, Комиссия Президиума Верховного Совета СССР от 30.05.1956 г. обвинение признало обоснованным, но срок наказания для Гениуш был уменьшен до 8 лет. Ни в школах, ни в ВУЗах никто не собирается навязывать молодежи любовь к ее творчеству. Государство не выделяет на издание книг о ней средств из гобюджета. И это правильно. Если бы победили фашисты и у власти были такие, как Гениуш, то на территории Белоруссии уже давно бы жили представители «арийской расы», а не мы, славяне. И сама Лариса Гениуш и ее сын, как славяне, были бы тоже уничтожены. Один из постоянных комментаторов сайта "Наша нива" пишет: “Напэўна, Геніюш-беларуска нумар 1, як ніхто яшчэ». Но, судя по девичей фамилии Миклашевич, Лариса Гениуш не была белорусской, это чешская фамилия от имени Миклош - Николай. Скорее всего, ее предки переехали в Западные губернии Российской империи. Образование она получала в польской школе. Возможно, если бы она была действительно белоруской, хорошо знала традиции нашего народа, росла и воспитывалась на нашей истории и культуре, а не иностранных, то в ее жизни не было бы столь роковой ошибки. Как можно клясться в любви к своему народу и работать в нацистской пропагандистской газете Третьего рейха «Ранiца»!? Знать, что твои стихи и заметки опубликуют в газете, которую будут распространять среди узников концлагерей! Писать о красоте и свободе своей малой родины в годы оккупации! Какая красота? Сожженные деревни, вытоптанные поля, плачь и горе женщин и детей. Какая свобода? Оккупированные города, внешнее управление, полное отсутствие суверенитета, немецкий язык на вывесках и указателях. Все ключевые должности занимают иностранцы. Юлия Чирва КомментарииКомментариев пока нет
|